Баланс нарушен
В последние годы традиционно доля относительно дорогого российского бензина составляет порядка трети в общей "канистре" высокооктанового бензина Казахстана. В результате того, что более дешевый казахстанский бензин смешивался с импортным, получались более или менее приемлемые для местных потребителей цены "на пистолете", то есть АЗС.
С конца сентября в республике наблюдается нехватка самого популярного Аи-92. Розничные цены на АЗС ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері" выросли со 148 до 157 тенге за литр. Компания управляет 342 АЗС по Казахстану с долей рынка порядка 15% от общего количества заправок в стране.
Как отмечает управляющий директор по развитию компании Бахытжан Тасанбаев, КМГО реализует Аи-92 без ограничений в большинстве регионов. На 18 октября, сообщили abctv.kz в КМГО без каких-либо ограничений можно заправить (до полного бака за наличные, потопливным картам и талонам) автомобиль в Астане, Атырауской, Кызылординской, Мангистауской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Карагандинской области. СКО, ЗКО, ЮКО и Карагандинской областях.До 20 литров в свободном режиме заправляют на АЗС "КазМунайГаз" в Алматы, Алматинской, Акмолинской, Актюдинской и Павлодарской области. "По мере поступления новых партий топлива лимиты будут сниматься", - сообщили в КМГО.
"По Астане реализация бензина свободная, в остатках более двух тысяч тонн Аи-92. При этом осуществлен импорт более двух тысяч тонн из России, дополнительно около 800 тонн бензина в пути. Реализация осуществляется в свободном режиме. Что касается Казахстана, в пути имеется 12 тысяч тонн бензина Аи-92. Учитывая, что в настоящее время проводится ремонт одного из заводов, требуется обеспечение импорта, то "ҚазМұнайГаз Өнімдері" законтрактовано 45 тысяч тонн импортного российского бензина, основные поставки которого будут осуществляться на этой неделе", – сказал он журналистам.
Чтобы выполнить уже взятые на себя обязательства по поставке ГСМ по топливным картам и талонам, некоторые сети АЗС пошли на ограничения по продаже бензина за наличные, осуществляя продажу только по картам и талонам. Таким образом, в частности, поступили в "КМГ".
В результате того, что бОльшая доля бензина, продаваемого на момент написания статьи в Казахстане, представлена более дорогим российским бензином, чаша весов качнулась в сторону "севера", то есть цена может повыситься. В "КМГ" не уточняют, до какой отметки в ближайшее время может вырасти цена. Вместе с тем представитель одной из казахстанских сетей АЗС сообщил abctv.kz, что с учетом закупочных оптовых цен на российский бензин, транспортировки, налогов и обычной маржи стоимость Аи-92 "на пистолете" должна быть на какой-то момент на уровне 180 тенге за литр. Максимальные розничные цены на Аи-92 в Астане составляют 159 тенге за литр. По такой цене, к примеру, его продает российская "Газпромнефть".
Краткая предыстория вопроса в том, что летом произошло снижение импорта Аи-92 бензина из РФ из-за увеличения цены на границе России и Казахстана с 517 до 573 долларов за тонну с одновременным изменением курса доллара по отношению к тенге в тот же период с 314 до 340 тенге. Такая конъюнктура привела к снижению объемов импорта: за первые пять месяцев этого года ежемесячно импортировалось 90 тысяч тонн, но летом импорт составил уже всего 35-50 тысяч тонн в месяц. При этом в тенговом эквиваленте цена на границе выросла со 160 до 196 тысяч тенге за тонну импортируемого бензина.
Антимонопольщики следят за бензиновыми "волнениями"
Логично, что цены могли быть и выше, но трейдеры, обжегшись на прошлом повышении с комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей министерства национальной экономики (КРЕМ ЗК и ПП), стараются не повышать резко цены "на пистолете".
Однако и за текущее повышение некоторые сети АЗС могут ответить. По крайней мере, в Миннацэкономики напомнили им о штрафных санкциях. Первый вице-министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил журналистам, что штрафы в размере 607 миллионов тенге и изъятие 350 миллионов тенге монопольного дохода грозят компаниям по итогам антимонопольной проверки среди компаний, реализующих ГСМ.
"По нефтепродуктам проведено расследование за период с 2016-го по апрель 2017 года. Результаты есть, есть санкции. Эти санкции сейчас обжалуются в суде, на разных стадиях находятся. Это административные штрафы суммарно на 607 миллионов тенге и монопольный доход, который подлежит изъятию, 350 миллионов тенге", – сказал г-н Даленов.
"Бензиновый разрыв"
Такая ситуация сложилась на фоне поочередного выхода Атырауского НПЗ и Павлодарского нефтехимического завода на ремонт. Вышедший из ремонта в сентябре Атырауский НПЗ сможет выйти на полноценное производство бензина только к концу октября. А Павлодарский нефтехимический завод выйдет из ремонта только 26 октября, то есть топливо с ПНХЗ может поступить на АЗС лишь к началу ноября.
"На прошлой неделе я направил комиссию для проведения аудита по состоянию работ по завершению модернизации НПЗ. Все работы по Павлодарскому НПЗ ведутся согласно графику, запуск завода планируется 26 октября. До конца октября завод планирует переработать 65 тысяч тонн нефти и отгружать по 2,5 тысячи тонн бензина Аи-92 в сутки", – сказал министр энергетики Канат Бозумбаев.
Что касается Шымкентского НПЗ, то его загрузка увеличена с 360 до 490 тысяч тонн нефти, а сам завод переориентирован на производство Аи-92. Таким образом, полноценное производство ходового отечественного Аи-92 ожидается не ранее, чем в ноябре. А пока Казахстан спасают от бензинового кризиса российские поставщики.
"От министерства энергетики России, от руководства компаний "Роснефть" и "Газпромнефть" получено подтверждение на отгрузку более 100 тысяч тонн Аи-92 с российских НПЗ. Из них уже до конца недели будет отгружено около 50 тысяч тонн. Остальные объемы зайдут до конца месяца. Уже на вчерашний вечер импортировано 34,6 тысячи тонн бензина Аи-92, за прошедшие выходные завезено более 10 тысяч тонн", – проинформировал министр.
В результате героических усилий по наладке импорта совокупные остатки АИ-92 на сегодняшний день в стране составляют 127 тысяч тонн, что всего на десять тысяч тонн больше, чем в конце прошлой недели. Этих объемов при текущем потреблении хватит на 13 дней.
"На сегодня практически нет регионов с ограничением реализации Аи-92, имею в виду, прежде всего, на крупных сетях. На двух сетях еще осталась реализация по талонам, думаю, эти сети перейдут на свободную продажу в течение ближайших дней", – сказал министр.
"Газпромнефть" в плюсе
Российская сеть АЗС "Газпромнефть" на этом фоне увеличила продажи в Казахстане на 50%, сообщил павлодарский представитель сети АЗС "Газпромнефть" Виталий Чашкин, не уточнив конкретные объемы по причине конфиденциальности информации. В сентябре-октябре, когда некоторые сети торговали бензином только по талонам или вводили ограничения на покупку топлива в 20 литров в одни руки, "Газпромнефть" продолжала продавать бензин без ограничений.
"У нас нет перебоев с бензином, так как он поступает из России, в частности от Омского НПЗ", – сказал он на спешно организованном министерством энергетики пресс-туре. Вместе с тем за время "бензинового коллапса" цена выросла порядка на 16 тенге за литр.
Причиной повышения ГСМ на их заправках представитель российской компании назвал зависимость от рыночной цены, "которая сложилась на этом рынке в данное время". При этом в России аналогичный бензин обходится дороже. "В Омске бензин обходится немногим более 200 тенге за литр, в Павлодаре – 159 тенге. В России в стоимость бензина включены НДС и налоги, в Казахстане такого нет", – сказал он.
В Казахстане на сегодня имеется 72 АЗС "Газпромнефть", две из них – в Павлодаре.
Действующая мощность ПНХЗ – пять миллионов тонн в год, в плане на 2017 год переработать 4,7 миллиона тонн, сообщил ранее на брифинге аким Павлодарской области Булат Бакауов.
"И этот план завод выполнит. 100% сырья, которое перерабатывает павлодарский НПЗ, – российская нефть, которая содержит большое количество серы. В процессе модернизации ПНХЗ на его территории был построен новый комплекс по производству серы. Таким образом, теперь в регионе будут реализовывать и серу. Кроме того, строительство новых установок и реконструкция старых позволит заводу возродить производство авиатоплива международного стандарта Jet A, которым заправляют самолеты в большинстве аэропортов мира", – сказал он.
Вопрос о ситуации с ГСМ был поднят на аппаратном совещании в областном акимате 10 октября. Глава региона поручил акимам на местах отслеживать наличие и стоимость бензина на автозаправках. Тогда же выяснилось, что в некоторых районах были лишь двухдневные запасы ГСМ, а на заправках, например, в Актогайском и Качирском районах, стоимость бензина АИ-92 доходит до 170 тенге за литр.
"Стоимость этого бензина не должна превышать 160 тенге за литр. Акимы городов и районов должны понимать, что ПНХЗ будет стоять до 26 октября, и иметь ежедневные запасы топлива", – подытожил Булат Бакауов.
Шымкент "наполовину полон"
Хотя в "КМГ" и министерстве энергетики признают наличие проблем с Аи-92 в самой густонаселенной в стране Южно-Казахстанской области, но в самой ЮКО это отрицают.
По заверению чиновников и игроков рынка, объемов ГСМ в регионе достаточно.
"Ситуация по ЮКО с обеспеченностью ГСМ по нашей компании стабильная. Никакого ажиотажа и дефицита нет. Проблем с обеспеченностью нет и не ожидается", – заявил в ходе организованного министерством энергетики РК пресс-тура в Шымкенте начальник участка АЗС по ЮКО и Жамбылской области ТОО "Газпромнефть-Казахстан" Алибек Умбеталиев.
"Обеспеченность расположенных по территории всей республики АЗС компании, а их более 70, стопроцентная, – уточнил он. – Реализация ГСМ идет как по наличному, так и безналичному расчету. Все виды топлива присутствуют".
Имеющиеся объемы запасов топлива он не назвал, но определил их как достаточные для покрытия потребностей именно по компании. Данные по объему продаж ГСМ, реализуемых через заправки компании в двух областях, г-н Умбеталиев также не огласил, пояснив, что это коммерческая тайна. Он лишь отметил, что в день у них проходит несколько десятков тысяч транзакций и наблюдается небольшое увеличение покупателей. Цена самой популярной марки бензина Аи-92 на всех заправках ТОО "Газпромнефть-Казахстан" в ЮКО одна – 156 тенге за литр. Это на один-два тенге дешевле, чем у конкурентов, подчеркнул начальник участка АЗС.
При этом он признал, что неделю назад Аи-92 продавался у них по 153 тенге за литр. Почему при заявленной стабильности ситуации и обеспеченности топливом цена все же поднялась, убыточна ли нынешняя стоимость, от чего она вообще зависит, Алибек Умбеталиев отвечать не стал, так как, по его словам, не может комментировать вопросы ценообразования, они не в его компетенции.
Представители СМИ, которых пригласили на пресс-тур "в целях полного и объективного освещения ситуации с ГСМ в регионах" и призвали всесторонне осветить данную тему, пребывали в недоумении, так как ответов на свои вопросы не получили.
К слову, на территории ЮКО расположены 17 АЗС "Газпромнефть-Казахстан". Как сообщила abctv.kz ведущий специалист по связям с общественностью ТОО Анна Орлова, они занимают 18% топливного рынка в ЮКО и 10% рынка по всему Казахстану.
Между тем, как проинформировал на селекторном совещании в областном акимате руководитель управления предпринимательства, индустриально-инновационного развития и туризма Южно-Казахстанской области Батырхан Курмансеит, средняя цена литра бензина Аи-92 в ЮКО на сегодня составляет 151 тенге, а дизтоплива – 146 тенге. Таковы данные ежедневного мониторинга цен на региональном рынке ГСМ. Мониторинг также зафиксировал рост стоимости в регионе АИ-92 с сентября на 7%, дизтоплива – на 11%.
По заверению главы управления, область полностью обеспечена запасами ГСМ на ближайшие 10 дней.
"На сегодняшний день запасы бензина АИ-92 составляют 5510 тонн, АИ-80 – 355 тонн, дизельного топлива – 4470 тонн", – сообщил он.
Российский бензин спасет и Sinoоil
Ситуация с дефицитом бензина в Алматы была создана искусственно, считает заместитель генерального директора компании Sinoоil Адлет Сакаев. По его мнению, ситуация, которую алматинцы наблюдали буквально неделю назад (отсутствие бензина на автозаправках, отпуск топлива по талонам и топливным картам, рост цен на ГСМ вплоть до 170 тенге за литр), возникла вследствие искусственно созданного повышенного спроса со стороны автомобилистов.
"Почему повышен спрос? Потому что создан искусственный ажиотаж. Потребитель, опасаясь, что завтра не будет продукта, заливает больше топлива, чем он обычно потребляет. Компания Sinoоil и дальше будет обеспечивать бесперебойную работу, исключение составляет только момент подвоза топлива к заправкам", – поделился своим мнением г-н Сакаев.
Также спикер отметил, что сегодня в резервуарах на нефтебазе компании в Алматы, находящейся ниже Северного кольца (к слову, это крупнейшая нефтебаза в Средней Азии), имеются запасы бензина на восемь-десять дней.
"Ожидаем приход топлива как с российских НПЗ, так и с местных, что обеспечит бесперебойную работу до конца этого месяца. Со следующего месяца мы получим бензин от российских компаний. Компания работает в штатном режиме, машины (бензовозы. – Прим. авт.) активно заливаются отсюда и развозят во все точки города. В Алматы и области у компании 50 заправок. Рынок сейчас нестабилен, волатильность высокая, цифры фиксировать сложно. Несмотря на повышенный спрос, компания успевает обеспечивать АЗС", – добавил замгендиректора Sinoоil.
При этом необходимо отметить, что поставки российского бензина – это вынужденная мера. Напомним, в феврале этого года министр энергетики РК Канат Бозумбаев говорил о том, что уже к середине 2018 года страна будет самостоятельно обеспечивать себя топливом.
"После ввода в эксплуатацию и выхода на проектную мощность модернизированных НПЗ мы ожидаем полное обеспечение страны отечественными нефтепродуктами. Будет исключена импортозависимость по горюче-смазочным материалам, бензину, дизельному топливу и авиакеросину. Появление возможности экспорта ГСМ. К середине 2018 года мы должны будем стать страной, которая сама себя обеспечивает всеми необходимыми продуктами нефтепереработки", – заявлял министр на коллегии Минэнерго в начале года.
А в начале октября на заседании правительства г-н Бозумбаев пообещал уже в ноябре снизить долю импорта российского бензина АИ-92 до 30%, в декабре – до 20% за счет полной работы всех трех казахстанских НПЗ. В настоящее же время продолжается начавшийся 22 сентября плановый ремонт на Павлодарском нефтехимическом заводе, на долю которого приходится производство порядка 60% всего объема бензинов светлых сортов в стране. Возобновление работы завода планируется 26 октября.
"В настоящее время на ситуацию на внутреннем рынке по АИ-92 и дизельному топливу влияет продолжающийся плановый ремонт на ПНХЗ. Первоначально ремонт должен был начаться в июле, но, так как завод был не готов, мы согласились с изменениями срока", – говорил по этому поводу министр энергетики.
ВКО топлива хватит на 20 дней
Прогнозировать, что будет в дальнейшем на рынке горюче-смазочных материалов, в Восточно-Казахстанской области не осмеливаются.
"Мы некомпетентны отвечать на подобные вопросы. Скажу лишь только то, что у нас в данный момент на трех нефтебазах, которые находятся в Усть-Каменогорске, Семее, Аягузском районе, всего в наличии 1300 тонн бензина АИ-92. Это самое популярное топливо для автоводителей. И столько же примерно дизельного топлива. Этого запаса примерно хватит на 11 дней", – рассказал в ходе сегодняшнего пресс-тура директор филиала по ВКО ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері" Асхат Чакенов.
Всего в запасах, отметил он, имеется почти 3000 тонн ГСМ. Еще 1200 тонн находятся в дороге и должны прибыть в Усть-Каменогорск со дня на день. Этого объема топлива, по его словам, хватит еще на 10-12 дней.
К сожалению, журналистам не удалось получить полноценного ответа на многие вопросы по рынку ГСМ, несмотря на то, что пресс-тур организовывался министерством энергетики РК. Практически все актуальные вопросы остались без ответа. Информацию пришлось "выуживать" буквально по словам. Директор филиала по ВКО ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері" Асхат Чакенов то и дело повторял, что ответы на такие вопросы в его компетенцию не входят. Что возмутило собравшихся представителей СМИ.
На вопрос, достаточно ли дизельного топлива для аграриев, Асхат Чакенов ответил утвердительно.
"По дизелю проблем нет. Сейчас мы отпускаем топливо за наличный расчет, ограничений никаких нет. Дизельное топливо отпускается по цене 151 тенге за литр", – сказал он.
В свободной продаже также, говорит он, и бензин АИ-92. По цене 157 тенге за литр. Дальнейшего поднятия цен, уверяет он, не будет.
Всего, по словам директора филиала, в ВКО компания имеет 25 автозаправочных станций (АЗС): 12 – в Усть-Каменогорске, 10 – в Семее, 3 – в Аягузском районе.
Также он отметил, что ситуация на рынке ГСМ на контроле. И категорически отказался давать комментарий по объему продаж, вопросам ценообразования, сославшись на коммерческую тайну и некомпетентность в этих вопросах.
Между тем с некоторых АЗС в Усть-Каменогорске убрали цены на бензин Аи-92. Цена компании Helios на бензин класса Prime 95 – 180 тенге, Аи-92 – 158 тенге за литр, дизельное топливо – также 158 тенге. Для сравнения, в середине сентября стоимость популярного бензина в Усть-Каменогорске не превышала 147 тенге за литр. На сегодня стоимость бензина в Восточном Казахстане варьируется на различных АЗС от 153 до 160 тенге за литр. В сельских населенных пунктах цена бензина АИ-92 поднялась на прошлой неделе до 160 тенге за литр.
Стоимость Аи-95 со 161 тенге повысилась до 167 тенге, Аи-95 марки "премиум евро" – со 169 до 175 тенге. Цены на дизтопливо – до 184 тенге за литр.
Кстати, 12 октября стало известно, что ситуацию на рынке ГСМ Восточного Казахстана анализирует департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей. На сегодня 16 оптовых и 87 розничных субъектов подозреваются в ценовом сговоре. Если департаменту удастся доказать, что создан искусственный дефицит и цены на бензин необоснованно повышены, к субъектам рынка применят штрафные санкции в размере 3-5% от размера дохода.
"По поручению комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК они проанализировали товарный рынок розничной реализации нефтепродуктов – бензина марок Аи-92/93, 95, 98, дизтоплива за январь-февраль 2017 года. А еще ранее провели анализ рынка ГСМ предыдущего полугода 2016 года (с августа по декабрь). Затем по итогам анализа департаментом проведено девять расследований в отношении 19 субъектов рынка розничной реализации нефтепродуктов. Период нарушения – август-декабрь 2016 года и январь-февраль 2017 года. По результатам расследований было возбуждено 15 административных дел, которые передали в специализированные административные суды Усть-Каменогорска, Семея, Риддера и суды Бородулихинского, Бескарагайского, Шемонаихинского и Глубоковского районов. К административной ответственности привлечены 12 субъектов рынка со штрафом на 9 820 144,73 тенге, с конфискацией монопольного дохода 4 491 433,36 тенге. Сегодня на рассмотрении судов находятся еще три административных дела", – рассказала исполняющая обязанности директора Восточно-Казахстанского департамента антимонопольного ведомства Людмила Устьянцева.
Жанболат Мамышев, Марина Попова (Павлодар), Клара Ларина (Шымкент), Элина Гринштейн (Алматы), Жанар Асылханова (Семей)