Безбилетный проезд в общественном транспорте остается наиболее актуальной проблемой наряду с дефицитом водителей и разворотных площадок. Около 50% горожан не оплачивают проезд, пока в автобус не войдет контролер. Об этом в среду, 23 августа, сообщил Бауыржан Танирберген, исполняющий обязанности руководителя управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Астаны, передает корреспондент inbusiness.kz.
Решение проблемы с дефицитом водителей власти видят через повышение зарплат. В 2021 году им была поднята зарплата на 20%, с 1 июня текущего года зарплата повысилась на 15%. В октябре-ноябре текущего года повышение достигнет еще 10%.
Другая немаловажная проблема – это нехватка автобусов. Размер дефицита уже, по подсчетам властей, приближается к 400 единицам. В текущем году управление транспорта города планирует подать дополнительную бюджетную заявку по 100 автобусам отечественной сборки на дизельном топливе до 2024 года. На это потребуется одобрение маслихата на выделение суммы в размере около 2,4-2,5 млрд тенге.
Депутаты маслихата предложили идти в ногу со временем и приобретать электроавтобусы или автобусы, использующие газ, аргументировав это экономией на топливе. Расходы на электроэнергию, например, по подсчетам депутатов, в год составляют 3 млн тенге, а на дизель с учетом роста тарифов – 15 млн тенге. А газ, в отличие от дизеля, продолжают они, значительно дешевле и безопаснее для окружающей среды. В пример даже привели Алматы, где парки с 2024 года будут закупать автобусы, использующие газ.
Однако присутствующий на встрече директор автобусного парка № 1 сообщил, что цена одного электроавтобуса составляет 345 млн тенге, что для бюджета составит большую нагрузку.
"Сегодня остро стоит дефицит с автобусами, поэтому именно сейчас нужно восполнить эту нехватку и пока остановиться на приобретении автобусов на дизельном топливе. Уже потом можно заменять старые и изношенные единицы электроавтобусами и газовыми, но для начала для их эксплуатации необходимо также установить необходимое оборудование, базу и станции. Следует подготовиться", – акцентировал он.
Транспортное хозяйство из года в год пожирает все больше субсидий. В 2021 году было выделено 17,8 млрд тенге, на 2022 год – 21,4 млрд тенге, на 2023 г. – 23 млрд тенге. До конца текущего года потребность в финансировании составляет 16 млрд тенге. Рост объема субсидирования обусловлен удорожанием ГСМ, запасных частей и фонда заработной платы водителей и закупом новых автобусов.
"Благодаря субсидированию частные парки также стали приобретать автобусы. Это парк № 3 – 25 автобусов, которые уже запущены на линию, парком № 6 запущены еще 25 автобусов. До конца года парк № 7 приобретет 20 единиц и парк № 4 – 10 единиц. Данные автобусы длиной 12 м отечественной сборки приобретаются через ФРП. Также в планах запустить 6 маршрутов, которые решат вопросы жилых массивов, среди которых Коктал-1, Коктал-2, Уркер и другие", – проинформировал депутатов Бауыржан Танирберген.
Ранее депутаты маслихата одобрили выделение 6,2 млрд тенге на приобретение 300 автобусов, из которых 70 ед. уже прибыли в Астану. На данный момент готовится их подключение к работе, к началу учебного года планируется запустить. Оставшаяся часть автобусов будет поставлена поэтапно до ноября, добавил г-н Танирберген.
По данным столичных властей, на сегодняшний день порядка 48% населения в городе пользуется общественным транспортом. С бесперебойным обслуживанием работает 99 маршрутов, более 1,5 тыс. водителей и 1,1 тыс. единиц автобусов. Отмечено, что в период за 2022-2023 годы запущено новых 5 маршрутов, оптимизированы 69 схем маршрутов, решены транспортные проблемы на 62 участках, увеличено количество графика движения на 38 маршрутах на 62 ед. автобусов.
Параллельно будет расширяться число теплых остановок. На сегодня в столице насчитывается порядка 1 тыс. остановок, из которых лишь 170 – теплые зимой и охлаждаемые летом. Их, как правило, устанавливают только там, где есть социальные объекты и большой пассажиропоток.
"Планируем еще 140 теплых остановок, но до конца года только 28 единиц будут установлены. Это связано с судебными разбирательствами с недобросовестным поставщиком, а с новым поставщиком процедура конкурса пока затягивается", – отметил спикер, отвечая на вопросы депутатов.
Читайте по теме:
В Астане пять автобусных маршрутов работают по-новому
Досаев заявил, что в Алматы запретят дизельные автобусы
В Алматы временно изменят маршруты двух автобусов