В настоящее время в Казахстане всего один автобан – Астана – Щучинск. Это автодорога первой категории с шестиполосным движением (три в одну и три в другую сторону). Платный проезд по данному участку был введен в 2013 году. Стоимость проезда с тех пор не менялась и составляет от одного тенге за километр для легковых автомобилей до 29 тенге за километр для незарегистрированных грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 15 тонн. Традиционно порядка 70-80% сборов приходится на грузовой автотранспорт.
К 2020 году планируемые ежегодные сборы за проезд по платным автодорогам Казахстана составят порядка 30 миллиардов тенге, а к началу 2023 года они составят уже 45 миллиардов тенге. Таким образом, считает министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек, сборы за проезд по 10,4 тысячи километров республиканских автодорог позволят полностью обеспечить содержание всех автодорог республиканского значения – 23,5 тысячи километров.
"К 2020 году планируемые ежегодные сборы составят порядка 30 миллиардов тенге, а уже к концу 2022-го – началу 2023 года сборы увеличатся до 45 миллиардов тенге, что позволит полностью обеспечить нормативное содержание всей сети автодорог республиканского значения протяженностью 23,5 тысячи километров без выделения средств из бюджета", – сказал он на заседании правительства в понедельник.
Наращивать платный проезд по отдельным участкам будут постепенно. Так, к 2020 году платность будет введена на 6,5 тысячи километров автодорог республиканского значения.
"В текущем году будут завершены работы по внедрению платности на республиканских дорогах протяженностью 470 километров. Это Астана – Темиртау (132 километра), Алматы – Капшагай (42 километра). По этим двум участкам в декабре будут полностью завершены строительно-монтажные работы, и в тестовом режиме в декабре этого года будет взиматься плата полностью. В полном объеме работа по этим двум участкам будет завершена в I квартале 2018 года", – сказал Женис Касымбек.
В конце I квартала 2018 года планируется запустить в опытную эксплуатацию участок Алматы – Хоргос (295 километров) с полным вводом в конце II квартала.
"По внедрению платности на остальных 5,5 тысячи километров в декабре текущего года завершается разработка проектно-сметной документации (это участки Западная Европа – Западный Китай, Капшагай –Талдыкорган, Астана – Костанай – гр. РФ, Актобе – Уральск – гр. РФ, Атырау – Доссор – Бейнеу – Акжигит – гр. Узбекистана, Щучинск – Кокшетау – Петропавловск – гр. РФ, Астана – Павлодар – Омск, Актау – Бейнеу. – Прим. автора), и с 2018 года мы можем начать монтажные работы", – сообщил министр.
В текущем году открыто движение на 767 километрах автомобильных дорог, в том числе по транзитному коридору Западная Европа – Западный Китай, на участках Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, Капшагай – Балпык би, Бейнеу – Шетпе и Кокшетау – Петропавловск, также завершено строительство самого крупного мостового перехода в Центральной Азии через реку Иртыш в Павлодаре протяженностью 12 километров.
В рамках госпрограммы "Нурлы жол" предусмотрена реализация 22 автодорожных проектов общей протяженностью 4,4 тысячи километров, в том числе 15 новых. На реализацию проектов из национального фонда, республиканского бюджета и по линии международных финансовых институтов предусмотрено 356 миллиардов тенге, в том числе из Нацфонда – 143,5 миллиарда тенге.
Продолжаются строительные работы на проектах Центр – Юг, Центр – Восток, Бейнеу – Актау, Актобе – Атырау, Капшагай – Талдыкорган, Астана – Петропавловск и Уральск – Каменка общей протяженностью 1,2 тысячи километров.
"Кроме того, с текущего года мы приступили к реализации новых проектов, таких как Кандыагаш – Макат, Жетыбай – Жанаозен, Курты – Бурылбайтал, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Мерке – Бурылбайтал, Калбатау – Майкапшагай, Ушарал – Достык, Бейнеу – Акжигит, Таскескен – Бахты, Осиновский перевал, Щучинск – Зеренда, протяженностью 2,5 тысячи километров. За девять месяцев по реализуемым проектам освоено 177,5 миллиарда тенге, задействовано 75 тысяч человек, – сказал Женис Касымбек. – Также до конца текущего года планируется заключить договоры на строительные работы по следующим пяти проектам: Актобе – Кандыагаш, Атырау – Астрахань, Узынагаш – Отар, Юго-Западный обход Астаны, Костанай – Денисовка общей протяженностью 700 километров. По итогам года планируется завершить работы на 602 километрах и открыть движение на автодорогах: Астана – Павлодар – 232 километра, Бейнеу – Актау – 230 километров, обход п. Кордай – 40 километров, Уральск – Каменка – 50 километров, Актобе – Атырау – 26 километров и Капшагай – Талдыкорган – 24 километра".
Жанболат Мамышев