В Казахстане с 1 октября стоимость билетов на поезда по социально значимым сообщениям планируют повысить на 20%, и это уже не первое повышение за последний год с учетом индексации к уровню инфляции, передает inbusiness.kz.
Инициатором повышения цен стало министерство транспорта, где объяснили, что повышение цен по перевозке пассажиров не осуществлялось последние 10 лет. Хотя еще в прошлом году мы писали, как растут цены.
По информации ведомства, парк пассажирских вагонов на сегодняшний день составляет 2,6 тыс. единиц, износ которых 44%. Помимо улучшения инфраструктуры, обновления вагонов, повышение тарифов связано и со стабилизацией финансового положения компании "Казахстан темир жолы". Как известно, долг КТЖ составляет 2,9 трлн тенге. Поэтому повышение цен, согласно доводам как самой компании, так и профильного ведомства, неизбежно.
Однако если бы цена на билет соответствовала качеству, то тогда, возможно, не было бы вопросов. Ежегодно казахстанцы жалуются на старые зловонные вагоны, на антисанитарию, духоту, щели в окнах, грубость проводников, опоздания поездов, порой на час и больше. К тому же этим летом билеты на поезда было сложно забронировать, даже за месяц вперед. Бывает, что поезда и вовсе стоят в степи некоторое время, пропуская вперед товарные. И никого не беспокоит, что кто-то, возможно, спешит на медобследование в клинику, в командировку, на поминки или семейное торжество родственников.
Причем никто из персонала, администрации железнодорожной компании не приносит извинений за неудобства. В то же время зарплаты сотрудникам изрядно повышают да премии выписывают, а обновление парка железнодорожных вагонов проводят за счет пенсионных накоплений казахстанцев и через повышение цен на услуги.
Как же обстоят дела с ценами на ж/д билеты в других странах? Рассмотрим их стоимость – соответствуют ли они качеству и какой сервис предлагают своим гражданам. Из стран ближнего зарубежья, например, в Узбекистане с января этого года повысили стоимость билетов на поезда "Афросиаб" на 20%. Так, билеты в экономклассе "Афросиаба" по маршруту Ташкент — Бухара — Ташкент выросли в цене до 336 тыс. сумов (12,7 тыс. тенге), в бизнес и VIP-классе — до 462 тыс. (17,5 тыс. тенге). Но, кто не в курсе, поезда "Афросиаб" — это фирменные высокоскоростные электропоезда переменного тока. Кроме того, в Узбекистане к услугам населения есть также скоростные поезда "Шарк".
В обоих видах узбекских поездов предусмотрены условия для пассажиров с ограниченными возможностями. Салоны поезда "Афросиаб" оборудованы системой климат-контроля, мягкими удобными креслами с откидной спинкой, столиком и другими удобствами. В то время как в Казахстане в обычном пассажирском поезде со всеми вышеописанными неудобствами стоимость билета в один конец от Астаны до Алматы стоит 10 тыс. тенге, купе порядка 14 тыс. тенге с человека. Детям до 7 лет проезд бесплатный.
В Кыргызстане, к примеру, при поездке в Балыкчы из Бишкека в стандартных вагонах стоимость билетов для пассажиров от 10 лет – 150 сомов (841 тенге), 5-10 лет – 73 сома (409 тенге); для детей до 5 лет – бесплатно (без занятия отдельного места).
Стоимость проезда для одного пассажира в VIP-вагоне, независимо от станции посадки и высадки, бесплатна для детей до 5 лет без отдельного места, рассчитанного на одного взрослого пассажира, 400 сомов для детей от 5 до 10 лет (2,2 тыс. тенге), 800 сомов (4,4 тыс. тенге) для пассажиров старше 10 лет.
В соседней России альтернативы достаточно в зависимости от класса поезда и доходов пассажиров. Есть двухуровневые комфортные поезда, в которых можно воспользоваться даже душевыми кабинами. Например, путь из Москвы до Санкт-Петербурга на обычном пассажирском поезде выйдет 2,5 тыс. рублей (14 тыс. тенге), тогда как в более комфортном с душем – 6,8 тыс. рублей (36,8 тыс. тенге), есть и дороже.
В странах дальнего зарубежья, в частности в Европе, ездить на поездах одно удовольствие. Местные жители больше предпочитают поезда, чем самолеты. Потому что европейские поезда отличаются высоким уровнем комфорта и чистоты и за панорамным окном можно наблюдать красочные пейзажи, радующие глаз. Стоимость билета в Италии от Милана до Комо обойдется в 5 евро (2,6 тыс. тенге), от Флоренции до Пизы – 9 евро (4,7 тыс. тенге), от Рима до Венеции – 50 евро (26,4 тыс. тенге). От Лиона до Парижа во Франции можно добраться на поезде за 2 часа, стоимость билета составляет 56 евро (29,5 тыс. тенге).
Дети в возрасте от 4 до 12 лет, молодые люди до 26 лет и пенсионеры старше 60 лет могут получить скидку до 50% на билеты. Малыши младше 4 лет могут путешествовать бесплатно. Мадрид, столица Испании, удобно расположен в центре страны, что облегчает поездки из других европейских стран, таких как Франция, поезда отправляются с вокзалов в Париже, Лионе, Марселе или Бордо. В случае задержки поездов пассажиры могут подать заявку на компенсацию в размере от 25% до 100% от стоимости билета в зависимости от времени опоздания и типа поезда.
Если говорить о стоимости, то путь от Мадрида до Толедо обойдется в 14 евро (7,3 тыс. тенге), от Барселоны до Жирона – 11 евро (5,8 тыс. тенге). В Германии, помимо стандартных билетов на железнодорожный транспорт, доступны и различные проездные, которые идеально подойдут для длительного пребывания в стране. Один из таких вариантов — "билет буднего дня", позволяющий свободно передвигаться по всей стране в рабочие дни. Также существует "билет выходного дня", который предоставляет возможность неограниченных поездок по Германии (в некоторых случаях и по Польше) в выходные дни. Кроме того, "земельная карта" обеспечивает неограниченный доступ ко всем видам общественного транспорта в пределах одного региона Германии.
От Берлина до Праги путь составляет более 4 часов, стоимость билета на поезд – 70 евро (36,9 тыс. тенге). От Берлина до Амстердама длительностью 6,5 часа пути можно доехать за 100 евро (52,8 тыс. тенге). Билеты на поезда в Швейцарии рекомендуется покупать заранее, так как это может существенно снизить стоимость — до 50% от обычной цены. На специализированных сайтах можно выбрать и приобрести билеты до прибытия в страну по наиболее выгодным тарифам. Кроме того, доступен проездной Swiss Travel Pass, который позволяет пользоваться различными видами общественного транспорта в течение трех, пяти, восьми или пятнадцати дней.
В Великобритании билет от Лондона до Манчестера за 5 часов пути стоит 32 евро (16,8 тыс. тенге), от Лондона до Бристоля – 19 евро (10 тыс. тенге). Как видим, дороже в других странах стоят международные сообщения, цены на внутренние рейсы почти как в Казахстане или даже дешевле. Но суть в том, что доходы населения, например, в Европе гораздо выше казахстанских, а железнодорожная инфраструктура и сервис в поездах значительно лучше.
Напомним, ранее мы писали о том, что минтранс меняет правила ж/д перевозок.