Для тех, кто путешествует самолетами, уже давно стали привычными процедуры досмотра багажа и ручной клади в аэропорту. По требованию службы авиационной безопасности, мы, без лишних вопросов, ставим свои чемоданы и рюкзаки на ленты сканеров, и проходим сквозь рамки металлодетекторов. Но мало кто из путешественников замечает работников охраны в зеленоватой форме с мохнатыми питомцами на поводке, которые прогуливаются по залам аэропорта. И буквально единицы знают, как именно работают четвероногие "сотрудники службы безопасности".
Собаки "работают" в аэропорту Алматы буквально с момента его строительства, с 30-х годов прошлого века. Около шестидесяти лет собаки несли только караульную службу, охраняя периметр аэропорта и объекты на его территории. И сейчас, в эпоху видеонаблюдения и современнейших систем, охрана объектов и периметра не обходится без собак.
В 1995 году в составе кинологической службы алматинского аэропорта появилась служба специальных собак, обученных на поиск взрывчатых веществ и боеприпасов.
В отличие от собак таможенной службы, собаки службы авиационной безопасности не найдут в багаже или в кармане у пассажиров ни наркотики, ни незадекларированную валюту.
Их задача – не допустить на воздушное судно взрывчатку или боеприпасы. А для того, чтобы приступить к несению службы, каждый пес проходит специальную подготовку, и получает сертификат. Критерии отбора очень жесткие. Из примерно ста собак до несения службы доходят лишь три-четыре. Остальные отбраковываются еще на этапах отбора по различным признакам.
Главные критерии "профессионализма" четвероногих служак – нюх и отсутствие агрессии в отношении людей. По мнению ученых, собака может запомнить до двух миллионов (!) запахов, но для этой службы от них требуется "знать" не менее восьми "опасных" запахов.
Свой трудовой стаж собаки кинологической службы начинают в возрасте около двух лет, после подготовки в специализированных центрах. Молодняку прививают основные "правила хорошего тона" и знание трех основных "рабочих" маркеров. Уже в процессе службы, которая длится около шести лет, собак натаскивают на остальные запахи. Процесс тренировок собак совмещен с их непосредственной службой. Специальные сотрудники закладывают маркеры, обнаружив которые, собака получает поощрение.
Именно поэтому служба для этих собак – постоянное ожидание "кусочка счастья". На "пенсию" собаки службы авиационной безопасности отправляются в возрасте около восьми лет. Как правило, они переезжают жить к своим проводникам, с которыми несли службу.
Основные породы собак, несущих службу в авиационной безопасности, – это немецкие и восточноевропейские овчарки, спаниели и бельгийские овчарки. Эти породы не только прекрасно "работают по запаху", но и хорошо поддаются дрессуре, а значит, спокойно реагируют на незнакомых людей.
В отличие от служб безопасности аэропортов западных стран, наши проводники держат собак на поводке. Но бывает, что появление четвероногих "охранников" в залах алматинского аэропорта на поводке и без намордника вызывает целую бурю возмущения у некоторых пассажиров. А ведь в наморднике, который ей непривычен, собака просто не сможет отработать свои обязанности, отвлекаясь на этот раздражитель.
Но в то же время проводники службы безопасности всегда следят за тем, чтобы люди не отвлекали этих милых мохнатых созданий от их работы.
Свою смену собаки отрабатывают с частыми перерывами, ведь их очень тонкий нюх требует отдыха от того "калейдоскопа" запахов, которыми наполнен терминал аэропорта. Но, как и все живые существа, собаки могут привыкать к своему рабочему месту. А это, как выяснилось, серьезно снижает их концентрацию. А для того, чтобы избежать "замыленности", собаки всегда несут службу в разных местах аэропорта. После работы, например, в зале международных вылетов пес может отправиться на работу в багажное отделение или "отработать" по воздушному судну.
А после смены в питомнике их ждет любимый из всех запахов – запах мясной каши. В их ежедневном рационе, помимо каши, еще и нарезка из свежих овощей, и необходимая доза витаминов от ветеринара. Иногда, как и у настоящих "служак", у питомцев кинологической службы в рационе бывает и сухой паек, в виде собачьего корма от известного производителя.
Кинологический отдел алматинского аэропорта – один из элементов сложной многоуровневой системы авиационной безопасности. И наряду с покупкой новейшей техники, призванной повышению безопасности, в службе собаководства также всегда ориентируются на лучшие достижения в этой сфере. Кинологи центра обучаются и проходят практику в лучших мировых центрах служебного собаководства, для внедрения этих навыков в крупнейшем аэропорте Казахстана. Так что в следующий раз, увидев в аэропорту кинолога и его собаку в специальном жилете и с надписью Security, вспомните о том, что они работают для того, чтобы мы летали максимально безопасно, и пожелайте кинологу-проводнику спокойной смены.
Максим Морозов