Злоумышленники могут представляться сотрудниками госорганов, в том числе Нацбанка, министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры РК. При звонке они сообщают, что на счета человека якобы идет массированная атака. И для того, чтобы их обезопасить, необходимо перевести деньги на "безопасный счет", сообщили в агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка.
При этом мошенники просят не сообщать о своих действиях никому: ни сотрудникам банка, которые якобы могут быть замешаны, ни даже родственникам и друзьям.
Работать может целая группа мошенников, которые представляются работниками различных государственных органов и службы безопасности банка.
Мошенники подделывают любые номера, с которых могут отправлять различные сообщения, в том числе фиктивные удостоверения сотрудников правоохранительных органов, реквизиты "безопасного счета" и подробные инструкции. Они могут подменить даже короткий номер колл-центра банка – современные технологии позволяют это сделать. При этом сами злоумышленники могут находиться в другом городе или даже в другой стране.
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка
В ведомстве отмечают, что настоящему банковскому менеджеру и тем более представителю государственных органов нет нужды звонить клиентам, чтобы уточнить их личные данные, какие карты были оформлены и сколько денег на них осталось. В банке есть полное финансовое досье на каждого клиента – кредитная история.
Что делать, если поступил такой звонок?
В случае поступления таких звонков необходимо сразу же прервать разговор и сообщить о факте мошенничества по телефонам горячей линии департамента полиции в вашем регионе. Контакты можно найти здесь.
Как не стать жертвой телефонных мошенников.
Для того чтобы убедиться, кто вам позвонил – банковский менеджер либо мошенник, необходимо самостоятельно набрать номер горячей линии банка, в котором вы обслуживаетесь. Но ни в коем случае не звоните на тот номер, с которого поступил звонок или который указан в SMS-сообщении или уведомлении, поступившем по электронной почте.
Не поддавайтесь панике, если вас попытаются напугать по телефону. На тревожное заявление о том, что с "вашей картой серьезная проблема", лучший ответ: "Сейчас позвоню или схожу в банк, чтобы проверить это лично". Это очень распространенная уловка – напугать владельца карточки.
При этом истории мошенников могут быть разными. Например, якобы "кто-то проводит подозрительные транзакции по вашей карточке"; "списана энная сумма с вашего счета/карточки и надо незамедлительно перевести деньги на временный счет"; "срочно нужны личные данные, чтобы отменить кредит"; "назвать код из SMS, чтобы разблокировать вашу карточку" и др.
Главная цель мошенников – напугать вас, вывести из равновесия, чтобы легче было вами манипулировать.
Если с вашей картой действительно какие-то проблемы, банк может сам ее заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговоренным в договоре контактным данным. А лучше всего перезвонить самим в отделение банка и уточнить, действительно ли его сотрудники отправили уведомление.
Если звонящий просит скачать некое приложение на телефон, не делайте этого. Даже если доводы позвонившего звучат убедительно. Мошенники всеми правдами и неправдами могут попытаться убедить вас скачать вредоносные приложения, с помощью которых получат удаленный доступ к вашему гаджету и, соответственно, всему содержимому телефона. Если у вас до сих пор нет антивирусной программы, то срочно установите ее на все устройства, которыми пользуетесь.
Никогда не переходите по сомнительным ссылкам из электронных писем и SMS-сообщений. В них может быть вшита вредоносная программа, которая крадет персональные данные пользователя. Даже если вы получили ссылку от знакомого вам человека, не спешите переходить по ней. Кибермошенники могли зайти в чужой аккаунт и сделать рассылку. К примеру, вы получили сообщение от друга с просьбой пройти по ссылке и поддержать его в онлайн-конкурсе. Не стоит спешить и сразу же кликать по ней. За такими ссылками могут скрываться вредоносные программы.
Будьте бдительны и перепроверяйте информацию. Телефонные мошенники очень надеются, что вы поверите им, и специально торопят вас, используя различные уловки, чтобы у вас не было времени на раздумья и анализ, и вы не могли перепроверить информацию. Но когда возникает вопрос, касающийся денег, торопиться нельзя. Прервите разговор и сделайте паузу. Хорошо обдумайте ситуацию и тогда вы скорее всего поймете, что на том конце провода мошенники.