Программа-максимум на 2016-2017 годов Бауыржана Байбека в активной фазе - нужно подготовить город к ЭКСПО-2017. Власти надеются, что выставка привлечет немало туристов, и ставки сделаны, в том числе, на бывшую столицу.
В настоящее время к логическому завершению подходит процесс пока первого непопулярного решения градоначальника – отмены трамвайного движения.
Здесь Байбек не изменяет своему стилю управления, в отличие от бывших акимов Имангалии Тасмагамбетова и Ахмеджана Есимова, он позиционирует себя исключительно демократом. Как часть выбранной стратегии: позволить алматинцам чувствовать личную причастность к обновлению мегаполиса, в том числе подумать, что теперь соорудить на месте бывшего Трамвайного депо. Как раз эта акция (любой мог предложить идею, - прим. авт) подходит к самой интересной фазе - голосованию.
Стоит отметить, что после того, как рельсовый транспорт убрали с дорог, алматинцы показали себя людьми ностальгическими, патриотичными, выяснилось, что трамваи для части горожан были символом милой старой Алма-Аты, и даже само Трамвайное депо оказалось дорогим многим.
Курирует проекты по изменению депо департамент урбанистики АО "Центр развития Алматы". На сайте ЦРА размещено онлайн-голосование за выставленные проекты. В течение двух недель здесь должны выбрать победителя для реконструкции теперь уже недействующего объекта. На участие в конкурсе принята 21 заявка.
Эксперимент для команды Байбека не первый, самые известные акции вовлеченности: это ТОП-10 предложений от горожан, вошедших в "Программу развития Алматы- 2020", а также прогремевший в соцсетях конкурс на лучший брендбук города.
Очередь за Smart City
С приходом на место акима города Бауржана Байбека, разговоры о Smart City стали очень частыми. Один за другим в бывшую столицу прилетают урбанисты со всего мира рассуждать об изменении облика в сторону современности. Только с начала года с советами уже побывали эксперты из Израиля, Южной Кореи, США, Мексики, Германии. Самые частые гости – это, конечно, урбанисты из России. По последней организованной неофициальной встрече посола Нидерландов Дирка Ян Копа с представителями акимата, на которой удалось побывать корреспонденту abctv.kz, было ясно, что между представителями урбанистического ремесла за Алматы развязалась настоящая борьба, где европейца смущают именно российские специалисты, как фавориты.
Но, нужно сказать, что не так давно в Алматы по приглашению акима Бауыржана Байбека приезжал сам Ян Гейл – признанный гуру урбанистики, гений копенгагинского комфорта.
Посещение не обошлось без перехода в дело, теперь над советами Яна Гейла работают местные архитекторы: часть из его рекомендаций адаптируется под специфику города, часть внедряется полностью по концепции Копенгагена. А проект ПСД (проект семи улиц, - прим. авт.) по изменению проезжей части дорог в участки, удобные для прогулок горожан, курирует сам заместитель акима по вопросам строительства Султанбек Макижанов.
Также, по данным центра урбанистики (ЦРА), в Алматы существует 98 скверов, 12 аллей, 10 парков и две рощи. Команда директора департамента ЦРА Натальи Левинской, руководствуясь рекомендациям Гейла, провела обследование парков и приготовила 12 рекомендаций к изменению.
Отметим, что отдельных департаментов по развитию города не было при бывшем акиме - Ахметжане Есимове. По информации, известной abctv.kz, все приглашенные консультанты по развитию города утверждаются на уровне правительства. На данный момент только приглашенные эксперты из России, Нидерландов, Великобритании смогли заинтересовать власти.
Кроме известного Яна Гейла, при содействии департамента урбанистики и Urban Talks в южную столицу недавно приезжали московские архитекторы "Мегабудки": Дарья Листопад, Артем Укропов и Антон Горовой. Также, столицу посещала Мария Леонтьева из Центра прикладной урбанистики Казани.
Игроки урбанизции
В Алматы задействованы еще несколько организаций, приглашающих консультантов из других стран - это Urban Forum Almaty (UFA) и UNDP (ПРООН "Устойчивый транспорт г. Алматы"). Первая организация спонсируется фондом Джорджа Сороса и компанией Chevron, а вторая фондом ООН и акиматом города Алматы.
По словам бренд-менеджера Urban Forum Almaty Уркии Смайловой, цель UFA наладить диалог с горожанами Алматы и оптимизировать бизнес-потенциал города. На исследования и приглашение консультантов Фонд Сороса и компания Chevron выделили более 1,6 млн тенге.
Интересно то, что UFA решил пригласить урбаниста, владельца группы компаний КБР Святослава Мурунова, который уже побывал в Алматы. Ранее, его команда работала над брендом Пензенской области, а сам он известен в профессиональных кругах теорией "перезагрузки советских городов". Как считают в UFA, страны СНГ характеризуются схожими проблемами по части менталитета и отношений общества с властью, поэтому нужны именно эксперты с опытом.
По информации abctv.kz, российскому урбанисту пока не поступало коммерческих предложений со стороны акимата или бизнес-структур. Целью его поездки была консультативная беседа с активными горожанами.
Российсий урбанит в фаворите среди других консультантов, считает бренд-менеджер UFA Уркиия Смайлова. Он "местный" как выходец из СНГ, а значит, понимает специфику Алматы.
Важно, что и департамент урбанистики, и UFA ставят перед собой общую задачу - обе структуры выступают в виде диалоговых площадок и "медиаторов" между жителями и государственными структурами.
Smart поддержка
На урбанизацию города влияет и технические аспекты, считает директор департамента программ и проектов (Smart Almaty) Адлет Нургожин. По его словам, Казахстанско-британский университет и американская компания IDC разрабатывают мастер-план города. Этот проект был реализован через госзакупки, команда получила 212 млн тенге с дедлайном до декабря 2016 года.
"Данная концепция подразумевает собой большой анализ и исследование города во всех областях: бизнес-процессов, инфраструктуры и информационных систем. Информация существует во всех структурах акимата, собрав ее можно получить полную картину города", - пояснили в департаменте.
Помимо организации конкурса по реконструкции трамвайного депо, коллаборация центра урбанистики и Smart Almaty на сегодня заключается и в сотрудничестве с компанией 2GIS (международная картографическая компания - прим. автора).
По данным abctv.kz, для реализации Smart Almaty также рассматриваются и другие подрядчики. Это -- Almaty Tech Garden, Ernst&Young.
Внедрение велосипедной индустрии
Одна из рекомендаций уже упомянутого Яна Гейла заключается в проектах со слоганом: "Улучшение здоровья горожан". У ПРООН "Устойчивый транспорт города Алматы" схожие цели. С 2013 года в городе идет развитие велодорожных путей, и продвижение здорового образа жизни среди горожан.
На реализацию проекта выделяются средства из Глобального экологического фонда (ГЭФ) на сумму порядка 4,9 млн долларов на период с 2011 по 2017 годы, рассказала менеджер проекта Елена Ерзакович. Акимат в проекте является национальным партнером, курирует ПРООН Румиль Тауфиков.
"Этот проект согласовывает ежегодно планы работ и отчитывается перед управляющим комитетом, в который входят помимо 5 сотрудников Акимата, также представители из Министерств инвестиций и развития, энергетики, Транспортного холдинга, Центра развития Алматы и ЕБРР", - дополнила г-жа Ерзакович.
Акимат также участвует в финансировании инициатив по части легкорельсового транспорта (ЛРТ), платных парковок и известного реформирования сектора автобусных перевозок.
Эксперты от ООН
По приглашению ПРООН и акимата главный консультант международной консалтинговой компании Systra Аурэлия Сиклейр разработала план по развитию интегрированной системы транспортных путей (ITMS). Согласно плану урбаниста из Великобритании (abctv.kz ознакомился с документом), будет создаваться основной маршрут между центром и юго-западной частью города. Этот путь соединит между собой уже существующие дорожки для велосипедистов (Тимирязева и Абая). Также, планируется первым делом улучшить пешеходную инфраструктуру на улице Жибек Жолы, пути к образовательным учреждениям и площади остановочных пунктов общественного транспорта.
На сегодня г-жа Сейклер собрала информацию у разных госструктур о текущей ситуации, взглядах и предпочтениях. Однако по части транспортного траффика, анализе дорожных пересечений и международном пересмотре стандартов дизайна алматинских улиц работы до сих пор ведутся.
Айгерим, Урдабаева, Кристина Бершадская