Binance рассказала, как работают казахстанские пользователи с глобальными криптоплатформами

725

В компании объяснили, как в стране работают международные криптовалютные платформы и почему действующая модель не нарушает законодательство.

Binance рассказала, как работают казахстанские пользователи с глобальными криптоплатформами Фото: Binance

В Казахстане доступ к международным криптоплатформам, включая Binance.com, разрешен законом при соблюдении экстерриториального принципа — без рекламы и прямого продвижения на местных пользователей. Глава региональных рынков Binance в Центральной Азии, Центральной и Восточной Европе и Африке Кирилл Хомяков в интервью inbusiness.kz пояснил, как устроен этот механизм, почему он не нарушает правила и какую роль играют локальные лицензированные биржи. По его словам, страна проходит переходный период регулирования, в котором допустимо сосуществование глобальных и казахстанских площадок.

– Как сегодня казахстанские пользователи работают с международными криптоплатформами? Какие правила и ограничения действуют и как обеспечивается безопасность и прозрачность таких операций?

– На сегодняшний день в Казахстане допускается работа и глобальных площадок, но без привлечения внимания местных пользователей, то есть по экстерриториальному признаку, без рекламы продуктов локальным пользователям. Так работает в любой стране, это называется reverse solicitation или экстерриториальный признак. Это значит, что, если казахстанский пользователь самостоятельно найдет любую платформу в Интернете, будь то Binance.com или любая другая глобальная площадка, которая не представлена в Казахстане и не рекламирует свой сервис для местных пользователей, ей можно пользоваться. Никаких ограничений в этой части нет. Запретов тоже нет. При этом есть набор локальных бирж, которые получили авторизацию от регулятора и полностью соответствуют его требованиям: продуктовым, организационным, отчетным, налоговым — всему, что предусмотрено регулированием.

На сегодняшний день глобальные площадки до сих пор доступны для жителей Казахстана, и нет никаких нарушений или ограничений в использовании этих платформ. Регулятор принял очень правильную политику: вместо запрещения всего и разрешения только отдельных площадок мы проходим через трансформационный период, когда локальные площадки постепенно усиливают продуктовую составляющую, расширяют функциональность, увеличивают количество доступных токенов и т. д.

И только после того, как локальные площадки будут по функционалу сопоставимы с глобальными, регулятор будет ограничивать деятельность глобальных платформ в Казахстане. Мы считаем это взвешенным и правильным подходом. Мы видели в мире кейсы, когда просто запрещали все биржи и пользователи начинали работать через VPN, что уже становится незаконным. Поэтому здесь, на наш взгляд, стратегия правильная.

Регулятор постепенно добавляет функционал. Например, даже в начале этого года на нашей локальной платформе binance.kz не было фьючерсных и Web3-продуктов, а количество токенов было ограничено. Мы поддерживаем эту стратегию и считаем, что она в скором времени приведет к постепенному переходу жителей Казахстана на локальные площадки. Это логичное продолжение политики государства.

– Как, на Ваш взгляд, меняется отношение государственных органов к криптоиндустрии? Почему Казахстан все активнее включает цифровые активы в развитие своей экономики?

– Я считаю, что развитие цифровой экономики в Казахстане не только передовое в регионе, но, возможно, одно из наиболее передовых в мире. Есть страны, которые активно принимают новые технологии, становятся более дружественными к криптовалютам и таким образом стимулируют развитие образования Web3-специалистов, привлечение международных компаний, создание рабочих мест и налоговую отдачу. В числе таких стран — ОАЭ, США, Гонконг, Казахстан и Кыргызстан. Эти страны считают, что принятие цифровых активов и возможностей, которые они дают государству, подтолкнет экономическое развитие и привлечет больше бизнеса в страну.

Мы максимально это поддерживаем и помогаем государству там, где наша помощь нужна: стратегические проекты, партнерство с регулятором, лучшие практики, новые идеи в блокчейне, которые могут быть полезны и государству, и жителям.

– В чем разница между проектами, которые работают по лицензии МФЦА в Казахстане, и глобальными платформами? Могут ли эти два подхода дополнять друг друга?

– Я бы сказал, что это переходной период, когда доступны и глобальная платформа, и локальная. Разницы сейчас практически нет. Доступны фьючерсы, торговые плечи и самое главное — фиатные каналы через интеграцию с локальными банками. У нас уже есть Freedom Bank и "Казпочта", в пайплайне несколько новых интеграций. Главное преимущество для клиентов — интеграция с традиционными финансами: больше банков, возможность пополнения счета напрямую, оплата картами, интеграция Binance Pay. На глобальных платформах такой возможности нет, потому что локальные банки интегрируются только с локальными лицензированными игроками.

Количество доступных продуктов для казахстанцев будет только увеличиваться за счет интеграции не только с банками, но и с платежными операторами, онлайн-ретейлерами. Мы уже готовим проекты для интеграции решений оплаты криптовалютой для казахстанцев.

Важно сказать, что есть продукты, которые пока недоступны на локальных площадках, но доступны глобально. Но сейчас ведется активная работа в направлении расширения линейки продуктов, то есть к концу года мы стремимся к 100%-ной доступности всех продуктов binance.com на локальной платформе Binance Kazakhstan.

– С Вашей точки зрения, какие элементы нынешнего регулирования в Казахстане работают хорошо, а что еще предстоит доработать, чтобы рынок стал более устойчивым и понятным для всех участников?

– Казахстан сейчас – это уже стратегический центр развития цифровых активов в Центральной Азии. Здесь формируется не только инфраструктура, но и культура доверия между бизнесом, государством и пользователями. Мы видим, что регулирование становится не ограничением, а инструментом развития, и мы активно поддерживает этот процесс. Но, безусловно, как и везде, есть моменты, на которые стоит более пристально обратить внимание.

Первое – достаточно большое количество мошеннических случаев, которые встречаются на рынке P2P. Мошенники осуществляют операцию, а после сообщают о том, что сделка не была осуществлена, либо обвиняют другую сторону в незаконном обогащении – идут в суд и т. д. Так называемая схема "треугольник". У нас есть образовательное видео об этом виде мошенничества, где мы пошагово разъясняли, как не стать жертвой этой схемы.

Второе – вопрос налогообложения. Мы считаем, что налогообложение криптовалюты — это правильная история, но оно должно быть честным, прозрачным и не запутывать пользователей. Налоговые ставки должны быть понятными и умеренными, а расчет простым: с каких транзакций и операций считать налог, как избежать ошибок при декларировании доходов и уплате сумм. Здесь, на мой взгляд, необходимы более простая математика и понятный механизм.

Я могу привести примеры стран и городов, где развитие идет наиболее быстро, как правило, там, где действуют низкие налоги. Есть прямые поступления в бюджет: налоги с операций, с доходов, с роста инвестиционного портфеля. А есть и косвенные, когда приходит бизнес, создаются рабочие места, компании инвестируют в образование, университеты, исследовательские лаборатории. Яркий пример — Дубай. Это даже не только про криптовалюту: там действует нулевой налог на доходы физлиц, и сегодня город стал мировым центром новых технологий, финтеха и блокчейна. Самые сильные специалисты едут именно туда.

То, что мы видим в мире: чем ниже налоговая нагрузка, тем быстрее развивается бизнес. Каждое государство для себя принимает решение — брать налог здесь и сейчас с доходов компаний и физических лиц или играть в долгую, снижать ставки и таким образом привлекать стратегические проекты и бизнес из всего региона, а иногда и со всего мира.

– Какие меры Binance принимает для защиты пользователей от мошенничества, хаков и других рисков?

– Те системы мониторинга, которые используются у нас внутри, действительно одни из самых передовых, возможно, даже сильнее, чем у многих мировых банков. Это KYC и AML-инструменты, мониторинг транзакций, система risk-based scoring, анализ кошельков, контроль санкций и "грязной" криптовалюты. На эти решения мы тратим миллионы долларов, они постоянно обновляются.

В случае скама слабым звеном почти всегда оказываются сам пользователь и безопасность его устройств. Чаще всего мошенники пытаются взломать именно клиента, получить доступ к его данным. Они используют современные технологии, как AI, impersonation (когда они представляются другими людьми), вирусы, социальный инжиниринг. Хакеры развиваются очень быстро.

К сожалению, уровень финансовой и IT-грамотности, не только в Казахстане, но и по всему миру, остается низким, просто потому, что этому нигде не учат. Поэтому мы уделяем много внимания именно обучению: не только тому, как пользоваться криптовалютой, но прежде всего как защитить себя и свои данные, как не стать жертвой мошенников. Значительная часть наших инвестиций и усилий направлена именно на повышение финграмотности.

Мы всегда напоминаем: защитить телефон и компьютер, не открывать незнакомые ссылки, обязательно включить двухфакторную аутентификацию, не общаться с подозрительными контактами в Интернете — это базовые вещи, которые кажутся очевидными, но часто забываются. Хотя именно они способны защитить пользователя примерно на 90%.

– Как сегодня развивается рынок P2P-сделок в Казахстане? Какие риски Вы считаете наиболее актуальными — в частности, связанные со схемами “треугольник”?

– Что касается Казахстана, мы активно помогаем правоохранителям и судам выработать практику противодействия мошенническим схемам на P2P, в частности схеме "треугольник". Мы обучаем пользователей и защищаем их на нашем P2P от того, чтобы они не стали жертвами мошенников. Часто злоумышленники предлагают получить деньги на P2P от третьих лиц, на это никогда не надо соглашаться. Binance всегда защищает пользователей: пока участник сделки не подтвердит, что получил оплату именно от своего контрагента, криптовалюта продавцу не отправляется. Мы также работаем над тем, чтобы подобные схемы в ближайшее время исчезли с рынка.

Для нас это вопрос не только репутации. Как ответственный игрок индустрии, мы берем на себя обязательство помогать и пользователям, и правоохранительной системе, чтобы подобных кейсов становилось меньше.

– Binance Kazakhstan и Binance Global. Как разделены функции между локальным подразделением и глобальной платформой? Какие задачи решает казахстанская команда и в каких сферах она взаимодействует с международным офисом?

– В Казахстане у нас отдельная локальная и сильная команда. Они полностью управляют локальной биржей — это все казахстанцы. Все функции, которые требуются для того, чтобы развивать глобальную биржу, они выполняют. В том числе благодаря их усилиям мы видим, что binance.kz развивается, и уже практически все продукты, которые есть на глобальной площадке, доступны и на локальной.

Наша команда также ведет большую работу по маркетингу, работе с комьюнити, интеграциям с крупными локальными компаниями, YouTube-шоу, интересным проектам, а также по интеграциям с локальными банками и платежными системами. Здесь у нас максимальное разделение обязанностей, и мы рады прогрессу, который видим в Казахстане.

– Как Вы оцениваете потенциал Казахстана на рынке цифровых активов в ближайшие годы? Какие направления (технологии, регулирование, инфраструктура) станут ключевыми для развития?

– Я считаю, что у Казахстана колоссальный потенциал благодаря тому подходу, который государство выбрало в отношении инноваций, связанных с блокчейном и криптовалютой. Государственные органы открыты к новым технологиям и стремятся привлекать их так, чтобы страна стала лидером не только в регионе, но, возможно, и в мире, как по принятию криптовалюты, так и по использованию возможностей, которые она дает.

Сейчас реализуются стратегические проекты — крипторезерв, национальный стейблкоин, CBDC (цифровая валюта центрального банка) и другие инициативы. Казахстан быстро идет в ногу со временем. Мы со своей стороны стараемся поддержать этот процесс через образование. Сейчас мы запускаем проект Crypto A2Z. Он будет доступен практически во всех университетах. Планируем обучить до 70 тыс. студентов, и это совершенно бесплатно. Для нас важно, чтобы люди не только пользовались криптовалютой, но и понимали, как строить проекты на блокчейне.

Сегодня огромный спрос на Web3-специалистов, не только во всем мире, но и внутри Binance. Когда решается, какой проект будет разрабатываться, конкуренция очень высокая, потому что даже у нас количество Web3-инженеров ограничено. Это самый дорогой, редкий и высокооплачиваемый ресурс.

Мы хотим, чтобы в Казахстане появлялось больше новых проектов, стартапов, чтобы формировались сильные стартапы и даже “единороги”, выходящие на мировой рынок. Поэтому в образование мы инвестируем максимально. Мне кажется, движение идет со всех сторон: со стороны молодежи, регулятора, индустрии и государства по стратегическим проектам. Все это приведет к взрывному росту как использования криптовалют, так и экономики в ближайшие пять лет.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться