/img/tv1.svg
RU KZ
Бауржан Байбек примеряет лицо Алматы

Бауржан Байбек примеряет лицо Алматы

Аким Алматы выстроил очередь из урбанистов за Smart City, а горожан попросил самим разобраться с Трамвайным Депо.

13:44 09 Октябрь 2016 4048

Бауржан Байбек примеряет лицо Алматы

Автор:

Программа-максимум на 2016-2017 годов Бауыржана Байбека в активной фазе - нужно подготовить город к ЭКСПО-2017. Власти надеются, что выставка привлечет немало туристов, и ставки сделаны, в том числе, на бывшую столицу.

В настоящее время к логическому завершению подходит процесс пока первого непопулярного решения градоначальника – отмены трамвайного движения.

Здесь Байбек не изменяет своему стилю управления, в отличие от бывших акимов Имангалии Тасмагамбетова и Ахмеджана Есимова, он позиционирует себя исключительно демократом. Как часть выбранной стратегии: позволить алматинцам чувствовать личную причастность к обновлению мегаполиса, в том числе подумать, что теперь соорудить на месте бывшего Трамвайного депо. Как раз эта акция (любой мог предложить идею, - прим. авт) подходит к самой интересной фазе - голосованию.

 Стоит отметить, что после того, как рельсовый транспорт убрали с дорог, алматинцы показали себя людьми ностальгическими, патриотичными, выяснилось, что трамваи для части горожан были символом милой старой Алма-Аты, и даже само Трамвайное депо оказалось дорогим многим.

Курирует проекты по изменению депо департамент урбанистики АО «Центр развития Алматы». На сайте ЦРА размещено онлайн-голосование за выставленные проекты. В течение двух недель здесь должны выбрать победителя для реконструкции теперь уже недействующего объекта. На участие в конкурсе принята 21 заявка.

Эксперимент для команды Байбека не первый, самые известные акции вовлеченности: это ТОП-10 предложений от горожан, вошедших в «Программу развития Алматы- 2020», а также прогремевший в соцсетях конкурс на лучший брендбук города.


Очередь за Smart City 

С приходом на место акима города Бауржана Байбека, разговоры о Smart City стали очень частыми. Один за другим в бывшую столицу прилетают урбанисты со всего мира рассуждать об изменении облика в сторону современности. Только с начала года с советами уже побывали эксперты из Израиля, Южной Кореи, США, Мексики, Германии. Самые частые гости – это, конечно, урбанисты из России. По последней организованной неофициальной встрече посола Нидерландов Дирка Ян Копа с представителями акимата, на которой удалось побывать корреспонденту abctv.kz, было ясно, что между представителями урбанистического ремесла за Алматы развязалась настоящая борьба, где европейца смущают именно российские специалисты, как фавориты.  

Но, нужно сказать, что не так давно в Алматы по приглашению акима Бауыржана Байбека приезжал сам Ян Гейл – признанный гуру урбанистики, гений копенгагинского комфорта.

Посещение не обошлось без перехода в дело, теперь над советами Яна Гейла работают местные архитекторы: часть из его рекомендаций адаптируется под специфику города, часть внедряется полностью по концепции Копенгагена. А проект ПСД (проект семи улиц, - прим. авт.) по изменению проезжей части дорог в участки, удобные для прогулок горожан, курирует сам заместитель акима по вопросам строительства Султанбек Макижанов.

Также, по данным центра урбанистики (ЦРА), в Алматы существует 98 скверов, 12 аллей, 10 парков и две рощи. Команда директора департамента ЦРА Натальи Левинской, руководствуясь рекомендациям Гейла, провела обследование парков и приготовила 12 рекомендаций к изменению.

Отметим, что отдельных департаментов по развитию города не было при бывшем акиме - Ахметжане Есимове. По информации, известной abctv.kz, все приглашенные консультанты по развитию города утверждаются на уровне правительства. На данный момент только приглашенные эксперты из России, Нидерландов, Великобритании смогли заинтересовать власти.

Кроме известного Яна Гейла, при содействии департамента урбанистики и Urban Talks в южную столицу недавно приезжали московские архитекторы «Мегабудки»: Дарья Листопад, Артем Укропов и Антон Горовой. Также, столицу посещала Мария Леонтьева из Центра прикладной урбанистики Казани.

Игроки урбанизции
В Алматы задействованы еще несколько организаций, приглашающих консультантов из других стран - это Urban Forum Almaty (UFA) и UNDP (ПРООН «Устойчивый транспорт г. Алматы»). Первая организация спонсируется фондом Джорджа Сороса и компанией Chevron, а вторая фондом ООН и акиматом города Алматы.

По словам бренд-менеджера Urban Forum Almaty Уркии Смайловой, цель UFA наладить диалог с горожанами Алматы и оптимизировать бизнес-потенциал города. На исследования и приглашение консультантов Фонд Сороса и компания Chevron выделили более 1,6 млн тенге.

Интересно то, что UFA решил пригласить урбаниста, владельца группы компаний КБР Святослава Мурунова, который уже побывал в Алматы. Ранее, его команда работала над брендом Пензенской области, а сам он известен в профессиональных кругах теорией «перезагрузки советских городов». Как считают в UFA, страны СНГ характеризуются схожими проблемами по части менталитета и отношений общества с властью, поэтому нужны именно эксперты с опытом.

По информации abctv.kz, российскому урбанисту пока не поступало коммерческих предложений со стороны акимата или бизнес-структур. Целью его поездки была консультативная беседа с активными горожанами.

Российсий урбанит в фаворите среди других консультантов, считает бренд-менеджер UFA Уркиия Смайлова. Он «местный» как выходец из СНГ, а значит, понимает специфику Алматы.

Важно, что и департамент урбанистики, и UFA ставят перед собой общую задачу - обе структуры выступают в виде диалоговых площадок и «медиаторов» между жителями и государственными структурами.

Smart поддержка
На урбанизацию города влияет и технические аспекты, считает директор департамента программ и проектов (Smart Almaty) Адлет Нургожин. По его словам, Казахстанско-британский университет и американская компания IDC разрабатывают мастер-план города. Этот проект был реализован через госзакупки, команда получила 212 млн тенге с дедлайном до декабря 2016 года.

«Данная концепция подразумевает собой большой анализ и исследование города во всех областях: бизнес-процессов, инфраструктуры и информационных систем. Информация существует во всех структурах акимата, собрав ее можно получить полную картину города», - пояснили в департаменте.

Помимо организации конкурса по реконструкции трамвайного депо, коллаборация центра урбанистики и Smart Almaty на сегодня заключается и в сотрудничестве с компанией 2GIS (международная картографическая компания - прим. автора).

По данным abctv.kz, для реализации Smart Almaty также рассматриваются и другие подрядчики. Это -- Almaty Tech Garden, Ernst&Young.

Внедрение велосипедной индустрии
Одна из рекомендаций уже упомянутого Яна Гейла заключается в проектах со слоганом: «Улучшение здоровья горожан». У ПРООН «Устойчивый транспорт города Алматы» схожие цели. С 2013 года в городе идет развитие велодорожных путей, и продвижение здорового образа жизни среди горожан.

На реализацию проекта выделяются средства из Глобального экологического фонда (ГЭФ) на сумму порядка 4,9 млн долларов на период с 2011 по 2017 годы, рассказала менеджер проекта Елена Ерзакович. Акимат в проекте является национальным партнером, курирует ПРООН Румиль Тауфиков.

«Этот проект согласовывает ежегодно планы работ и отчитывается перед управляющим комитетом, в который входят помимо 5 сотрудников Акимата, также представители из Министерств инвестиций и развития, энергетики, Транспортного холдинга, Центра развития Алматы и ЕБРР», - дополнила г-жа Ерзакович.

Акимат также участвует в финансировании инициатив по части легкорельсового транспорта (ЛРТ), платных парковок и известного реформирования сектора автобусных перевозок.

Эксперты от ООН
По приглашению ПРООН и акимата главный консультант международной консалтинговой компании Systra Аурэлия Сиклейр разработала план по развитию интегрированной системы транспортных путей (ITMS). Согласно плану урбаниста из Великобритании (abctv.kz ознакомился с документом), будет создаваться основной маршрут между центром и юго-западной частью города. Этот путь соединит между собой уже существующие дорожки для велосипедистов (Тимирязева и Абая). Также, планируется первым делом улучшить пешеходную инфраструктуру на улице Жибек Жолы, пути к образовательным учреждениям и площади остановочных пунктов общественного транспорта.

На сегодня г-жа Сейклер собрала информацию у разных госструктур о текущей ситуации, взглядах и предпочтениях. Однако по части транспортного траффика, анализе дорожных пересечений и международном пересмотре стандартов дизайна алматинских улиц работы до сих пор ведутся.

Айгерим, Урдабаева, Кристина Бершадская

Бизнес и власть обсудили деловой климат

19 Апрель 2018 21:29 2345

НПП «Атамекен» и акимат Алматы провели широкоформатный диалог по ключевым проблемам регионального бизнес-сообщества.

В Алматы в четверг, 19 апреля, состоялась конференция с участием председателя президиума национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен» Тимура Кулибаева, акима Алматы Бауыржана Байбека, представителей госорганов и бизнес-сообщества.

Предприниматели озвучили проблемные вопросы, касающиеся муниципального транспорта, альтернативных вариантов парковки, госзакупок и импортозамещения. Конструктивный диалог между представителями бизнеса и местными властями ведется, отметили участники встречи.

«Алматы – колыбель [казахстанского] бизнеса. Как себя [бизнес] чувствует [в] Алматы – [такой] создается бизнес-климат в стране», – резонно отметил в приветственной речи председатель президиума НПП Тимур Кулибаев.

Муниципальный транспорт и парковки

В ходе конференции директор Палаты предпринимателей (РПП) города Алматы Багдат Телебай сообщил, что основные вопросы, поступающие от компаний-перевозчиков, связаны с субсидированием частных автопарков. Он отметил, что в данном направлении палатой проведена соответствующая работа, в результате количество маршрутов, субсидируемых государством, было увеличено с 66 до 89. На эти цели из местного бюджета выделено около 20 млрд тенге. Г-н Телебай также сообщил, что палата инициирует предложение по снижению госучастия в автобусных парках в соответствии с принципом Yellow Pages.

Напомним, что в данный момент акимат Алматы аннулирует договоры с недобросовестными перевозчиками, которые нарушают регулярность маршрутов и не соблюдают правила перевозки пассажиров. При расторжении договора маршрут передается муниципальному автопарку ТОО «Алматыэлектротранс». Если в 2016 году в городе работали 20 компаний-перевозчиков, то в 2017 году их стало 17. В 2018 году их планируется сократить еще до 15.

Проблемным вопросом является также отсутствие полноценной структуры при Министерстве по инвестициям и развитию (МИР), которая бы отвечала за пассажирские перевозки. По просьбе Ассоциации казахстанских пассажирских перевозок, РПП города Алматы выступила с инициативой о создании отдельного департамента при министерстве.

Актуальной темой является определение специальных парковочных зон в Алматы. В данный момент в городе ликвидируют незаконные парковки, взамен предприниматели просят предоставить альтернативные варианты автопаркинга.

Ранее сообщалось, что в городе будет реализован проект платных парковок, предполагающий создание и расширение площадочных и тротуарных парковок до 37 и 100 соответственно, с последующим переходом на строительство многоуровневых паркингов.

Паспортизация предприятий

В текущем году был проведен первый этап паспортизации предприятий, в ходе которого была собрана информация по 232 предприятиям, которые осуществляют свою деятельность в смежных отраслях, заявил глава РПП Алматы г-н Телебай. В результате выяснилось, что 98 предприятий испытывают дефицит оборотных средств, у 58 отсутствует рынок сбыта и еще 22 не хватает сырья.

В данный момент для решения этих проблем разрабатывается дорожная карта. Кроме того, по словам г-на Телебая, в ходе паспортизации выявлено 367 видов товаров, которые можно использовать в рамках импортозамещения. К слову, по данным Госкомстата, на южную столицу приходится до половины экспорта из стран Евразийского экономического союза.

Г-н Кулибаев также отметил, что регионы должны активно заниматься развитием и поддержкой собственного производства. В этой связи необходимо собрать информацию о производственных мощностях предприятий, их загруженности, определить приоритетные отрасли региона, выявить конкурентоспособность товаров.

«По многим товарам у нас есть собственные производители. Мы провели паспортизацию всех крупных и средних и отдельных малых – это около 1,5 тысячи. Все они загружены на 50-60 процентов. Потенциал импортозамещения огромный», – сказал он.

Высказывая свое пожелание, член правления Союза машиностроителей Казахстана Павел Беклемишев отметил, что настало время разработать в стране программу на среднесрочный период для компаний, которые курирует его объединение. Он напомнил, что Россия приняла стратегию развития машиностроения до 2030 года. В Узбекистане разработали программу автомобилестроения с конкретными целями.

Председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов сразу же поддержал диалог, пояснив, что буквально три недели назад подведены итоги паспортизации шести обрабатывающих отраслей, включая машиностроение. Результаты представлены премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву, который дал поручение создать рабочую группу, в которую нужно вовлечь институты развития, такие как КИРИ. До 1 июля этого года они должны подготовить программу повышения конкурентоспособности этих отраслей.

Большой импульс в развитии импортозамещения могут дать закупки со стороны государственных и квазигосударственных компаний, акцентировал в свою очередь Тимур Кулибаев. По его словам, в первую очередь нужно закупать товары казахстанских поставщиков, если их производство налажено внутри страны. Это может быть как сельхозпродукция, так и стройматериалы.

По данным РПП города Алматы, объемы госзакупок по региону в 2018 году составили 271 млрд тенге, по сравнению с 2017 годом увеличены на 48%, доля местного содержания – 62,1%. Представители ТОО «Корпорация «Сайман» призвали обратить внимание государства и НПП на демпинг при госзакупках, который порой достигает 50%.

Должно существовать понимание, как возможно при таком снижении цен на товары и услуги сделать качественно бюджетный проект, со своей стороны подчеркнул г-н Кулибаев. Скорее всего, продолжил он, проект будет заброшен на этапе реализации, поэтому демпинг есть смысл ограничить в разумных пределах по проектировке от 5% до 10%.

Госуслуги в одном окне

В ходе своего выступления г-н Кулибаев также сообщил, что для развития бизнеса, необходимо обеспечить предпринимателям доступ к услугам городских управлений, служб акиматов и субъектов естественных монополий в едином окне через центры обслуживания предпринимателей (ЦОП), в том числе в онлайн-режиме.

В этой связи г-н Телебай обратился к присутствующему на конференции акиму Алматы Бауыржану Байбеку, отметив, что НПП совместно с местными властями намерена создать полноформатные ЦОПы, бизнесмены смогут получать госуслуги и консультации по принципу одного окна.

Для начала в здании, где работает известный проект акимата Open Almaty, по соседству теперь расположится один из ЦОП РПП. Далее, по такому же принципу ЦОПы будут открываться во всех районах мегаполиса.

В Алматы работают два ЦОПа, где бизнесу предоставляется сервисная поддержка на бесплатной основе по восьми специализированным услугам. По данным РПП города Алматы, за 2017 год в центрах оказано 7322 услуги 6037 субъектам МСБ. При поддержке консультантов ЦОПов реализован 681 бизнес-план на общую сумму 41,1 млрд тенге. 294 субъекта МСБ смогли оформить займы в банках под свои бизнес-проекты на сумму 1,9 млрд тенге.

За I квартал 2018 год было зарегистрировано 24 ТОО и ИП, разработано 167 бизнес-планов на общую сумму 20,2 млрд тенге, 35 интернет-ресурсов для субъектов МСП, 37 сайт-визиток предпринимателям, отрапортовали в РПП краткие итоги деятельности местных ЦОПов.

Максимальная оцифровка

Другой немаловажной составляющей улучшения делового климата в регионах является максимальная оцифровка информации о свободных земельных участках, мощностях всех инженерных сетей и подключения к ним, на что указал глава НПП. В настоящее время разработаны интерактивные карты в Астане, Алматы, Уральске, Шымкенте и Кызылординской области. По словам г-на Кулибаева, это хороший пример.

Сегодня, продолжает он, в сфере услуг работает две трети МСБ. В основном это торговля, где ключевой проблемой является доступ к свободным торговым местам. Поэтому здесь должен применяться единый механизм распределения свободных торговых мест на долгосрочной основе с инвестиционными обязательствами бизнеса с учетом единых стандартов и дизайна.

Он также напомнил, что Алматы является колыбелью бизнеса. В городе формируется 26% всей продукции, выпускаемой МСБ Казахстана. Согласно официальной статистике, по сравнению с прошлым годом количество действующих субъектов МСБ города Алматы увеличилось на 7,4%, объем ВРП мегаполиса возрос на 11,7%. При этом создание благоприятного делового климата стало возможным благодаря конструктивному партнерству правительства и НПП «Атамекен».

Вице президент АО «Келет» Александр Папп в конце встречи выступил со своим предложением, которое касалась градации компаний по количеству рабочих мест.

«Предприятия делятся на три вида – малые, средние и крупные. И все, что больше 250 человек, являются крупными предприятиями. В одну классификацию попадают компании с 250 работниками и многотысячные предприятия. Совершенно разные налоговые возможности, меры поддержки другие, наказания и штрафы тоже не сопоставимы. Какая-то большая слишком вилка. И многие компании не могут себе позволить нанять нескольких необходимых специалистов, чтобы не выйти за ту классификацию, в которой им комфортно», – отметил он.

Александр Папп напомнил, что Министерству национальной экономики (МНЭ) было поручено создать единый реестр предприятий, которого до сих пор нет, задавшись вопросом – может ли НПП «Атамекен» забрать эту функцию себе.

«При сегодняшней градации налоговые оптимизации возможны, и люди этим пользуются. Тем более закон это позволяет, – отметил Тимур Кулибаев. – Давайте посмотрим, что можно сделать и обсудим это совместно с МНЭ. Мы продолжаем работу по совершенствованию Налогового кодекса. Там, конечно, такая градация важна. Мы посмотрим. На самом деле, даже если по Алматы посмотреть, крупных предприятий из того количества, которые работают, всего 563. На самом-то деле это не такое большое количество. По республике – две тысячи предприятий всего. Средних предприятий у нас порядка 200 тысяч».

Римма Гахова, Кристина Бершадская

Город в цифрах от Бауржана Байбека

10 Ноябрь 2017 09:21 4552

Аким Алматы отчитался о работе своей администрации над культурой, урбанистикой и экономикой мегаполиса.

Сегодня в ходе отчетной пресс-конференции в СЦК аким Алматы Бауыржан Байбек заявил о готовности развивать туристический потенциал крупнейшего мегаполиса страны и о решимости проводить дальнейшие инновационные решения по обустройству города.

Вначале он остановился на темпах экономического роста в городе. По словам градоначальника, прирост экономики мегаполиса за первое полугодие 2017 года составил 4%. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Инвестиции в основной капитал выросли на 12,8%, составив 400,5 миллиарда тенге, внешние инвестиции увеличились на 23,5%.

Строительство жилья выросло в четыре раза. По программе «Нурлы жер» построено 1,8 тысячи квартир, по «Нурлы жол» до конца года сдано 4,5 тысячи квартир, объем доступного жилья будет увеличен в 1,5 раза. На благоустройство города, согласно отчету акима, выделено больше в 2,3 раза, на дороги – в 1,3 раза, на инженерные сети – в 1,3 раза больше средств, чем в прошлом году. Благодаря этим мерам дополнительно создано 43 тысячи рабочих мест, что в 1,7 раза больше, чем в прошлом году.

Да, это Smart City
Байбек сообщил, что в Алматы действуют более 173 тысяч субъектов предпринимательства, что больше на 5,7%, чем в прошлом году. По карте индустриализации реализуются 38 проектов на 36,8 миллиарда тенге, в индустриальной зоне реализуются 40 проектов на 191,3 миллиарда тенге, создано почти 5000 рабочих мест. Он заметил, что развитие южной столицы происходит на основе программы реформ «Алматы-2020». Аким проинформировал, что планируется модернизация 178 гектаров исторического центра в границах проспектов Райымбека и Достык – проспектов Абая и набережной реки Есентай.

Демонтировано 1,3 тысячи незаконных киосков, в результате легальной работы в торговых сетях и на рынках обеспечены местами более 40 тысяч человек. За последние два года в модернизацию городской инфраструктуры вложено более 200 миллиардов частных средств. Открыто 16 крупных торговых комплексов, в рамках программы «Город без заборов» демонтировано более 100 км ограждений. В городе обустроены 732 дворовые площадки, то есть каждая пятая, пояснил Бауыржан Байбек Для дальнейшего развития города определены семь базовых проектов Smart City: государственные услуги, безопасность, транспорт, образование, здравоохранение, электронный КСК, Big Data. В городе установлено более 100 тысяч камер на дорогах, во дворах, школах, ТРЦ, техническое оснащение ДВД увеличилось на 23% и составляет 87%.

В этом году на 9,2% увеличилось финансирование системы здравоохранения. Детская смертность снизилась в 2,5 раза. Охват больных туберкулезом амбулаторным лечением возрос в два раза, что позволило снизить смертность от заболевания на 36%.  Приобретено медицинское оборудование на 2,5 миллиарда тенге, обновлен парк скорой помощи на 25% с приобретением 40 современно оснащённых автомашин скорой помощи.

Именно в Алматы, отметил градоначальник, впервые в стране стартовал новый проект Maker Space – мастерская идей в программировании, робототехнике, 3D-принт. За последние два года в городе создано 5,1 тысячи новых мест в школах. В настоящее время ведется строительство двух школ и двух пристроек еще на 2,8 тысячи мест.

96% частного сектора уже переведено на газовое отопление, до конца 2019 года будет обеспечена полная газификация. В 2018 году будет запущен мусоросортировочный комплекс мощностью переработки 550 тысяч тонн бытовых отходов с выпуском 60 тысяч тонн вторсырья. В городе установлено 12 электрозаправочных станций, и в плане строительство еще 47 ЭЗС.

Байбек отметил, что для города приоритетом является развитие общественного транспорта. Он напомнил, что продолжается строительство двух станций метро, аким сообщил, что за два года через систему «Онай!» проведены порядка 350 миллионов транзакций на более 20 миллиардов тенге.

Завершено формирование малого транспортного кольца, построены три радиальные дороги по направлению к БАКАД, начата пробивка проспекта Абая до границ города.

О транспорте замолвили слово
Совместно с международными экспертами разработана комплексная схема организации дорожного движения с приоритетом для пешеходов и общественного транспорта, напомнил Байбек. Сейчас парк общественного транспорта города составляет 1,4 тысячи единиц. 60% – это автобусы на газе и троллейбусы. В этом году автопарк пополнится 530 новыми автобусами, из них 211 уже вышли на маршрут.

«Недавно СМИ опубликовали информацию, что мы отказываемся от автобусов на газе и меняем их на дизельные. Это не так! Автобусы на газе остаются на маршрутах, мы лишь их дополняем новыми дизельными автобусами стандарта Евро-5», – внес ясность аким.

Он также заметил, что 1 августа в Алматы ввели дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте. В результате увеличились поступления в бюджет города.

«Рост транзакций увеличился в два раза: если в сентябре 2016 года на 850 миллионов тенге, то в сентябре текущего года – 1 миллиард 527 миллионов тенге. Введение дифференцированного тарифа позволило вывести из теневого оборота доходы от пассажирских перевозок, тем самым дополнительно увеличить налоговые поступления в бюджет города. Эти нововведения также дали возможность перевозчикам обновлять подвижной состав», – подчеркнул градоначальник. 

При введении дифференцированного тарифа базовый тариф – 80 тенге – остался без изменений. Имеющиеся льготы также сохранены.

Он отметил, что с внедрением системы платных парковок с охватом только лишь 10% магистральных улиц города выплаты в бюджет выросли в пять раз – с 38 до 190 миллионов тенге.

Говоря о развитии торговли в мегаполисе, Байбек сообщил, что в городе в настоящий момент имеется 20 тысяч квадратных метров свободных торговых площадей в торговых центрах и на первых этажах зданий. По его словам, многие торговые центры продают продукты дешевле, чем на базаре, и призвал горожан отовариваться в них.  

«На базарах антисанитария, многие продукты питания в холодильниках не хранятся, там нет ни мойки, ни особых условий, нет чека. Завтра вы не предъявите претензии за товар. Вы знаете, сколько базаров горело? До сих пор люди не могут вернуть деньги, потому что товар не застрахован, камер нет. Там небезопасно, там работает криминалитет. Мы знаем об этом, собирают деньги и крышуют», – сказал г-н Байбек.

По его словам, время сверхдоходов без налогов прошло, идет движение к стандартам ОЭСР.

Градоначальник объяснил, почему город почти все лето был перекопан и остается частично таковым и сейчас. Он признался, что на старте работ по благоустройству не все горожане однозначно восприняли эту работу. Звучала критика в социальных сетях, в отдельных СМИ, однако сегодня все изменилось – эти места стали любимым местом отдыха алматинцев, люди любят там гулять, сравнивая комфортность пешеходных зон с европейскими городами, сказал он.

В этом году начаты системные преобразования формирования открытой, благоприятной, комфортной городской среды, добавляет аким. Объем работы, проделанной за год, по оценкам экспертов, обычно реализуется в течение пяти лет. К примеру, в Алматы уже модернизирована треть исторического центра.

 «Это крупная экономика, поэтому вместо пяти лет мы за год провели модернизацию центра. На сегодня по западным стандартам уже модернизирована треть исторического центра – улицы Панфилова, Жибек жолы и площадь «Астана». На прошлой неделе мы высадили 843 рослых дерева. Эти улицы соответствуют всем высоким стандартам. Весной следующего года завершается реконструкция новой площади, также по международным стандартам. Завтра открываются улицы Байсеитовой и Туребаева после реконструкции», – проинформировал градоначальник.

Аким сообщил, что выручка кафе и ресторанов увеличилась почти на 40%. Открываются новые бутики, места быстрого питания. Стоимость квартир рядом с местами реконструкции выросла на 30%, заверил Байбек.

Не преминул напомнить градоначальник и о том, что принята и реализуется программа реформ «Алматы-2020». Документ прошел широкое общественное обсуждение. Программа признана ЭСКАТО (экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана) как лучшая практика в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

«Мы готовились два года и недавно открыли общественную приемную нового формата – Open Almaty, где обращения рассматриваются как жизненная ситуация в одном месте, без отсылки по инстанциям. По принципу одного окна людей принимают сотрудники восьми районных акиматов, пяти ключевых управлений города, шести представительств центральных госорганов. Причем не надо стоять в очередях, как в ЦОНах», – сказал г-н Байбек.

Согласно рейтингу Worldwide Cost of Living, Алматы в 2016 году назван одним из привлекательных для жизни и работы городов в мире.

«Когда была девальвация, вы знаете, если раньше у доллара была одна стоимость, сегодня для иностранца в ресторане покушать можно за 500 тенге (возможно, градоначальник имел в виду другую валюту. – Авт.). Это очень дешево, поэтому и в рейтинге в таком высоком месте находимся», – порадовал горожан дешевизной общепита градоначальник.

Туристов вновь хотят привлечь Кок-Жайляу
Особо он остановился на развитии туризма в мегаполисе. Алматы аккумулирует 19,7 миллиарда тенге – почти четверть странового дохода от иностранных туристов. Каждый второй иностранный гость Казахстана посещает именно Алматы. За первое полугодие 2017 года число туристов выросло в мегаполисе на 22%, на 37% – число посетителей страницы об Алматы на сайте TripAdvisor.

«Как вы знаете, буквально неделю назад Алматы был включен в сеть творческих городов ЮНЕСКО. Для нашего города это признание статуса города, как международного культурного и творческого центра. Мы развиваем событийный туризм, организовывая спортивные мероприятия», – сказал г-н Байбек.

Одним из волнующих общественность Алматы вопросов является строительство курорта Кок-Жайляу, признал градоначальник. Он напомнил, что в 2015 году этот проект был приостановлен для переоценки влияния проекта на экологию с учетом общественного мнения. За это время проведена масштабная работа – приглашены ведущие международные эксперты в области экологии, туризма, геодезии и общественные деятели. С учетом мнения экспертов и замечаний общественности внесены существенные корректировки в проект. В первую очередь это обеспечение экологической безопасности. Так, за счет сокращения площади застройки в девять раз, протяженности лыжных трасс в два раза, пропускной способности курорта почти в три раза кардинально уменьшится площадь вырубки деревьев и кустарников. Минимизируется негативное воздействие на флору и фауну ущелья, заверил Байбек. Правда, это вряд ли способно успокоить экологов и международные организации по защите окружающей среды, активно выступающие против сомнительного проекта.

Рассказал градоначальник и о том, как в городе намерены бороться с коррупцией в полиции. По его словам, у каждого полицейского есть видеорегистратор. Если полицейский его отключил, то его необходимо сразу увольнять, заявил аким.   

«Некоторые придумывают: села батарейка или сломался, отключают видеорегистратор и берут взятки. Поэтому мы сказали: отключил видеорегистратор – это условие для коррупции, пиши заявление и уходи... Поэтому мы говорим алматинцам: если вас остановили, требуйте, чтобы включили видеорегистратор. Только с ним, все остальное незаконно», – заключил аким.

Аскар Муминов