Бизнес на колесах

14904

До полумиллиона тенге в день приносит торговый вагончик в Алматы.

Бизнес на колесах

Год назад в Алматинской области появился завод Sputnik по производству фуд-траков – вагончиков для мобильной торговли. Трейлеры стали появляться на различных городских мероприятиях, а их посетители угощаться бургерами и сэндвичами. Чтобы государство признало существование бизнеса на колесах, производителям трейлеров пришлось инициировать соответствующие поправки в законодательство. И, казалось бы, власти пошли навстречу предпринимателям. Однако, говорит в интервью abctv.kz директор завода Sputnik Андрей Шенцов, владельцы фуд-траков до сих пор сталкиваются с трудностями.

– Как пришла идея создания бизнеса по производству  трейлеров для мобильной торговли?

– Во многих странах мира вагончики для мобильной торговли завоевывают популярность. Трейлер позволяет свободно передвигаться, менять точки дислокации. Зимой можно подавать кофе и горячий шоколад, а летом – прохладительные напитки. Все это дает ощущение свободы. Меня всегда это привлекало. Поэтому мы решили создать завод по производству фуд-траков. 

– Каких инвестиций потребовало создание завода?

– Конкретные суммы я вам не назову. Но вложения, конечно, очень большие. Мы просто диверсифицировали бизнес, связанный с нефтесервисом. То есть часть капитала перетекла из одного бизнеса в другой. У нефтесервиса мы позаимствовали строгие требования к технике безопасности и технологию производства.

– Сколько фуд-траков выпустил завод со дня своего существования?

– Порядка 30 вагончиков. Но, на мой взгляд, самым главным результатом нашей работы являются люди, которые благодаря нашему предприятию создали свой бизнес и смогли реализовать свои замыслы. К сожалению, в Казахстане таких предпринимателей очень мало, наши трейлеры в основном продаются в России. В Казахстане недостаточно отработан механизм взаимодействия с властями. 

– В чем это выражается? С какими трудностями приходится сталкиваться владельцам бизнеса на колесах?

– Предпринимателям приходится доказывать государству, что мобильная торговля безопасна и налоговые поступления не выйдут из-под контроля. Мы решили эту задачу так. В каждом вагончике установлены кассовые аппараты с Wi-Fi-модулем, привязанные к электронному кабинету налогоплательщика. Таким образом, данные не архивируются на локальном компьютере, а сразу отправляются в налоговую. К сожалению, у нас до сих пор трудно получить соответствующее разрешение, если трейлер не привязан к определенному земельному участку. Поэтому нужно выбрать точку дислокации, обратиться в акимат, затем выиграть конкурс на получение участка в аренду. Человек, который в первый раз сталкивается с "игрой" под названием тендер, может не пройти. Кроме того, есть вопросы, связанные с перемещением вагончиков. В Астане, например, можно получить разрешение через социально-предпринимательскую корпорацию. При этом участники объединения могут менять между собой места дислокации.

– По всей видимости, разрыв налогообложения – это одна из причин, по которой были снесены и киоски в Алматы.

– Я не готов обсуждать политику акимата по сносу киосков. Но есть конкретный путь для получения разрешений на размещение фуд-траков. Нужно обратиться в отдел предпринимательства. Предоставить разрешение СЭС, справку о заготовительном цехе, образцы товаров. И комиссия рассмотрит заявку предпринимателя.

– На создание заготовительных цехов тоже нужно получать разрешение?

– В Алматы очень много производителей продуктов питания, которые знают, как готовить и подавать продукты для фуд-траков. По сути, они поставляют полуготовый продукт, который нужно допечь или дожарить в трейлере. В конечном счете, потребители получат свежее блюдо с хорошим запахом и вкусом. По законодательству, в точках нестационарной торговли еда может только доводиться до готовности. По нашим данным, стоимость полуфабрикатов составляет около 30% от рыночной стоимости готового продукта. И, на мой взгляд, сотрудничество с компаниями-заготовителями выгодно для владельцев фуд-траков.

– Какой средний доход получают вагончики мобильной торговли?

– Этот бизнес не требует больших вложений, быстро окупается, а конкурентов пока не так много. По нашим примерным подсчетам, покупка фуд-трака может "отбиться" за два сезона. Себестоимость стаканчика кофе около 100 тенге. Продавая кофе по 500 тенге за стакан, продавец получает 400 тенге выручки. 100 покупателей в день будут приносить 1,2 миллиона тенге в месяц. После уплаты налогов и зарплаты должно оставаться порядка полумиллиона чистой прибыли. Но здесь очень важно определить своего потребителя, понять, что и как должно продаваться. В прошлом году мы запускали проект "Стрелка". В рамках проекта вывозили фуд-траки на большие городские мероприятия. Тогда касса в день составляла порядка 400-500 тысяч тенге. Для сравнения, в кафе средний доход составляет 200-250 тысяч тенге, то есть в два раза меньше, чем в фуд-траках. Но это при правильно подобранной локации.

– Проект "Стрелка" сейчас закрыт?

– Это был пробный проект, который позволил нам пройти все этапы развития мобильного предпринимательства. Он был создан, чтобы мы могли понять, как помочь предпринимателям получить разрешительные документы и наладить свой бизнес. Мы набили кучу "шишек", но приобрели бесценный опыт. Сейчас проект "Стрелка" закрыт, и на его базе создана другая инициатива. Трейлеры, которые мы использовали в проекте, сейчас сдаются в аренду за 200-300 тысяч тенге в месяц. При этом обороты арендаторов составляют не меньше двух-трех миллионов тенге в месяц. Для начинающего бизнесмена это очень интересно. Финансовую помощь наша компания тоже может оказать: мы даем в рассрочку до 10 миллионов тенге, при этом залогом будет служить трейлер. Купить трейлер можно также с помощью программ госфонда поддержки предпринимателей "Даму".

– Вагончики, произведенные на вашем заводе, можно использовать только как фуд-траки?

– Трейлер может быть чем угодно – стрит-фудом, кофейней, прачечной, домиком на колесах и всем тем, что придет вам в голову. Сейчас мы работаем с компаниями, которые планируют расположить в вагончиках медицинское оборудование, сделать мобильные смотровые кабинеты. На рынке подобная базовая автотехника стоит в четыре-пять раз дороже, чем наша. Вагончики планировали использовать как примерочную и дискотеку на колесах. Каждый трейлер – это отдельная платформа практически для любого бизнеса.

Римма Гахова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться