Без воды виноватые

32953

Из-за отсутствия порядка в земельном кадастре государство наказывает сельхозтоваропроизводителей десятикратным повышением налога.

Без воды виноватые

Проходящая в регионе инвентаризация земель поможет решить многолетнюю проблему, считают в национальной палате предпринимателей "Атамекен" (НПП). Она заключается в том, что граждане, получившие в пользование так называемые орошаемые земли, но фактически отрезанные от ирригационных систем, за использование этих участков не по назначению – как неорошаемые наказываются повышением налога на землю в десять раз.

Отметим, что с апреля по сентябрь текущего года в соответствии с утвержденным графиком акиматами районов и городов в Карагандинской области проводятся подготовительные и камеральные работы по землям сельхозназначения и сельхозиспользования.

Задачами ревизии земель является определение их фактического состояния, выявление земель неиспользуемых или используемых с нарушением законодательства, определение качественного состояния сельхозугодий, а также выработка рекомендаций для принятия мер по их рациональному использованию.

В текущем году ревизия земель сельхозназначения и сельхозиспользования проводится по кадастровым кварталам, по 157 сельским округам в разрезе землепользователей всех сельхозформирований,  независимо от форм собственности и хозяйствования (кроме земель садоводства и дачного строительства).

Площадь Карагандинской области, по данным земельного баланса, составляет 42 млн 798 тыс. га, в том числе по категориям (по данным Управления земельных отношений Карагандинской области)

(Не указаны территории специального назначения и территории для нужд обороны и иного режимного использования).

Кроме того, около 7,154 млн гектаров карагандинских земель арендуют соседи:

•        Восточно-Казахстанская область – 26, 5 тыс. гектаров;
•        Кзылординская область – 2,210 млн гектаров;
•        Российская Федерация – 4,9173 млн  гектаров.

"Закон – я немею перед законом"
Целью известного гоголевского персонажа Павла Ивановича Чичикова было получение стартового капитала – кредита под залог крепостных душ вместе с землей. В опекунский совет воспитательного дома, в котором он собирался брать кредит, нужно было предоставить свидетельство о собственности на землю (полученную в Херсонской области бесплатно) и купчие крепости на якобы живых крепостных.

В этом случае ситуация похожая, только с точностью до наоборот: государство взимает деньги с предпринимателей за то, что оно, государство, не навело вовремя порядок в земельном кадастре.

Вопрос о необходимости проведения инвентаризации земель и наведении порядка в земельном кадастре неоднократно ставился карагандинским филиалом НПП "Атамекен".

"Самый больной момент для сельхозтоваропроизводителей (СХТП) некоторых районов области – это эксплуатация земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного использования, которые в земельном кадастре учтены как орошаемые. СХТП не могут рационально использовать орошаемые земли. Дело в том, что при предоставлении данных земель инженерные сети и соответствующая оросительная система оставались на балансе государства и в пользование сельхозтоваропроизводителям  не передавались. Кроме того, часть этих систем может находиться на территории других земельных участков, в том числе и государственных, которым система также не передавалась. В связи с чем у некоторых земельных территорий с земельными участками СХТП полностью отсутствует связь с водоисточником (дамбы, плотины и так далее). На восстановление этой государственной  системы нужны большие бюджетные средства", – рассказывает abctv.kz Азамат Даненбаев, начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров карагандинского филиала НПП "Атамекен".

В итоге получается интересная ситуация: государство в реконструкцию ирригационных систем вкладывать не собирается, а сидящий без полива своей земли частник не хочет да и не может вкладывать деньги в ремонт ирригационной системы, проходящей на не принадлежащей ему земле.

По итогам инвентаризации сельскохозяйственных угодий, прошедшей в области в 2012-2014 годах, предполагался перевод таких якобы орошаемых земель в менее ценные категории сельскохозяйственных угодий. Однако акиматы городов и районов эту работу не выполнили. И в результате аграрии стали заложниками ситуации. Ведь формально они в настоящий момент используют земли не по целевому назначению.

И переводить де-юре орошаемые земли в де-факто неорошаемые уполномоченный орган – Управление земельных отношений Карагандинской области не собирается, ибо в земельном кадастре они записаны как орошаемые.

Более того, за это несоответствие в государственных документах расплачивается деньгами (автоматически возросшим в 10 раз налогом за нецелевое использование)  сам предприниматель.

"Государственные органы пользуются данным положением и используют сложившуюся ситуацию для привлечения СХТП к административной ответственности и последующего повышения земельного налога за их неиспользование. Поэтому карагандинский филиал НПП "Атамекен" считает необходимым проведение инвентаризации орошаемых земель с привлечением в состав соответствующих комиссий палаты предпринимателей и субъектов бизнеса", – говорит Азамат Даненбаев.

Хозяйства к осени считают
Тем временем ревизия земель стала приносить свои плоды.

Выявленные изменения в количественном составе хозяйствующих субъектов в сравнении с учетными данными (по данным управления земельных отношений Карагандинской области):

В целом, по данным районов и городов, количество хозяйствующих субъектов увеличилась на 92 единицы. Кроме того, уточнены размеры площадей и состав  сельхозугодий по землепользователям.

На основании оперативных данных районов и городов составлена экспликация земель, согласно которой, общая площадь сельхозугодий области по сравнению с 2016 годом увеличилась на 239 тыс. га и составила 14 млн 260 тыс. га.

По итогам ревизии материалы по землепользователям, которые нерационально используют закрепленные земельные участки, будут переданы в управление по контролю за использованием и охраной земель для принятия мер.

Кроме того, до конца текущего года акиматы районов и городов должны провести подготовительные работы уже по землям населенных пунктов. Ревизией будут охвачены девять городов областного значения, два города районного значения, 37 поселков и 384 сельских населенных пункта. К июлю 2018 года камеральные работы по землям населенных пунктов будут завершены.

Также в 2018 году планируется провести ревизию земель промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения.

В 2019 году пройдут подготовительные и камеральные работы по землям особо охраняемых природных территорий, лесного фонда, водного фонда и землям запаса.

Олег И. Гусев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться