/img/tv1.svg
RU KZ
Биржевые цены на дизтопливо упали более чем треть

Биржевые цены на дизтопливо упали более чем треть

Биржевые цены на дизельное топливо в апреле-июне 2016 года снизились на 37% по сравнению с первым кварталом года, сообщила пресс-служба АО «Товарная биржа «ЕТС» (ЕТС).

17:45 01 Август 2016 2020

Биржевые цены на дизтопливо упали более чем треть

Автор:

Жанболат Мамышев

«Средневзвешенная цена на дизельное топливо составила 142 307 тенге за 1 тонну (на 37% ниже уровня I квартала 2016 года и на 40% выше уровня II квартала 2015 года). За II квартал 2016 года на ЕТС было заключено сделок на сумму более 911 млн тенге, общий биржевой оборот вырос на 153% в сравнении со II кварталом 2015 года», - говорится в распространенном сообщении.

Всего в секции торговли нефтепродуктами по итогам II квартала были заключены сделки на общую сумму более 1 млрд 238 млн тенге, общий биржевой оборот вырос на 241% по сравнению со II кварталом 2015 года. Оборот в натуральном выражении продемонстрировал рост на 83% по сравнению с I кварталом 2016 года. В январе-июне 2016 года данная секция демонстрирует рост объема товарооборота на 434%, чем по сравнению с январем – июнем 2015 года.

В апреле-июне 2016 года на общий биржевой оборот по всем секциям СПОТ-рынка ЕТС составил свыше 21 млрд тенге. За 6 месяцев текущего года объем торгов составил свыше 63 млрд тенге, что на 2% ниже по сравнению с январем – июнем 2015 года.

По итогам II квартала 2016 года в секции торговли сельхозпродукцией были заключены сделки на зерновые (пшеница, ячмень) на сумму свыше 9 млрд тенге, общий биржевой оборот продемонстрировал спад на 40% по сравнению со II кварталом 2015 года. Оборот в натуральном выражении составил 463 903 тонн зерновых культур (пшеница, ячмень).

Также во II квартале 2016 года было совершено на 8% меньше сделок, чем по сравнению с I кварталом 2016 года, совокупный товарооборот снизился на 54%, чем за I квартал 2016 года.

При этом средневзвешенная цена биржевых сделок по пшенице 3-го класса с базисом поставки франко-элеватор за II квартал 2016 года составила 57043 тенге за одну метрическую тонну, по сравнению с I кварталом 2016 года цена выросла на 9,6%. В апреле-июне зарегистрированы сделки по пшенице 3-го класса на сумму свыше 3 млрд тенге, что в 2 раза ниже объемов I квартала 2016 года.

По итогам II квартала 2016 года в секции торговли металлами и промтоварами заключены сделки на общую сумму более 4 млрд 403 млн тенге, оборот в натуральном выражении составил 259 650 тонн цемента и угля. При этом число сделок снизилось на 77% по сравнению с I кварталом 2015 года.

Средневзвешенная цена на цемент составила 17 500 тенге за 1 тонну (на 20% выше в сравнении с I кварталом 2016 года и на 52% выше уровня II квартала 2015 года). Средневзвешенная цена на уголь составила 8 022 тенге за 1 тонну (на 6% выше в сравнении с I кварталом 2016 года и ниже на 1% в сравнении со II кварталом 2015 года). Средневзвешенная цена щебня составила 3 127 тенге за 1 тонну.

В апреле-июне в секции специализированными товарами совершено сделок в 4 раза больше, чем во II квартале 2015 года. Объем товарооборота составил свыше 6 млрд тенге, что на 234% больше объема товарооборота II квартала 2015 года.

Саян Абаев

Поправки в закон о нефтепродуктах сократят дефицит и серый экспорт горючего

Возможности Казахстана при экспорте нефтепродуктов в страны ЕАЭС обсудили на заседании комитета нефтегазовой промышленности президиума НПП РК «Атамекен».

13 Июнь 2019 15:30 4331

Фото: atameken.kz

По словам вице-министра энергетики РК Асета Магауова, экспорт в страны Евразийского союза станет возможным сразу после подписания приказа о снижении ставки экспортной таможенной пошлины на вывозимые за границу нефтепродукты.

Казахстан в 2018 году подписал двусторонние соглашения с Россией и получил возможность экспортировать бензин в третьи страны.

«К подписанному соглашению закреплен список нефтепродуктов, запрещенных или ограниченных к вывозу из России в Казахстан и наоборот. Нам удалось исключить бензин из перечня нефтепродуктов, запрещенных к экспорту с территории Казахстана за пределы таможенной территории ЕАЭС. В настоящее время ожидается принятие приказа Министерством национальной экономики о снижении ставки ЭТП на светлые виды нефтепродуктов», – отметил Асет Магауов.

В свою очередь председатель комитета Данияр Абулгазин подчеркнул, что норма благоприятно скажется на экспортном потенциале страны и поможет сократить серый экспорт нефтепродуктов. Спикер отметил, что существует проблема по подвидам различных нефтепродуктов (например, газахол, бензахол, нефраз и др.), которые некоторыми недобросовестными производителями товаров экспортируются как бензин и топливо. Механизмом регулирования экспорта таких нефтепродуктов может быть решение вопросов подготовки государственных стандартов и экономические механизмы в виде экспортных таможенных пошлин.

«Отрасль нуждалась в данной норме. Сегодня снижение ставки позволит избыток нефтепродуктов отправлять на экспорт. После модернизации НПЗ мы ощутили профицит нефтепродуктов, в связи с чем снизились объемы переработки. Установленный министерством план по экспорту поможет сократить серый экспорт и не допустить бесконтрольного экспорта и фактов возникновения дефицита на внутреннем рынке нефтепродуктов», – акцентировал Данияр Абулгазин.

Также внесены изменения в расчет размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары ее переработки. С 2019 года действует прямая привязка ставки ЭТП на бензин и дизельное топливо к ставке ЭТП на нефть по аналогии с методикой России.

В ходе заседания был рассмотрен вопрос внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК. В частности, ассоциацией Kazenergy было внесено 52 поправки, одобрено из которых 10.

«На первых порах мы внесли 52 поправки, 17 из которых вошли в сводную СТ. Однако министром экономики РК принято 10 из них. В настоящее время мы направили письмо в МНЭ РК для разъяснения причин исключения семи поправок», – рассказал управляющий директор – директор департамента финансово-экономического анализа ассоциации Kazenergy Нурлан Джанекенов.

Кроме того, ожидаемые изменения наложат дополнительные финансовые обязательства на недропользователей в вопросах НДПИ при откачке техногенной воды и использовании пластовой воды для производственных нужд. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в канцелярии Премьер-министра РК.

Решен вопрос осевых нагрузок бензовозов и газовозов. Ранее согласно действующим нормам законодательства запрещалась транспортировка делимого груза транспортными средствами, нагрузка на ось которых превышает одну тонну. Для решения проблемы Казахстанская топливная ассоциация предлагала при взвешивании бензовозов и газовозов учитывать только общую массу, без учета массы на каждую ось. Однако депутаты мажилиса Парламента предложили ужесточить требования по перевозке и исключить выдачу спецразрешений для транспортных средств независимо от видов груза.

Как отметил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Евгений Больгерт, по данному вопросу ассоциация совместно с Нацпалатой неоднократно встречались с депутатами мажилиса. По итогам работы удалось отстоять необходимость выдачи спецразрешений перевозчикам жидких грузов, перевозимых в цистернах.

«Меня, как производственника, это задело»

Abctv.kz выяснял планы после модернизации в разговоре с генеральным директором ТОО «ПНХЗ» Оспанбеком Алсеитовым.

11 Апрель 2018 12:45 4483

Нынешний год для ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ) особенный: 40 лет со дня запуска, завершена модернизация производства и планируется увеличение переработки нефти.

– Сегодня наша продукция, речь о бензине, соответствует классу К-4. Это экологический класс. Содержание серы в продукте в 10 раз меньше, чем в классе К-2. Для предотвращения накопления комовой серы на предприятии действует установка по гранулированию серы. Гранулированная сера исключает загрязнение окружающей среды, она безопасна и удобна при транспортировке. В 2017 году переработано 23687 тонн серы. Мощность нашей установки – 60 тыс. тонн. Делаем с нее гранулированную серу, которую в мешках отгружаем потребителю. Очередь за ней стоит.

– Много говорилось о том, что после прохождения модернизации у завода отпадет необходимость в ежегодном капремонте.

– Действительно, прежде раз в год мы останавливались на месячный капремонт. График утверждался министерством (Министерство энергетики. – Авт.). В этом году у нас будет профилактическая остановка на 15 дней, того требуют правила, мы обязаны делать ревизию оборудования по инструкции. Человек ведь тоже раз в год должен пройти медкомиссию.

– Когда планируется?

– В августе.

– Почему-то всегда такие мероприятия приходятся на горячий период – начало уборки, и сразу же возникает дефицит топлива.

– График нам утверждает Министерство энергетики. При этом хочу заметить, что мы увеличили объемы производства бензина до 5 тыс. тонн, а дизельного топлива – до 6 тыс. тонн в сутки. Перед остановкой производства мы заполняем все резервуары ГСМ, в момент остановки предприятия мы не прекращаем отгрузку топлива. В этом году мы планируем переработать 5,25 млн тонн нефти, такого не было с советских времен.

– Недавно павлодарская делегация была в Тюмени, в том числе на местном Антипинском НПЗ. Завод произвел впечатление на павлодарских чиновников. Чем они лучше вас?

– Я очень уважаю российские компании, но могу сказать, что наш завод не хуже. Мы можем гордиться своей глубиной переработки нефти и суммой выхода светлых нефтепродуктов, последнее зависит от качества нефти. По проекту глубина переработки нефти на нашем заводе должна составлять 85%, у нас сейчас порядка 77%.

– Кстати, руководство тюменского завода настроено поставлять свою продукцию в Казахстан, и в том числе в Павлодар. Для вас это конкуренция?

– Да, несомненно. Когда я узнал, что они хотят поставлять нам бензин, признаюсь, меня, как производственника, это задело. Сейчас Атырауский завод запустился, они, насколько я знаю, увеличили производство бензина. Если суммировать наши три завода, думаю, бензина достаточно.

– Какие планы по производству авиакеросина?

– Авиатопливо, как и битум, всегда было нашей фишкой. Раньше мы выпускали авиационное топливо марки ТС-1. Теперь перейдем на реактивное топливо – это до 2019 года, затем переходим на международный стандарт Jet A-1. Объем зависит от заявки министерства. Но хочу заметить, что объем производства авиатоплива напрямую влияет на объем производства дизельного топлива: увеличивая первое, снижаем второе. Так что баланс надо сохранять.

– А что по битуму? У вас есть портфель заказов дорожников?

– У них не с нами договоры, а с давальцами. Мы работаем, выполняя услугу. Недавно этот вопрос в министерстве обсуждали. У нас суточная выработка должна составлять не менее 1,5 тысячи тонн, в месяц делаем порядка 40 тысяч тонн. Пока мы производим меньше, не берут, значит, необходимо часть производства остановить, значит, будет сорван план. И это происходит не по вине завода. Для нас важно, чтобы наши заказчики нас не подводили. Мы готовы его производить при наличии заявки. Ведь это тот продукт, который не будешь хранить на складе. Произвел – отгрузил. Мы можем производить до 400 тысяч тонн в год. Но хочу заметить, что все же наша главная задача – выпуск бензина.

– Не раз поднимался вопрос о горящих факелах на заводе. Они не просто сжигают газ, но и являются источником выбросов. Как с этим обстоят дела?

– Когда подъезжаешь к городу, видишь горящий факел, завод работает, и дома близко. Сейчас мы решили изменить ситуацию по сбросу газа. Была проведена реконструкция узла кратковременного хранения факельного газа, что позволило снизить выбросы в атмосферу диоксида серы на 600 тонн за счет сокращения сжигаемого мазутного топлива в отношении к газовому топливу на 14 процентов. Снизили потребление мазута, стали использовать газ, что влияет на экологию (положительно. – Авт.). И это снижение по использованию мазута должно привести нас к тому, что будем максимально использовать топливный газ.

– Несколько лет назад было установлено заводское правило, чтобы по территории передвигаться только на велосипедах. Эта традиция сохранилась?

– Мы не просто ее сохранили, а в нынешнем году планируем закупить еще 30 велосипедов. Всего у нас около 200 велосипедов.

– Люди как к этому относятся?

– С удовольствием. Я сам лично езжу по территории завода на велосипеде. Утром я на работу приезжаю, машину останавливаю, а при необходимости, если надо посетить какую-нибудь установку, сажусь на велосипед. Естественно, у нас там не простые дешевые велосипеды, а солидные – те, которые могут выдерживать не только молодежь, люди разного веса на них садятся. В последнее время мы на предприятии очень жестко следим за расходом бензина, чтобы сотрудники не превышали определенную норму. Мы на заводе минимизировали затраты на транспорт. Это не только экологическая политика и экономия средств, для работников ПНХЗ это и психологическая разгрузка.

Марина Попова