"Бигельды Габдуллина признать виновным в совершении преступления, предусмотренного статьёй 194, части 4, пункта 2 Уголовного кодекса РК. По данной статье назначить наказание с применением статьи 55, части 4, статьи 50, части 3 УК РК в виде ограничения свободы сроком на пять лет с лишением права занимать должности в органах местного самоуправления, руководящие должности, связанные с организационно-распределительными материально-ответственными функциями на государственной службе и в коммерческих организациях сроком до 10 лет. По отношению в Габдуллину установить пробационный контроль сроком на пять лет", – вынес вердикт судья специализированного межрайонного суда Астаны по уголовным делам Баглан Идрисов.
Также по решению суда ему запрещено менять постоянное место жительства и работу, выезжать за пределы Республики Казахстан без разрешения уполномоченного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, посещать массовые мероприятия. В случае отсутствия у него постоянной работы привлечь к принудительному труду.
Бигельды Габдуллина освободили из-под стражи в зале суда. Арест, наложенный на его движимое и недвижимое имущество, отменен.
Ранее в ходе судебных прений прокурор Айбек Айтжанов запрашивал суд признать Бигельды Габдуллина виновным по статье 194, части 4, пункта 2 Уголовного кодекса РК с применением статьи 55, части 4, и назначить ему наказание в виде пяти лет ограничения свободы без конфискации имущества.
Журналист полностью признал вину еще в период досудебного расследования, а также возместил ущерб всем пострадавшим сторонам в сумме более 22 млн тенге. После чего в судебном разбирательстве основным стал вопрос: насколько это обстоятельство поможет смягчить приговор?
О прекращении производства по данному делу и об освобождении Бигельды Габдуллина от уголовной ответственности адвокат Аманжол Мухамедьяров ходатайствовал на предварительных слушаниях. Тогда защита ссылалась на статью 65, часть 1 Уголовного кодекса РК, согласно которой лицо, впервые совершившее уголовное преступление, может быть освобождено от уголовного преследования с учетом личности виновного, его явки с повинной, способствованию им раскрытию уголовного правонарушения. Однако тогда суд отклонил прошение.
В своем последнем слове осужденный подтвердил свою вину: "Я полностью осознал вину и раскаиваюсь. Если вы примените статью 65 УК РК, то для меня это будет великим уроком, и в последующем я в своей журналистской и общественной деятельности все буду делать, чтобы наша страна процветала и политика Первого Президента нашего государства воплощалась в жизнь", – сказал Бигельды Габдуллин.
В деле фигурируют громкие имена
По данным обвинения, г-н Габдуллин вымогал госинформзаказ у руководства акимата Жамбылской области. С 2013 года между его подконтрольными медиаресурсами и управлением внутренней политики Жамбылской области ежегодно заключались договоры на проведение информационной политики. За последние годы было подписано три договора на общую сумму 6,5 млн тенге. В сентябре 2016 года в газете Central Asia Monitor (САМ) была размещена критическая статья "Карим Кокрекбаев: странный "вагоновожатый"". После чего, по информации обвинения, Бигельды Габдуллин пригрозил продолжать материалы подобного характера, если в 2017 году изданию не будет предоставлен госзаказ на сумму 10 млн тенге.
Известному журналисту также было инкриминировано вымогательство госфинансирования на проведение информполитики у руководства министерства энергетики РК. По словам Айбека Айтжанова, в августе 2016 года на страницах газеты CAM была умышленно размещена публикация "Спортивный интерес Каната Бозумбаева". Для того чтобы негативная информация в адрес министра энергетики больше не появлялась, в октябре ведомство заключило с изданием договор на 2 млн тенге.
По словам прокурора, также за неразглашение сведений, порочащих репутацию руководства акимата Восточно-Казахстанской области, подсудимый требовал с заместителя акима ВКО Жаксылыка Омара госзаказ на сумму 10 млн тенге. В итоге в 2016 году было заключено два договора на сумму 6 млн 125 тыс. тенге.
Кроме того, Бигельды Габдуллин был осужден за требование госзаказа у заместителя акима Астаны Ермека Аманшаева. По сведениям прокурора, в апреле 2016-го со столичным управлением внутренней политики был подписан договор на 8 млн тенге.
"Не осознавал, что переступил черту"
Сам Бигельды Габдуллин на первом судебном заседании согласился со всеми обвинениями прокурора. В ходе дачи показаний он заявил, что государственные средства ему приходилось искать для содержания и развития медиаресурсов.
"Эти звонки, конечно, эти требования... Я не осознавал, что это преступления. И что переступил черту закона. (...) Если я звонил в области, то это было принято там как требование. Есть акимы, которые не поняли мои звонки, приняли их за вымогательство", – сказал он.
Переговоры о заключении договоров о госинформзаказах, по его признанию, вел с заместителем акима Астаны Ермеком Аманшаевым, акимом Восточно-Казахстанской области Даниялом Ахметовым, пресс-секретарем министерства энергетики Аскаром Джалдиновым, руководителем управления внутренней политики Жамбылской области.
"Мы дружим с Аманшаевым, и я могу у него потребовать. Знаю его более 30 лет. Мы – друзья. Знаю его как писателя, кинодеятеля. Я по-дружески сказал: надо газету поддержать. 8 млн тенге мы отработали. Я считаю, что это было требование. И он выполнил его", – рассказал г-н Габдуллин.
Глава Восточно-Казахстанской области, по его словам, сам инициировал встречу: "Встретился с акимом ВКО Даниялом Ахметовым. Он сказал: читаю только вашу газету, вызвал Омара (заместитель акима ВКО), дал ему поручение. Работа пошла, поручение были исполнены. Мы получили 6,1 млн тенге по тендеру".
Напомним, о задержании Бигельды Габдуллина по подозрению в организации в подконтрольных СМИ информационной атаки против руководителей госорганов стало известно 15 ноября 2016 года.
Саян Абаев