DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
Бауржан Байбек: На Западе решили проблему пробок, и мы ее тоже сможем решить

Бауржан Байбек: На Западе решили проблему пробок, и мы ее тоже сможем решить

Аким Алматы мечтает превратить Алматы в европейский город.

21 Февраль 2017 10:40 5103

Бауржан Байбек: На Западе решили проблему пробок, и мы ее тоже сможем решить

Автор:

Элина Гринштейн

Фото: matrica.kz

Бауыржан Байбек на отчетной встрече 20 февраля подвел итоги 2016 года, сообщил о планах акимата на 2017 год и рассказал о дальнейшем социально-экономическом развитии города.

Большое внимание в своем докладе Бауыржан Байбек уделил транспортной реформе, начатой для решения проблемы пробок и заторов. По словам акима, за последние 15 лет только в строительство 30 транспортных развязок было инвестировано более 300 млрд тенге. А в 2018 году, по заверениям градоначальника, нагрузку на основные улицы снизит строительство еще двух развязок в рамках формирования малого транспортного кольца. Однако г-н Байбек признал, что машин в городе, несмотря на все усилия, меньше не стало. В этой связи в акимате планируют в текущем году начать расширение дорог в районе рынка «Алтын Орда».

Также аким отметил, что в этом году планируется начать строительство Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), которая «значительно разгрузит город от транзитного потока». «БАКАД увеличит экономический потенциал Алматы как логистического хаба между западным Китаем и Европой. Ожидаемые инвестиции в проект составят более 350 млрд тенге. Это позволит создать тысячи рабочих мест, задействовать, в первую очередь, алматинские компании», – заявил аким.

Вместе с тем, г-н Байбек согласился с тем, что только строительством развязок и объездных дорог имеющуюся проблему заторов не решить. И в этой связи акимат с прошлого года начал разрабатывать комплексную схему организации дорожного движения в центре города. Помогают в этом, по его словам, международные эксперты.

«Мы даем приоритет не частному, а общественному транспорту. В соответствии с разработанным планом количество выделенных полос будет увеличиваться», – сказал г-н Байбек, отметив, что за счет выделенных полос время в пути для граждан, пользующихся общественным транспортом, сократилось в среднем на 30%. «Мы эту практику будем продолжать, нравится это кому-то или нет. Это делали на Западе, решили проблему пробок, и мы ее тоже сможем решить, ничего особенного в этой ситуации в городе нет», – заявил аким.

Г-н Байбек сообщил, что на модернизацию транспортных линий Алматы будет выделено почти 5,5 млрд тенге. Особое внимание будет уделяться троллейбусам, поскольку, по словам акима, «это в три раза дешевле восстановления трамвайных линий».

Что же касается проекта легкорельсового транспорта (ЛРТ), реализация которого так надолго затянулась, аким отметил, что в этом году будет объявлен конкурс для определения подрядчика, а также начнется проведение работ по подготовке необходимой инфраструктуры. Хотя, изначально конкурс планировалось объявить уже в 2016 году, а запустить ЛРТ – в 2020-м.

«Это недешевый проект, он стоит 123 млрд тенге, но это в разы меньше, чем во многих мегаполисах мира», – добавил Бауыржан Байбек. Вместе с тем, напомним, в 2014 году стоимость проекта оценивалась чуть менее чем в 100 млрд тенге.

Еще один вид транспорта, упомянутый акимом Алматы, – метро. По словам г-на Байбека, к 2020 году завершится строительство еще двух станций, ветка дойдет до Абая – Момышулы.

Что касается вопроса системы электронного билетирования «Онай», здесь алматинцев также ожидают некоторые новшества.

«Мы двигаемся в сторону поэтапного исключения наличного оборота, прорабатываем введение дифференцированного тарифа. Например, оплатил один раз и полтора часа можно делать пересадки», – сообщил аким.

Также акиматом планируется увеличить стоимость одноразового билета в сравнении с оплатой проезда по карточке. По словам акима, в соответствии с международным опытом, подобные вопросы рассматриваются в парламенте.

«Нам для проведения реформы нужно изменить законодательство. Мы совместно с Астаной внесли предложение, сегодня с депутатами этот вопрос отрабатываем», – сказал он. Однако он также отметил, что на полноценное завершение реформы может уйти еще около трех лет.

Бауыржан Байбек в своем выступлении также осторожно намекнул на то, что может последовать повышение цен на проезд в общественном транспорте.

«Хочу особо подчеркнуть, с 2012 года, несмотря на повышение цен на комплектующие ГСМ, тариф на проезд не пересматривался. Надо всем понимать, что в Европе уровень жизни другой, доходы другие, но и цены другие», – заявил аким, сославшись на то, что частные компании жалуются на невозможность обслуживать транспорт и покупать новые автобусы при цене одной поездки в 80 тенге.

«С одной стороны, мы хотим европейское качество, но не хотим платить так же, как платят они. Мы это понимаем, и этот вопрос стараемся решать комплексно. Город выделяет значительные средства на компенсацию перевозчикам за льготников. В 2016 году выделено 2,7 млрд тенге. К примеру, на эти деньги можно было бы купить 50 газовых автобусов или отремонтировать большое количество дорог. Но мы понимаем, что это социальный вопрос», – продолжил градоначальник.

Кстати говоря, вопроса ремонта автодорог аким также коснулся. По его словам, на ремонт дорог в прошлом году было выделено почти 7 млрд тенге, был проведен средний ремонт на 196 улицах – это 141 км. Напомним, в 2015 году было отремонтировано более 95 км дорожного покрытия на 187 улицах. На текущий год запланирован ремонт 250 км дорог.

Другая проблема, тесно связанная с большим количеством транспорта в Алматы, это загрязненность воздуха, ведь 80% вредных выбросов, как утверждают экологи, создают именно автомобили. По статистике, приведенной г-ном Байбеком, при росте населения в Алматы в 1,5 раза количество легковых автомобилей выросло в 10 раз. Сейчас количество авто в городе достигает 570 тыс., еще около 270 тыс. машин ежедневно заезжают из других городов.

При этом именно у иногородних машин было зафиксировано 67% случаев повышения норм токсичности и дымности выхлопных газов. Всего в прошлом году работа по контролю данного вопроса была значительно усилена, взыскано 136 млн тенге штрафов.

Вместе с тем в акимате стараются увеличить долю экологически чистого общественного транспорта. На сегодня, по словам акима Алматы, она выросла до 60%.

«Вводятся новые виды экологического транспорта. В рамках проекта Almaty Bike сегодня открыто 50 велостанций. До 2018 года их число увеличится в пять раз. Это очень популярный и нужный проект», – добавил г-н Байбек.

Что же касается других векторов развития города, Бауыржан Байбек с гордостью отметил, что несмотря на мировой кризис и неблагоприятные прогнозы экспертов, рост экономики Алматы составил в прошлом году более 2,5%. Однако в 2015 году, напомним, этот показатель составлял более 3%, а в денежном выражении – 9 трлн тенге. Каков же был рост в тенге в 2016 году г-н Байбек не озвучил.

«По всем ключевым показателям города достигнута положительная динамика», – заявил аким Алматы, добавив, что в 2016 году в республиканский бюджет было собрано 1,26 трлн тенге налогов и сборов, «что на 22% больше предыдущего года».

Но при этом, если верить официальному интернет-ресурсу акимата, приводящему основные тезисы аналогичного выступления г-на Байбека в прошлом году, в 2015 году в государственный бюджет было перечислено 1,36 трлн тенге налоговых и неналоговых поступлений.

«Особый оптимизм внушает рост на 10% доходов местного бюджета, что связано с ростом оплаты труда в государственном и частном секторе, в бизнесе города. В целом средняя зарплата алматинца выросла на 12%. Это свидетельствует о росте благосостояния населения», – заявил градоначальник, умолчав о том, сколько составляет средняя зарплата в денежном выражении.

Также аким ничего не сказал о погашении задолженностей по заработной плате перед работниками. Напомним, по итогам 2015 года была погашена задолженность перед 4,3 тыс. работников на сумму свыше 1 млрд тенге. А в январе текущего года на официальном сайте прокуратуры Алматы появилась информация о том, что после вмешательства правоохранительных органов в 2016 году удалось погасить задолженность по заработной плате на сумму 1,26 млрд тенге в 110 предприятиях перед более 2800 гражданами.

Кроме того, г-н Байбек отметил, что в городе обеспечена устойчивая занятость экономически активного населения.

«Несмотря на постоянный приток трудовых мигрантов, безработица в Алматы сохранилась на уровне прошлого года, это 5,3%. Благодаря системным мерам за год создано более 25 тыс. постоянных рабочих мест», – заявил аким.

Г-н Байбек рад был также сообщить о том, что по итогам 2016 года в городе удалось удержать инфляцию на самом низком уровне в стране – 8%. Отметим, по информации министерства национальной экономики РК, в среднем по республике инфляция в прошлом году составила 8,5%. Что же касается 2015 года, в Алматы показатель инфляции был на уровне 14,8%, в среднем по республике – 13,6%.

По словам акима Алматы, улучшению благосостояния населения способствовала проведенная программа легализации.

«В Алматы легализовано имущества и денег почти на 4 трлн тенге. Это 68% странового объема. Эти активы, то есть дома, квартиры, вовлечены в экономику и дадут ежегодно более 100 млрд тенге налогов», – сказал градоначальник.

Однако в 2015 году, по итогам которого объем легализованных активов составил 60% от общего объема по стране, г-н Байбек говорил, что налоговые поступления ежегодно составят «почти миллиард» тенге. То есть из слов акима следует, что увеличение легализованного имущества на 8% от странового объема принесет более 99 млрд тенге налогов.

После завершения выступления бурному обсуждению со стороны журналистов в кулуарах подверглась не только речь акима и озвученная им информация, но и сам градоначальник. Многие сочли Бауыржана Байбека весьма уставшим и осунувшимся.

Элина Гринштейн

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Впервые за 45 лет алматинцы не смогут возложить цветы к Вечному огню

Из-за пандемии отменены все массовые шествия, праздничные мероприятия и салют. 

09 Май 2020 17:15 1310

Впервые за 45 лет алматинцы не смогут возложить цветы к Вечному огню

Фото: Максим Морозов

Ещё накануне городские власти Алматы объявили об отмене всех массовых мероприятий в городе, посвящённых празднованию 75-летия Победы. Из-за пандемии коронавируса, впервые были отменены все массовые шествия, праздничные мероприятия и салют.

С момента своего открытия, в 1975 году, мемориал Славы, расположенный в парке 28 гвардейцев-панфиловцев, всегда был центром празднования Дня Победы для алматинцев. И только карантин, введённый в Казахстане, смог впервые нарушить эту традицию.

9 мая 1945 года в 1 час и 1 минуту по московскому времени вступил в силу Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. А 2 сентября 1945 года Акт о капитуляции подписала и Япония. Три года – в 1945, 1946 и 1947 годах в СССР праздновали два Дня Победы. В декабре 1947 года Верховный Совет постановил считать 9 мая и 3 сентября рабочими днями.

И только в 1965 году в Советском Союзе 9 мая вновь стало праздничным днём.

Несмотря на отмену праздничных мероприятий, уже с самого утра к парку 28 гвардейцев-панфиловцев потянулись горожане. Поодиночке и целыми семьями, люди несли цветы, надеясь возложить их к Вечному огню.

Наряды сотрудников полиции, усиленные бойцами спецподразделений, вежливо и корректно объясняли горожанам вынужденность решения о закрытии парка для проведения массовых мероприятий.

Не имея другой возможности, люди возлагали цветы у памятников генералу Панфилову, Бауыржану Момышулы и у гранитных постаментов, расположенных у входа в парк по улице Гоголя. Сотрудники полиции и работники акимата, дежурившие у парка, пообещали людям, что позже цветы обязательно отнесут к Вечному огню.

Но находились и те, кто, несмотря на запрет и установленные турникеты, пытался «взять штурмом» вход в парк. Капитан первого ранга в отставке на повышенных тонах добивался входа в парк.

Сариева Сара Утебаевна не была на передовой. Для неё, как и для тысяч других казахстанцев, фронтом стал самоотверженный труд. Именно благодаря таким как она красноармейцы были накормлены, одеты и вооружены на полях битв. В свои 99 лет она хоть и плохо слышит, но ещё бодро бегает за своими правнучками.

Ветераны афганской воины, воины-интернационалисты, как их тогда называли, тоже посетовали на то, что парк и памятник воинам-афганцам были недоступны для посещения.

Бессмертный полк, за несколько лет, стал настоящим символом памяти, символом единения.

Люди шли по тротуарам с портретами своих близких, участвовавших в той войне.

Как и раньше, дети вручают цветы ветеранам.

Автолюбители тоже не остались в стороне от празднования.

У кого-то на фронте воевал дед, у кого-то отец, у кого-то – бабушка или мать.

А есть семьи, где воевали практически все её члены.

Алматинцы несут портреты своих родных – ветеранов Великой отечественной войны.

75 лет прошло, как замолчали пушки той войны. Великая дата. Как мало осталось среди нас тех, кто с оружием в руках, не щадя своей жизни, защищал страну, которой не стало. И пусть сегодня этот праздник мы отмечаем дома.

Всё обязательно наладится, и в следующем году Бессмертный полк соберёт сотни тысяч горожан с портретами героев в руках, и они вновь пройдут людской рекой до Вечного огня.

Максим Морозов

Ботанический сад Алматы «расцвел» за год

Созданный еще в 1932 году, уголок природы в центре мегаполиса является любимым местом для прогулок у нескольких поколений алматинцев. Однако до 2018 года сад находился в откровенном упадке.

29 Апрель 2020 19:59 779

Ботанический сад Алматы «расцвел» за год

Старая центральная аллея, до реконструкции

Он нуждался в капитальном ремонте, работы по поддержанию и развитию инфраструктуры не проводились с 1956 года. Несколько раз были попытки запустить проект реконструкции, но, к сожалению, до реализации не доходило, не было спонсоров. До тех пор, пока Фонд Булата Утемуратова не откликнулся на запрос Института фитоинтродукции и ботаники, в чьем ведении сад находится. Учредитель благотворительной организации выделил 15 млн долларов США на проведение масштабной, но бережной реконструкции. Учитывая, что сад относится к категории особо охраняемых природных территорий, к проекту подошли системно, к разработке привлекли лучших экспертов в области зеленых насаждений, экологов, дендрологов и ландшафтных дизайнеров. Эскизный проект несколько раз выносили на общественные слушания, привлекали городские власти, консультировались с гражданскими и экологическими активистами, собирали предложения от алматинцев. С самого начала организаторы говорили о том, что проект благотворительный и по его окончании все, что сделано, будет безвозмездно передано Институту ботаники и фитоинтродукции и в дар городу.

Бансай

Весной 2019 года стартовала активная фаза, а к 15 июня этого года обещают завершить все работы. Но уже сейчас видно, как преобразился алматинский Ботанический сад. Сад по-настоящему расцвел.  

Новый вход, после реконструкции

Ранее здесь был один вход со стороны улицы Тимирязева через узкую калитку. Теперь здесь небольшой современный входной павильон, прозрачный, а потому открывающийся вид на «богатый внутренний мир» сада встречает посетителей уже на подступах. Таких павильонов-входов в сад теперь три. Дополнительные построены на границе с «Атакентом» и с проспектом Аль-Фараби. В павильонах все присущие удобства – туалеты, кофе-зоны, магазины сувениров.

Старый вход, до реконструкции

Получив билет с QR-кодом и сосканировав его на валидаторе, посетитель получает доступ в сад и попадает на северный партер. Он полностью восстановлен по проекту 1932 года, асфальтовое покрытие партера заменено на натуральный гранит. Партер обставлен новыми скамейками и обсажен новыми растениями. Здесь уже следующей весной можно будет наблюдать цветение нескольких видов сакуры. После сакуры по краям партера будет цвести сирень, аллеи которой восстанавливают. Также здесь созданы новый пруд и фонтан. Вообще, водоемам уделено особое внимание. Восстановили три пруда, построили еще три.

Кольцо новое, после реконструкции

С водой, к слову, были сложности. В саду за многие годы разрушилась система водоснабжения, обветшали инженерные сети, как результат растения не обеспечивались достаточным объемом влаги. По итогам проекта Фонд Булата Утемуратова это исправил: расширили две имевшиеся скважины артезианской воды, вырыли две дополнительные, построили водозабор от реки Керенкулак, которая протекает по южной стороне проспекта Аль-Фараби, создали заново сеть прудов и арыков, системы автоматического полива и капельного орошения. Отныне растения будут получать столько воды, сколько им необходимо.

Кольцо старое, до реконструкции

Заменили дорожное покрытие практически везде, где оно было, а это больше 50 кв. м площади. Из них больше 10 тыс. – пешеходные тропы из смеси гравия и песка. Экологичное покрытие, разработанное в Германии и впервые используемое в Казахстане в общественной зоне.

Раньше в вечернее время в саду было небезопасно находиться, отсутствовали освещение и видеонаблюдение. Теперь все дороги сада освещены и каждый квадратный метр общественной зоны покрыт видеонаблюдением. Для этого установили 1500 фонарей, которые освещают только дорогу, но не беспокоят светом окружающие растения, а также 130 видеокамер. 

Ограждение было местами разрушено и не выполняло свою основную функцию, на территорию сада можно было легко проникнуть. По всему периметру сада обновили заборы. 

Лестница новая, после реконструкции

В самой «верхней» части сада, там, где виднеется проспект Аль-Фараби, на 4,8 га территории, где раньше была стихийная свалка, создали абсолютно новый партер. Именно здесь расположились три новых пруда, на их берегу поставили большую перголу, под которой можно будет отдохнуть на скамьях-шезлонгах, любуясь полем из цветов-многолетников и злаков, на фоне аллей из молодых лип, кленов, берез и сосен, а в дальней перспективе – горных вершин.

Лестница старая, до реконструкции

«Начиная проект реконструкции, мы поставили перед собой цель – комплексно решить проблемы ботанического сада, привести его в ухоженный вид по лучшим мировым практикам и вернуть алматинцам как место, где можно отдохнуть душой и телом в компании с близкими или с самим собой, – рассказывает Марат Айтмагамбетов, директор Фонда Булата Утемуратова. – Особо хочу подчеркнуть: сад не был и никогда не будет парком развлечений, никаких аттракционов, увеселительных мероприятий и заведений здесь не будет. Сад прежде всего несет научную функцию. Это особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации. Здесь проводятся исследования и научные разработки по охране, защите, воспроизводству и использованию растительного мира. В том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений».

Молодые кусты

Между прочим, Фонд Булата Утемуратова пополнил зеленый фонд сада. Здесь посажено почти 175 тыс. новых растений, включая 1300 деревьев, 40 тыс. кустов, 130 тыс. цветов-многолетников и злаков. Есть среди них настоящие эксклюзивы – сакуры, арка из груши «Шантеклер», клен «Роял Ред» с красными листьями (между прочим, впервые посажен за пределами Европы), плетистые розы на перголах, коллекции магнолии, деревья бонсай и многие другие виды.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: