Такое мнение высказал глава региона Булат Бакауов на очередном совещании.
Так, в 2018 году в Павлодарской области было введено в эксплуатацию только четыре объекта придорожного сервиса, соответствующих национальному стандарту. В планах же было построить в каждом районе и пригороде хотя бы по одному такому работающему и соответствующему требованиям объекту (в Павлодарской области 10 районов и три города).
Основная проблема придорожного сервиса – это туалеты. В регионе имеются благоустроенные туалеты на объектах придорожного сервиса, но их владельцы ограничивают к ним доступ. По мнению руководителя Управления предпринимательства, торговли и туризма Дастана Рыспекова, озвученному в ходе областного совещания, акимам городов и районов стоит провести разъяснительную работу с предпринимателями, обязав их пускать посетителей в теплые туалеты, оборудовав их соответствующими указателями.
"Из 121 действующего в области объекта придорожного сервиса только 50 имеют теплые благоустроенные туалеты, в 71 они отсутствуют", – резюмировал чиновник.
К слову, национальный стандарт придорожного сервиса, который начал действовать с лета 2018 года, разработан был в 2014 году Министерством по инвестициям и развитию. Бизнесу давалось время на приведение имеющихся комплексов в соответствие с требованиями. Все объекты придорожного сервиса делятся на четыре категории по уровню комфортности. Минимальные требования: теплый туалет, автозаправочная станция, розничный магазин. Максимальные – возможность получения медпомощи или услуг СТО, наличие гостиничных номеров и даже банкоматов. Поскольку все отпущенные сроки истекли, глава региона Булат Бакауов отметил, что уполномоченные органы могут принимать непопулярные меры.
"Вплоть до закрытия, если нет соответствия стандартам. Ни одно придорожное кафе, ни одна автозаправочная станция не должны быть без благоустроенного туалета", – подчеркнул аким области.
Бизнес-планы
По данным руководителя управления, в 2018 году в области было введено в эксплуатацию четыре объекта придорожного сервиса, соответствующих национальному стандарту РК. В текущем году запланировано 11 новых объектов, соответствующих той или иной категории.
"В прошлом году развитие придорожного бизнеса было успешно завалено всеми акимами городов и районов . Акимам городов и районов, руководители профильных ведомств необходимо активизировать строительство новых объектов придорожного бизнеса", – такой вывод сделал глава региона.
По информации заместителя директора павлодарского филиала "АО "НК "КазАвтоЖол" Акылбека Кабылдина, в регионе отобрано пять участков для установки павильонов контейнерного типа – объектов придорожного сервиса KazWay. Они будут включать в себя общепит, Интернет и теплый туалет. Передавать в аренду бизнесу их планируется за символическую плату в 1 тыс. тенге. Главное, найти желающих, которые смогли бы удержать этот бизнес на плаву и в чистоте.
Один из лучших придорожных бизнесов находится в Железинском районе – кафе "Салты", которое супруги Кукузовы открыли три года назад. Для этого взяли беспроцентные кредиты по госпрограмме на сумму 6 млн тенге на шесть лет. Комплекс включает в себя общепит, теплый туалет, пристраивают общественную баню и гостиничные номера на 12 мест. Как рассказала Салтанат Кукузова, для посетителей обед в среднем обходится в 300 тенге. В день бывает до 60 человек.
"Это и понятно, трасса в сторону российского Омска, достаточно оживленная. В день к нам заходят по 60-70 посетителей. Теперь семейный бизнес планируется расширять: открыть магазин, торговую точку национальной продукции и построить СТО с автомойкой", – пояснила она.
На днях при въезде в Экибастуз открылся придорожный комплекс категории С: кафе Stella на 50 мест, теплый туалет, пункт розничной торговли, место для пикника. Объем собственных инвестиций предпринимателя составил 25 млн тенге. Было создано 10 рабочих мест. Всего в Экибастузком районе работают 13 объектов дорожного сервиса, расположенных на автодороге Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ.
Эх, дороги
Развитию придорожного бизнеса должны способствовать хорошие дороги. По информации областного акимата, в текущем году почти 50 млрд тенге предусмотрено на содержание и ремонт дорог региона. Из них 39 млрд тенге пойдут на дороги республиканского значения, 11 млрд тенге – на дороги местного значения.
В минувшем году в рамках государственной программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015-2019 годы по направлению "Развитие автомобильных дорог" в регионе введено в эксплуатацию три участка автодороги протяженностью 106 км, в том числе по участкам 30 км Астана – Павлодар, 76 км Павлодар – Семей. Финансирование по данным объектам составило 43,3 млрд тенге.
Шолпан Абдрахманова