По мнению Всемирного банка, Казахстан, несмотря на впечатляющий рост экономики, может застрять в "ловушке среднего дохода". ВБ улучшил прогнозы по ВВП Казахстана в сравнении с отчетом за июнь 2023 г. с 4% до 4,3% в 2024 году, вместе с тем обозначив всплывающие последствия жесткой денежно-кредитной политики и устойчивой инфляции, передает inbusiness.kz.
Позитивную динамику роста экономики страны омрачают санкционные режимы, которые затрагивают по касательной весь Центрально-Азиатский регион. Банковский сектор – основа финансовой структуры республики Казахстан – получает прямой удар. Как неоднократно отмечает Олжас Кизатов, заместитель председателя агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, наши банки, как и сам регулятор, уже два года живут в санкционном режиме.
"Я думаю, что и мы, и наши банки уже научились жить в санкционных условиях", – делится эксперт.
Банки все еще проходят различные этапы оздоровления после ряда "шоковых терапий" начиная с 2008 года, тем не менее демонстрируя позитивную динамику роста показателей. Сильнейшим катализатором остается налаженная цифровая инфраструктура сектора. В данной части банки Казахстана являются передовыми в отрасли экономики. В остальном же оптимизм сохраняется слабо.
Активы и обязательства банков продолжают свой рост, однако темп этого увеличения замедляется по сравнению с динамикой экономики. Примечательно, что финансовый сектор продолжает накапливать избыточную ликвидность, но эффективная передача этих средств в сферу предпринимательства остается неудовлетворительной. Средства компаний переключаются на более привлекательные инвестиционные инструменты, в то время как вклады населения увеличиваются с невысоким темпом. Также привлекает внимание явление долларизации депозитов, достигшее исторического минимума за последние 16 лет.
Следует отметить, что одной из основных проблем финансового сектора остается недостаточное кредитование бизнеса, обусловленное государственными программами льготного кредитования, создающими препятствия для расширения корпоративного кредитования. Следовательно, рост прибыли банковского сектора из-за высоких процентных марж и комиссионных доходов подвержен нестабильности и цикличности.
Усугубляет положение и слабая конкуренция на рынке корпоративного кредитования. Уход двух крупных российских банков с казахстанского финансового рынка в предыдущем году дает о себе знать. В соответствии с высказыванием президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева финансирование крупных экономических проектов в стране в настоящее время зависит от ограниченного числа банков.
Это не значит, что корпоративного кредитования совсем нет. Его уровень в сравнении с другими в Казахстане составляет гордые 13%, тогда как в Бразилии – 53%, а в соседней России – 72%. Тем не менее в лидерах корпоративного кредитования почетно заседают три банка: Народный банк Казахстана, Банк ЦентрКредит и Jusan Bank с общей долей 75% в общем корпоративном портфеле БВУ. На долю крупнейшего банка второго уровня – Народного банка Казахстана – приходится 59% всех корпоративных кредитов (49% без расчета кредитов корпоративному сектору от БРК).
Данные на конец июня 2023 года в млрд тенге:
Государство пытается жесткими методами уменьшить влияние потребительского кредитования и дать стимул корпоративному кредитованию. Банки продолжают устойчиво кредитовать население потребительскими займами, которые значительно превышают кредитование бизнеса. Однако благодаря этому банковский сектор на фоне остальных выглядит наиболее устойчивым в условиях геополитической обстановки и рисков вторичных санкций.
Ситуацию в положительную сторону могло бы изменить вхождение на рынок новых игроков. Иностранные инвесторы присматриваются к Казахстану уже не первый год, однако дефицит капитала сохраняется. Руководитель венчурного подразделения EA Ventures Адильбек Камиев отмечает, что в настоящее время наблюдается крайняя нехватка инвесторов на всех уровнях: от бизнес-ангелов до крупных венчурных фондов. По его словам, отсутствие разнообразия в источниках финансирования замедляет развитие инновационных компаний, делая их зависимыми от ограниченного числа финансовых партнеров.
Эксперты рекомендуют обратить внимание государства на страны, которые стремятся активизировать сотрудничество, как, к примеру, Катар, с которым в октябре прошлого года состоялся исторический бизнес-форум с участием 175 представителей бизнес-сообщества из Казахстана и Катара
"Это государство обладает значительными финансовыми ресурсами, и через свой суверенный фонд Qatar Investment Authority с активами порядка 500 млрд долларов оно может инвестировать в казахстанские проекты. QIA уже занимается этим в Европе и Азии, поэтому почему бы не привлечь их к нам? Тем более что перспективные сферы для сотрудничества уже известны – это сельское хозяйство, энергетика, нефтехимия, горнодобывающая промышленность и сектор финансов", – отмечает Юрий Масанов, экономический обозреватель.
Денежно-кредитная политика должна быть направлена в первую очередь на создание условий для выхода страны из кризиса, поиск узловых проблем экономики, в частности укрепление стабильности банковского сектора. Чем сильнее БВУ, тем устойчивее экономика. Поскольку создание крупных капитализированных банков, способных самостоятельно инвестировать крупные проекты или инвестировать экономику страны совместно с другими банками, до сих пор является одним из ключевых направлений в списке дел казахстанского правительства и финрегуляторов.