Журналист abctv.kz, проехав по 15-километровой трассе, насчитал девять километров бракованного дорожного покрытия. По словам же заместителя директора Карагандинского филиала АО "НК "КазАвтоЖол" Игоря Гафтона, трещины имеются только на участке в 1,2 км.
Движение по одной стороне дороги Темиртау – Караганда, где пошел брак, началось еще осенью прошлого года, вторую ветку делают в настоящее время.
"Это усадочные трещины, они подлежат "лечению". Просто думали, что это как-то связано с основанием, может, просело там. На самом деле ничто не просело, что-то пошло не так с бетоном. Может, добавки как-то не сработали", – утверждает замдиректора карагандинского "КазАвтоЖола".
"Лечением" покрытия уже занимаются.
"Есть определенные два метода, который рекомендовал Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ), и подрядчик уже занимается лечением. Эти трещины расшиваются, зодируются специальным раствором", – говорит abctv.kz Игорь Гафтон.
По словам Игоря Гафтона, "там, где совсем разрушено, эти плиты будут убираться, по-новому будут класть бетон. А там, где волосяные трещины, их просто залечат, и все".
Напомним, что трасса Темиртау – Караганда построена только наполовину, открыто движение лишь по одной ветке направлением из областного центра в город металлургов.
Несмотря на то, что "КазАвтоЖол" не видит ничего страшного в возникшем браке, дорожники со стажем объясняют появление этих трещин несоблюдением технологии.
Два года назад abctv.kz уже касался этого вопроса в материале "Мина замедленного действия в коридоре "Центр – Юг".
В нем обсуждались как вопросы соблюдения Экологического кодекса, так и проблемы соблюдения технологи и стандартов. Обе эти проблемы касались использования доменных шлаков в строительстве участка Темиртау – Астана автодороги "Центр – Юг". Процитируем небольшой отрывок:
"Казахским научно-исследовательским и проектным институтом дорожно-транспортных проблем "ДОРТРАНС" были проведены химико-минералогические исследования свойств доменных и конвертерных (сталеплавильных) шлаков. В результате исследований было доказано, "что использование доменных шлаков образует монолитный слой, обеспечивающий равномерное восприятие напряжения от веса "дорожной одежды" и транспортных нагрузок и равномерное распределение их на нижележащие слои земляного полотна".
"Дорожная одежда" – это такой многослойный пирог, "фундамент" для бетонного полотна. Один из слоев этого "пирога" состоит из доменного гранулированного шлака фракцией до 10 мм, щебня из доменного шлака и цемента с добавлением воды. Все эти три компонента есть производные от одного и того же продукта – доменного шлака. И за счет такой однородности этот слой "дорожной одежды" спекается и становится монолитной плитой.
В дальнейшем, даже если земляная подушка под ним в некоторых местах слегка просядет, этот монолит так и останется ровным и цельным. В результате срок службы автодорог, построенных с применением продуктов из доменных шлаков, значительно увеличивается.
Чего нельзя сказать про сталеплавильные шлаки. В частности, согласно заключению центральной научно-исследовательской лаборатории института, "сталеплавильные шлаки не пригодны для формирования слоев "дорожной одежды", так как не обладают по своим химико-минералогическим характеристикам вяжущими свойствами, обеспечивающими монолитность конструкции, что также относится и к щебеночно-песчаной смеси из природных компонентов – песка и природного щебня".
Тем самым "ДОРТРАНСом" фактически был наложен запрет на замену щебня доменных шлаков на природный щебень и щебень из сталеплавильных шлаков.
Так вот, на участке Темиртау – Осакаровка, где нет никаких нареканий по просадке или трещинам, применялся шлак и песчано-гравиийная смесь из доменных шлаков "АМТ".
А на вновь построенной и уже потрескавшейся ветке Темиртау – Караганда в "дорожной одежде" применялся природный щебень.
Кстати, по проекту строительства Северо-восточного обхода Караганды длиной 53 км и стоимостью 35 млрд тенге использование доменных шлаков АО "АрселорМиттал Темиртау" также не предусмотрено. Вместо него будет все также использован невосполнимый ресурс – природный щебень.
На текущей неделе заместитель директора карагандинского филиала АО "НК "КазАвтоЖол" Игорь Гафтон обещал abctv.kz большую пресс-конференцию с участием центрального руководства "КазАвтоЖола" и областных властей.
На ней мы и хотим услышать ответы на вопросы: "Кто ответит за нарушение технологии при строительстве дорог по национальному проекту госпрограммы "Нұрлы жол"?"; "Кто и как будет наказан?" и "Во что государственному бюджету обойдется эта штопание бетонных дорог?".
Олег И. Гусев