Правительство намерено дифференцировать черту бедности в стратегическом плане развития страны на 2020-2025 годы с поэтапным доведением его размера к уровню прожиточного минимума. Об этом в понедельник, 5 ноября, на правчасе заявила министр труда и соцзащиты населения (МТСЗ) Мадина Абылкасымова.
"Мы будем пересматривать черту бедности и поэтапно доводить её до уровня прожиточного минимума по опыту других стран. Мы недавно ездили в Грузию, они устанавливают дифференцированный тариф в зависимости от количества детей в семье, от уровня нуждаемости. Для того чтобы не создавать ситуацию, когда доход на один тенге превышает 50 процентов от прожиточного минимума и семья уже не имеет права получать денежную помощь", – пояснила Абылкасымова.
По её словам, дифференциация предполагает следующее. Для многодетной семьи с одним кормильцем размер черты бедности должен быть выше, чем у семьи, которая имеет трудоспособного кормильца. В этой связи министерство планирует пересмотр размера адресной соцпомощи (АСП) в сторону увеличения – до 70% от прожиточного минимума, особенно для многодетных семей.
"Социальный портрет получателей помощи показывает, что большая часть из них – 41 процент всех семей – это семьи с четырьмя детьми, по безусловной помощи – 16 процентов люди, которые не могут быть трудоустроены. Первые расчёты, которые мы провели, показали, что в следующем году даже в пределах тех средств, которые есть, позволяют в них уложиться. В этом году у нас остаётся неосвоенной часть денег, надо признать, за счёт жёстких условий получения адресной помощи", – привела статистику глава МТСЗ.
Действующий механизм распределения госпомощи, внедрённый с начала текущего года, не доводит средства до целевых групп. Всего в 2018 году предусмотрено 29,8 млрд тенге на АСП. Ставка установлена в размере 50% от прожиточного минимума. Отметим, величина прожиточного минимума в Казахстане составляет 28284 тенге. То есть в случае, если доход семьи не превышает 14142 тенге, она имеет право на АСП. За девять месяцев этого года сумма выплат АСП составляет 19,5 млрд тенге, или 67,4%, в том числе: за счёт республиканского бюджета – 15,3 млрд тенге, или 83,4%; за счёт местного бюджета – 4,2 млрд тенге, или 39,6%.
Текущий формат адресной социальной помощи для малообеспеченных семей заработал с 1 января 2018 года. Он предусматривает, по данным МТСЗ, два вида помощи: безусловная, предоставляемая при отсутствии в семье трудоспособных членов, и обусловленная – для семей хотя бы с одним трудоспособным человеком, с которым подписывается социальный контракт, в рамках которого оказываются различные меры содействия занятости: обучение, трудоустройство, обеспечение временной работой. Социальный контракт заключается сроком на шесть месяцев с возможностью его пролонгации ещё на полгода.
Наибольшее освоение выделенных из республиканского бюджета целевых трансфертов наблюдается в Туркестанской (100%), Восточно-Казахстанской (99,5%), Северо-Казахстанской (99,1%), Павлодарской (91%) областях, а также в городе Шымкенте (99,9%). Наименьшее освоение выделенных трансфертов наблюдается в городах Алматы (16,9%), Астане (34,4%), а также в Мангистауской области (46,8%).
За январь-сентябрь 2018 года численность получателей АСП нового формата составила 504 тыс. человек, или 97,3 тыс. семей, в том числе получатели безусловной денежной помощи составляют 72,4 тыс. человек, или 14,4% всех получателей АСП (18,2 тыс. семей), обусловленную денежную помощь получают 431,6 тыс. человек, или 85,6% (79 тыс. семей). Это составляет 44% от годового плана охвата малообеспеченных граждан (1,144 млн человек).
В разрезе регионов наибольшая численность получателей адресной социальной помощи приходится на Туркестанскую (34,8%), Жамбылскую (11,7%), Алматинскую (10,7%), Кызылординскую (7%) области и г. Шымкент (9,7%), то есть 75% всех получателей приходится на указанные южные регионы страны. 66% всех получателей проживают в сельской местности (330,9 тыс. получателей), а 34% – в городской местности (173,1 тыс. получателей).
По данным Минтруда, в структуре получателей адресной помощи преобладают многодетные семьи с детьми. Их порядка 41% от общего количества семей-бенефициаров нового формата АСП. В структуре семей-получателей АСП 25% составляют неполные семьи (24,5 тыс. семей). Кроме того, в составе получателей безусловной денежной выплаты на долю неполных семей приходится 87,4%, или 15,9 тыс. из 18,2 тыс. семей.
Таким образом, среди получателей АСП преобладают сельские семьи – это 63% от всех семей, многодетные семьи из южных регионов – 40% от всех семей и неполные семьи – 25,2% от всех семей.
В разрезе социальных статусов среди получателей АСП наибольшую численность занимают дети – это 321,1 тыс. человек, или 63,7%. Другие категории включены: 18,6% – лица, занятые по уходу за детьми, инвалидами, престарелыми (93,7 тыс. человек); 8,4% – имеющие работу на момент обращения (42,2 тыс.); 4,7% – самозанятые (23,7 тыс.); 1,8% – безработные (8,9 тыс.); 2,1% – студенты (10,4 тыс.); 0,5% – инвалиды (2,6 тыс.); 0,3% – пенсионеры (1,4 тыс. человек).
Депутаты также предложили вычеркнуть пособия по инвалидности и студенческие стипендии из числа доходов. С учётом норм действующего законодательства семья студента-отличника, получающего стипендию, лишается АСП в том случае, если студент проживает с родителями.
В случае если студент проживает и учится в другом городе, семья имеет возможность получения адресной помощи. По данным министерства, в настоящее время около 10 тыс студентов являются получателями АСП. Министр сообщила, что в случае если депутаты одобрят исключение студенческой стипендии в исчислении доходов семьи, то министерство выступит с внесением изменений в закон об адресной помощи.
Майра Медеубаева