/img/tv1.svg
RU KZ
Бетон штопаный. Часть вторая. Безответная

Бетон штопаный. Часть вторая. Безответная

Руководство «КазАвтоЖола» на пресс-конференции отказалось отвечать на вопросы abctv.kz.

09:18 10 Август 2018 9138

Бетон штопаный. Часть вторая. Безответная

Автор:

Олег И. Гусев

«Мы ответим вам письменно», – заявил директор карагандинского филиала НК «КазАвтоЖол» Канат Шаймин.

Сам факт того, что руководство нацкомпании отказалось на пресс-конференции в присутствии десятка журналистов отвечать на неудобные для него вопросы abctv.kz, лишний раз свидетельствует о том, что «КазАвтоЖол» пытается замолчать серьезнейшую проблему.

Большая часть пресс-конференции, прошедшей 8 августа в Караганде, была посвящена проблеме вырубки части березовой рощи и посадок сосны на месте строительства участка дорог Темиртау – Караганды и Северного обхода города Караганды.

По данному вопросу областным филиалом «КазАвтоЖола» и руководителем Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Русланом Тулепбаевым были даны соответствующие разъяснения и обещаны компенсационные высадки деревьев.

Вообще, на этой пресс-конференции, которая длилась почти полтора часа, создалось впечатление, что шум вокруг вырубки деревьев, поддерживаемый уже больше месяца, весьма выгоден нацкомпании, так как он отвлекает внимание от наиболее важного вопроса, который abctv.kz задал Канату Шаймину:

«Почему девять из 15 километров новой бетонной дороги Темиртау – Караганда покрыто трещинами

Однако ответа так и не получил.

Еще два года назад abctv.kz предупреждал о будущих проблемах в материале «Мина замедленного действия в коридоре «Центр – Юг». Попытка удешевления процесса строительства дорог может оставить страну без самих дорог».

По информации abctv.kz, при строительстве трассы Темиртау – Караганда в слоях «дорожной одежды» в одном случае был использован щебень из шлака сталеплавильного производства, где содержание железа доходит до 15%. Естественно, железо подвергается коррозии, образуются пустоты, возникает просадка, и бетонная плита трескается.

Во втором применялся природный щебень, который при взаимодействии с другими компонентами данного слоя «одежды» также не давал монолитности.

Следует отметить, что в том же 2016 году Казахским научно-исследовательским и проектным институтом дорожно-транспортных проблем «ДОРТРАНС» были проведены химико-минералогические исследования свойств доменных и конвертерных (сталеплавильных) шлаков. В результате исследований было доказано, что «использование доменных шлаков образует монолитный слой, обеспечивающий равномерное восприятие напряжения от веса «дорожной одежды» и транспортных нагрузок и равномерное распределение их на нижележащие слои земляного полотна».

По результатам проведенных институтом «ДОРТРАНС» испытаний щебеночно-песчаной смеси фракции от 0 до 40 мм из сталеплавильного шлака АО «АрселорМиттал Темиртау» установлено ее несоответствие требованиям стандарта СТ РК 1376-2005 «Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия», распространяемым на песок и щебень, а также готовые щебеночно-песчаные смеси из шлаков черной металлургии, предназначенные для строительства автомобильных дорог (протоколы испытаний № 252/1 – № 252/5 от 31.08.2016 г.).

В частности, согласно заключению центральной научно-исследовательской лаборатории института (редакция abctv.kz ознакомлена с ней), «сталеплавильные шлаки не пригодны для формирования слоев «дорожной одежды», так как не обладают по своим химико-минералогическим характеристикам вяжущими свойствами, обеспечивающими монолитность конструкции, что также относится и к щебеночно-песчаной смеси из природных компонентов – песка и природного щебня». Тем самым «ДОРТРАНСом» фактически был наложен запрет на замену щебня доменных шлаков на природный щебень и щебень из сталеплавильных шлаков.

Более того, обязательное применение отходов металлургического производства регламентировано п. 12.14 раздела 12 «Охрана окружающей среды» Строительных норм и правил РК № 3.03-09-2006 «Автомобильные дороги», утвержденных приказом Комитета по делам строительства и ЖКХ МИТ РК от 20.12.2006 г. № 467.

«При строительстве автомобильных дорог следует максимально использовать находящиеся в зоне строительства пригодные для применения отвалы и производственные твердые отходы предприятий горнодобывающей, перерабатывающей промышленности, тепловых электростанций (гранулированные металлургические и фосфорные шлаки, золы и золошлаковые смеси ТЭС, отходы углеобогащения, фосфогипс, бокситовый шлам и другое). При применении отходов производства следует учитывать их агрессивность и токсичность по отношению к окружающей природной среде».

И вот этих самых отходов доменного производства «АрселорМиттал Темиртау» накопилось 35 млн тонн. И строительство автодорог рядом с Темиртау на данный момент едва ли не единственная возможность утилизировать и закопать токсичные отходы.

Несмотря на это, на одной ветке трассы Темиртау – Караганда вместо рекомендуемых упорно применялись «нелегитимные» материалы. В итоге еще не принятая госкомиссией дорога требует капитального ремонта и на ветер выброшены огромные деньги налогоплательщиков.

Но и этого урока заказчику строительства автодорог оказалось мало.

В настоящее время началось строительство Северо-восточного объезда Караганды длиной 48 км.

Несмотря на запреты «ДОРТРАНСа» и регламент СНиП РК № 3.03-09-2006, в проекте этой дороги все также прописано применение невосполняемого природного ресурса – щебня из природного камня.

И это несмотря на то, что арселоровский щебень из доменного шлака сейчас стоит всего 700 тенге за тонну, что в полтора-два раза ниже средней по рынку.

Поскольку директор карагандинского филиала НК «КазАвтоЖол» Канат Шаймин отказался на пресс-конференции отвечать на вопросы, abctv.kz в письменной форме обращается к председателю правления АО «Национальная компания «КазАвтоЖол» Ермеку Кизатову с журналистским запросом:

«1. С учетом того, что «КазАвтоЖол» является заказчиком строительства дорог по всему Казахстану, выявление причин брака на любом участке является одним из важнейших способов профилактики некачественного строительства. Почему на трассе Темиртау – Караганда не было проведено вскрытие участков с трещинами для определения причин их возникновения?

2. Как будет наказан подрядчик за несоблюдение технологии?

3. В какую сумму обойдется «лечение» трещин на этой дороге?

4. В Администрации президента сейчас изучается вопрос максимального использования промышленных отходов в строительстве. С этой целью проводилось совещание с участием представителей Минэнерго, МИРа, Комитета автодорог МИРа и «КазАвтоЖола». В этой связи намерены ли Вы в соответствии с требованиями Казахского научно-исследовательского и проектного института дорожно-транспортных проблем «ДОРТРАНС» и СНиПа РК № 3.03-09-2006 пересмотреть проект карагандинской дороги «Север – Восток» с целью использования вместо щебня из природного камня щебня из доменного шлака «АрселорМиттал Темиртау»?»

Abctv.kz следит за развитием событий.

Олег. И. Гусев

Путепровод, стоянки для отдыха, километры нового асфальта. Какой будет дорога между севером и западом страны?

Уже к середине осени ремонт ряда участков на дороге Карабутак – Костанай, расположенных на территории Костанайской области, будет завершен с опережением графиков почти на год.

07 Август 2020 08:42 1533

Путепровод, стоянки для отдыха, километры нового асфальта. Какой будет дорога между севером и западом страны?

Фото: Татьяна Шестакова

Денисовка – Тобол

Сегодня протяженность объездной дороги на отрезке Денисовка – станция Тобол на территории Костанайской области насчитывает несколько десятков километров. К закрытию в этом году на этом же отрезке готовят еще один участок.

Напомним, Карабутак (Актюбинская область) – Костанай – это дорога республиканского значения. Она связывает большинство населенных пунктов Костанайской области с западными и центральными регионами страны. Эта дорога также позволит равномерно распределить транспортные потоки, обеспечив выход к морю.

Подрядчики торопятся сами, торопит их и заказчик в лице АО «НК «КазАвтоЖол». Качество объездной дороги, загрузка трассы большегрузами делают объезд весьма серьезным испытанием. Потому дорогу открывают участками, часть из которых еще ждет третьего финишного слоя асфальта.

Работы в границах Денисовка – станция Тобол стартовали в июне 2019 года. Участок протяженностью без малого 65 километров сегодня наполовину готов. Его реконструкция обойдется бюджету в 14,7 млрд тенге. В рамках проекта также запланировано строительство дорожно-эксплуатационного управления в Денисовке и двухуровневой развязки в районе Лисаковска.

Сегодня пристальное внимание заказчика приковано именно к развязке. Как рассказал директор областного филиала «КазАвтоЖол» Андрей Горвад, завершения работ на путепроводе ждут в августе. В ближайшее время подрядчик – ТОО «АБК-Автодор НС» планирует завершить работы на самом мосту. Он однопролетный и имеет подпорную стену из блоков, соединенных с георешеткой. Такое инженерное решение позволило сэкономить.

В районе путепровода также заменят опоры электропередач. Основание для «мачт» уже приготовили и ждут, когда будут обесточены провода. Это позволит увеличить не только безопасность движения, но и пропускать под мостом высокий и габаритный транспорт.

В целом, смотря на реконструируемую дорогу, заметно, насколько ее уровень подняли. Местами до нескольких метров. Больше стало и водопропускных труб.

«Рельеф дороги максимально выпрямили. По требованиям видимость должна быть не менее 500 метров. Местами установим барьерные ограждения. Все склоны засеем травой для стабилизации грунта. Также по нашему участку от села Перелески до станции Тобол устанавливаем 20 водопропускных труб. Они большего диаметра, чем было прежде», – отметил руководитель проекта ТОО «АБК-Автодор НС» Мейрам Жумабеков.

Новая дорога шире, но основание старое. Необходимые метры добрали за счет отсыпки супесью и суглинкой. Подрядчик говорит, что старое основание стоит на черноземе. В советское время плодородный слой здесь не снимали, просто укладывая поверх основание дорог.

Дорогу, которую ранее использовали для подъезда к Лисаковску, демонтируют. В то же время власти города отслеживают ситуацию с обустройством подъездной дороги к мусульманскому кладбищу, что находится в 600 метрах от новой развязки. Подрядчик отметил, что это будет неасфальтированная дорога серповидного профиля, отсыпанная щебнем.

Если двигаться в сторону Денисовки, то можно увидеть латки на уже реконструированной дороге. Это территория ответственности ТОО «Иврус». В «КазАвтоЖол» признали, что второй слой асфальта пошел волной в жару, и было принято решение заменить покрытие в этих местах. В областном филиале Центра качества дорожных активов отметили, что вопросов к качеству асфальто-бетонной смеси у них не возникло. В причинах сейчас разбираются. В «КазАвтоЖол» также заверили, что поверх латок будет уложен еще один – третий слой асфальта.

По договору ТОО «Иврус» и ТОО «АБК-Автодор НС» должны были завершить работы в 2021 году. Однако уже сегодня речь идет о том, чтобы открыть проезд по реконструированной трассе в сентябре-октябре, а к концу года завершить все работы по обустройству съездов, отсыпке обочин и т. д.

Подрядчики признали, что в начале года было непросто, учитывая сложности с доставкой людей и стройматериалов из-за карантинных ограничений. Сегодня они работают также в рамках постановлений санитарного врача, но теперь все задержки запланированы и предусмотрены, потому вопросов по срокам выполнения работ нет.

Тобол – Рудный

С отрезком дороги в границах Тобол – Рудный в прошлом году возникли сложности. Предусмотренные ТЭО разработчик проекта не смог не превысить при разработке проекта. В итоге этот участок разбили на несколько разных проектов.

Первые 24 километра от Тобола до моста через реку Аят уже «разыграли». Подрядчик в лице компании «Казахдорстрой» выиграл объем работ на 8 млрд тенге. Это также будет дорога второй категории с двумя полосами движения. Сегодня здесь устанавливают знаки ограничения скорости, начинают земляные работы. Движение по старому дорожному полотну пока не перекрывают.

Совершенно иная стоимость у оставшихся 19 км от моста через Аят до города Рудный – 24,6 млрд тенге. Высокая стоимость обусловлена тем, что дорогу из второй категории переведут в первую. Здесь также проведут ремонт самого моста через Аят, а также построят путепровод на железнодорожном переезде в районе поселка Набережный. Тендер на реконструкцию этого участка еще не провели. Буквально на днях только была утверждена одобренная госэкспертизой проектно-сметная документация.

Однако в областном филиале «КазАвтоЖол» надеются, что работы на этом участке начнут уже в текущем году.

«С финансированием проблем нет. Мы обратились за помощью от имени нацкомпании, и аким области Архимед Мухамбетов направил письмо в министерство с просьбой выделить дополнительно 9 млрд тенге. Это даст нам возможность провести авансовые платежи по вновь заключенным контрактам, заготовить материалы на зиму», – отметил Андрей Горвад.

Самым маленьким участком в рамках реконструкции дороги Карабутак – Костанай стал выезд из Рудного в сторону Костаная. Пять километров дороги переведут из второй в первую категорию, а значит, вместо двух полос здесь появятся четыре. Работы также уже начаты. Подрядчик – ТОО «Костанай Жолдары». Стоимость работ – 4,1 млрд тенге.

Татьяна Шестакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Единым оператором жилищного строительства определят АО «КИК»

Опубликован проект соответствующего постановления премьер-министра РК. 

06 Август 2020 09:35 5138

Единым оператором жилищного строительства определят АО «КИК»

Фото: Максим Морозов

Единым оператором жилищного строительства планируют определить Казахстанскую ипотечную компанию. Об этом указывается в проекте постановления премьер-министра Казахстана, опубликованном на сайте министерства индустрии и инфраструктурного развития.

«В соответствии с подпунктом 2) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 7 апреля 2016 года «О долевом участии в жилищном строительстве» правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Определить акционерное общество «Ипотечная организация «Казахстанская ипотечная компания» единым оператором жилищного строительства. 2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые решения правительства Республики Казахстан. 3. Признать утратившим силу Постановление правительства Республики Казахстан от 26 августа 2016 года № 479 «О некоторых вопросах Фонда гарантирования жилищного строительства». 4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания», – указывается в проекте постановления.

В АО «КИК» в свою очередь сообщают о реорганизации путем присоединения АО «Байтерек девелопмент».

«Единственный акционер АО «Ипотечная организация «Казахстанская ипотечная компания» принял решение от 16 июля 2020 г. о реорганизации компании путем присоединения к ней АО «Байтерек девелопмент». С даты подписания передаточного акта и договора присоединения все имущественные права и обязанности АО «Байтерек девелопмент» переходят в полном объеме к АО «Ипотечная организация «Казахстанская ипотечная компания», – поясняется в сообщении нацкомпании.

Напомним, в июне главой государства Касым-Жомартом Токаевым подписан закон о сокращении операторов жилищных программ, который вступил в действие с 1 июля текущего года. В рамках реорганизации три дочерние организации холдинга «Байтерек», курирующие сферу жилья (за исключением Жилстройсбербанка), объединяются в единого оператора жилищного строительства. Оператору также отойдут функции фонда «Даму» по субсидированию застройщиков.

При этом ЖССБ продолжит функции по выдаче населению льготных жилищных займов.

Первым этапом в состав единого оператора планировалось ввести АО «Казахстанская ипотечная компания» и АО «Байтерек девелопмент». До конца года запланирован процесс вхождения Фонда гарантирования жилищного строительства (ФГЖС). С 1 января 2021 года единый оператор также будет заниматься субсидированием застройщиков.

На первом этапе единый оператор будет осуществлять функции по: финансированию строительства доступного жилья для очередников акиматов и вкладчиков Жилстройсбербанка; гарантированию завершения долевого строительства, субсидированию кредитов частных застройщиков; реализации собственных инвестиционных проектов и иным видам финансовых услуг на основании лицензии уполномоченных органов – агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка и Национального банка РК.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!