Бизнес и власть обсудили деловой климат

Кристина Бершадская Кристина Бершадская
3506

НПП "Атамекен" и акимат Алматы провели широкоформатный диалог по ключевым проблемам регионального бизнес-сообщества.

Бизнес и власть обсудили деловой климат Фото: bnews.kz

В Алматы в четверг, 19 апреля, состоялась конференция с участием председателя президиума национальной палаты предпринимателей (НПП) "Атамекен" Тимура Кулибаева, акима Алматы Бауыржана Байбека, представителей госорганов и бизнес-сообщества.

Предприниматели озвучили проблемные вопросы, касающиеся муниципального транспорта, альтернативных вариантов парковки, госзакупок и импортозамещения. Конструктивный диалог между представителями бизнеса и местными властями ведется, отметили участники встречи.

"Алматы – колыбель [казахстанского] бизнеса. Как себя [бизнес] чувствует [в] Алматы – [такой] создается бизнес-климат в стране", – резонно отметил в приветственной речи председатель президиума НПП Тимур Кулибаев.

Муниципальный транспорт и парковки

В ходе конференции директор Палаты предпринимателей (РПП) города Алматы Багдат Телебай сообщил, что основные вопросы, поступающие от компаний-перевозчиков, связаны с субсидированием частных автопарков. Он отметил, что в данном направлении палатой проведена соответствующая работа, в результате количество маршрутов, субсидируемых государством, было увеличено с 66 до 89. На эти цели из местного бюджета выделено около 20 млрд тенге. Г-н Телебай также сообщил, что палата инициирует предложение по снижению госучастия в автобусных парках в соответствии с принципом Yellow Pages.

Напомним, что в данный момент акимат Алматы аннулирует договоры с недобросовестными перевозчиками, которые нарушают регулярность маршрутов и не соблюдают правила перевозки пассажиров. При расторжении договора маршрут передается муниципальному автопарку ТОО "Алматыэлектротранс". Если в 2016 году в городе работали 20 компаний-перевозчиков, то в 2017 году их стало 17. В 2018 году их планируется сократить еще до 15.

Проблемным вопросом является также отсутствие полноценной структуры при Министерстве по инвестициям и развитию (МИР), которая бы отвечала за пассажирские перевозки. По просьбе Ассоциации казахстанских пассажирских перевозок, РПП города Алматы выступила с инициативой о создании отдельного департамента при министерстве.

Актуальной темой является определение специальных парковочных зон в Алматы. В данный момент в городе ликвидируют незаконные парковки, взамен предприниматели просят предоставить альтернативные варианты автопаркинга.

Ранее сообщалось, что в городе будет реализован проект платных парковок, предполагающий создание и расширение площадочных и тротуарных парковок до 37 и 100 соответственно, с последующим переходом на строительство многоуровневых паркингов.

Паспортизация предприятий

В текущем году был проведен первый этап паспортизации предприятий, в ходе которого была собрана информация по 232 предприятиям, которые осуществляют свою деятельность в смежных отраслях, заявил глава РПП Алматы г-н Телебай. В результате выяснилось, что 98 предприятий испытывают дефицит оборотных средств, у 58 отсутствует рынок сбыта и еще 22 не хватает сырья.

В данный момент для решения этих проблем разрабатывается дорожная карта. Кроме того, по словам г-на Телебая, в ходе паспортизации выявлено 367 видов товаров, которые можно использовать в рамках импортозамещения. К слову, по данным Госкомстата, на южную столицу приходится до половины экспорта из стран Евразийского экономического союза.

Г-н Кулибаев также отметил, что регионы должны активно заниматься развитием и поддержкой собственного производства. В этой связи необходимо собрать информацию о производственных мощностях предприятий, их загруженности, определить приоритетные отрасли региона, выявить конкурентоспособность товаров.

"По многим товарам у нас есть собственные производители. Мы провели паспортизацию всех крупных и средних и отдельных малых – это около 1,5 тысячи. Все они загружены на 50-60 процентов. Потенциал импортозамещения огромный", – сказал он.

Высказывая свое пожелание, член правления Союза машиностроителей Казахстана Павел Беклемишев отметил, что настало время разработать в стране программу на среднесрочный период для компаний, которые курирует его объединение. Он напомнил, что Россия приняла стратегию развития машиностроения до 2030 года. В Узбекистане разработали программу автомобилестроения с конкретными целями.

Председатель правления НПП "Атамекен" Аблай Мырзахметов сразу же поддержал диалог, пояснив, что буквально три недели назад подведены итоги паспортизации шести обрабатывающих отраслей, включая машиностроение. Результаты представлены премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву, который дал поручение создать рабочую группу, в которую нужно вовлечь институты развития, такие как КИРИ. До 1 июля этого года они должны подготовить программу повышения конкурентоспособности этих отраслей.

Большой импульс в развитии импортозамещения могут дать закупки со стороны государственных и квазигосударственных компаний, акцентировал в свою очередь Тимур Кулибаев. По его словам, в первую очередь нужно закупать товары казахстанских поставщиков, если их производство налажено внутри страны. Это может быть как сельхозпродукция, так и стройматериалы.

По данным РПП города Алматы, объемы госзакупок по региону в 2018 году составили 271 млрд тенге, по сравнению с 2017 годом увеличены на 48%, доля местного содержания – 62,1%. Представители ТОО "Корпорация "Сайман" призвали обратить внимание государства и НПП на демпинг при госзакупках, который порой достигает 50%.

Должно существовать понимание, как возможно при таком снижении цен на товары и услуги сделать качественно бюджетный проект, со своей стороны подчеркнул г-н Кулибаев. Скорее всего, продолжил он, проект будет заброшен на этапе реализации, поэтому демпинг есть смысл ограничить в разумных пределах по проектировке от 5% до 10%.

Госуслуги в одном окне

В ходе своего выступления г-н Кулибаев также сообщил, что для развития бизнеса, необходимо обеспечить предпринимателям доступ к услугам городских управлений, служб акиматов и субъектов естественных монополий в едином окне через центры обслуживания предпринимателей (ЦОП), в том числе в онлайн-режиме.

В этой связи г-н Телебай обратился к присутствующему на конференции акиму Алматы Бауыржану Байбеку, отметив, что НПП совместно с местными властями намерена создать полноформатные ЦОПы, бизнесмены смогут получать госуслуги и консультации по принципу одного окна.

Для начала в здании, где работает известный проект акимата Open Almaty, по соседству теперь расположится один из ЦОП РПП. Далее, по такому же принципу ЦОПы будут открываться во всех районах мегаполиса.

В Алматы работают два ЦОПа, где бизнесу предоставляется сервисная поддержка на бесплатной основе по восьми специализированным услугам. По данным РПП города Алматы, за 2017 год в центрах оказано 7322 услуги 6037 субъектам МСБ. При поддержке консультантов ЦОПов реализован 681 бизнес-план на общую сумму 41,1 млрд тенге. 294 субъекта МСБ смогли оформить займы в банках под свои бизнес-проекты на сумму 1,9 млрд тенге.

За I квартал 2018 год было зарегистрировано 24 ТОО и ИП, разработано 167 бизнес-планов на общую сумму 20,2 млрд тенге, 35 интернет-ресурсов для субъектов МСП, 37 сайт-визиток предпринимателям, отрапортовали в РПП краткие итоги деятельности местных ЦОПов.

Максимальная оцифровка

Другой немаловажной составляющей улучшения делового климата в регионах является максимальная оцифровка информации о свободных земельных участках, мощностях всех инженерных сетей и подключения к ним, на что указал глава НПП. В настоящее время разработаны интерактивные карты в Астане, Алматы, Уральске, Шымкенте и Кызылординской области. По словам г-на Кулибаева, это хороший пример.

Сегодня, продолжает он, в сфере услуг работает две трети МСБ. В основном это торговля, где ключевой проблемой является доступ к свободным торговым местам. Поэтому здесь должен применяться единый механизм распределения свободных торговых мест на долгосрочной основе с инвестиционными обязательствами бизнеса с учетом единых стандартов и дизайна.

Он также напомнил, что Алматы является колыбелью бизнеса. В городе формируется 26% всей продукции, выпускаемой МСБ Казахстана. Согласно официальной статистике, по сравнению с прошлым годом количество действующих субъектов МСБ города Алматы увеличилось на 7,4%, объем ВРП мегаполиса возрос на 11,7%. При этом создание благоприятного делового климата стало возможным благодаря конструктивному партнерству правительства и НПП "Атамекен".

Вице президент АО "Келет" Александр Папп в конце встречи выступил со своим предложением, которое касалась градации компаний по количеству рабочих мест.

"Предприятия делятся на три вида – малые, средние и крупные. И все, что больше 250 человек, являются крупными предприятиями. В одну классификацию попадают компании с 250 работниками и многотысячные предприятия. Совершенно разные налоговые возможности, меры поддержки другие, наказания и штрафы тоже не сопоставимы. Какая-то большая слишком вилка. И многие компании не могут себе позволить нанять нескольких необходимых специалистов, чтобы не выйти за ту классификацию, в которой им комфортно", – отметил он.

Александр Папп напомнил, что Министерству национальной экономики (МНЭ) было поручено создать единый реестр предприятий, которого до сих пор нет, задавшись вопросом – может ли НПП "Атамекен" забрать эту функцию себе.

"При сегодняшней градации налоговые оптимизации возможны, и люди этим пользуются. Тем более закон это позволяет, – отметил Тимур Кулибаев. – Давайте посмотрим, что можно сделать и обсудим это совместно с МНЭ. Мы продолжаем работу по совершенствованию Налогового кодекса. Там, конечно, такая градация важна. Мы посмотрим. На самом деле, даже если по Алматы посмотреть, крупных предприятий из того количества, которые работают, всего 563. На самом-то деле это не такое большое количество. По республике – две тысячи предприятий всего. Средних предприятий у нас порядка 200 тысяч".

Римма Гахова, Кристина Бершадская

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться