Широко использовать беспилотные летательные аппараты для нужд аграриев планирует Министерство сельского хозяйства РК. В ведомстве прошло совещание с участием представителей совместной казахстанско-российской компании. Российская сторона имеет опыт аналогичной работы в сельских районах Федерации, а в Казахстане свою работу начнет в Карагандинской области, которая определена пилотным регионом проекта. В рамках сотрудничества российские партнеры предоставляют современные беспилотники "Кречет" и программное обеспечение, а казахстанская сторона в лице ТОО "АТЭК-Агро" обеспечивает сервисное обслуживание и эксплуатацию аппаратов.
Директор "АТЭК-Агро" Евгений Алексеев руководит проектом с казахстанской стороны. Он рассказывает, что в таких аграрных регионах России, как Краснодарский и Ставропольский край, беспилотники (БПЛА) используются уже несколько лет.
Задачи, которые позволяют выполнять БПЛА, самые разные. Но одна из основных – составление ортофотопланов - серии привязанных по координатам к определенной местности аэроснимков, объединенных в единую мозаику. Таким образом, получается электронная карта, на основании которой проводится инвентаризация земель и обновляются данные земельного кадастра.
"Мы используем аппараты "Кречет". Они оснащены GPS-приборами и всем необходимым оборудованием для аэрофотосъемки. Кроме того, наши российские коллеги разработали собственное программное обеспечение, которое позволяет обрабатывать всю полученную информацию в цифровом формате и создавать карту местности. Сравнение данных кадастра, выполненного старыми методами, с новыми данными, приводит к выявлению неточностей. Например, недавно в Краснодарском крае наши российские партнеры делали съемку полей одного крупного хозяйства и "нашли" несколько тысяч га неиспользуемых земель. Вот такой подарок для крестьян", - говорит Евгений Алексеев.
У тех аграриев, которые имеют современные трактора и комбайны с GPS-навигацией, появится возможность использовать электронную карту своего участка, чтобы управлять движением техники, не нарушая границ земли.
Для аграриев также интересна и такая функция, как съемка NDVI (Normalized Difference Vegetation Index) – нормализованный относительный индекс растительности, по которому можно судить о развитии биомассы растений во время вегетации. Основываясь на этих данных, крестьяне видят, на каком участке растения развиваются хорошо, а где требуется корректировка агротехнологий – например, внесение удобрений или полив. Кстати, операции по внесению тех же удобрений или обработка полей гербицидами наземной техникой может контролироваться беспилотниками для повышения качества работ.
Еще одна возможность, которую обеспечивают "Кречеты" - это тепловизионная съемка. Вкупе с передачей данных в режиме реального времени, она дает возможность регулярными полетами отслеживать присутствие на полях людей и животных и оперативно реагировать на опасность воровства, либо порчи посевов скотом.
"Россияне ушли немного вперед нас, на пару шагов. И там мало того, что все эти технологии достаточно широко применяются, так еще и услуги представляют несколько компаний-конкурентов. То же самое – на Украине. У нас рынок пока никем не занят, наш проект призван стать первым масштабным опытом", - говорит Евгений Алексеев.
Преимущество "Кречетов" состоит в том, что в отличие от простых дронов на электрических двигателях, они летают на бензиновых. Благодаря этому, продолжительность полета составляет до 12 часов, а высота до 6 тыс. метров. Диапазон температур, в которых может работать аппарат, от – 30 до + 40 градусов. Кроме того, бензиновые беспилотники, в отличие от электрических, не боятся ветра. Это важно в казахстанских метеоусловиях. Кстати, используется в "Кречетах" обычный 95-й бензин.
Управлять беспилотником не нужно. В аппарат вводятся координаты местности, план которой необходимо составить. Он сам выбирает оптимальную траекторию полета и отправляется на задание. Причем не нужно дожидаться возвращения "Кречета" обратно – данные поступают оператору в режиме реального времени.
В перспективе, при появлении более мощных аппаратов, беспилотники смогут заменить малую авиацию, проводя в том числе и обработку полей химикатами.
В ближайшее время при поддержке местных властей в Карагандинской области пройдет презентация возможностей "Кречетов" для аграриев и госорганов.
Кстати, аграрной отраслью интересы компании "АТЭК-Агро" не ограничиваются. Уже проводились встречи с представителями энергетических и трубопроводных казахстанских компаний. Им беспилотники могут быть интересны для контроля состояния электрических линий и прочей инфраструктуры. Не секрет, что используемая сейчас малая авиация не всегда в лучшем состоянии. К тому же, погодные условия зачастую создают повышенную опасность. А беспилотники исключают риски для людей – получать картинку можно сидя за монитором, а не в кабине вертолета. Что касается стоимости использования БПЛА, по данным "АТЭК-Агро", в зависимости от поставленных задач, они обходятся в 1,5 – 3 раз дешевле малой авиации.
Сергей Буянов, Караганда