Бизнес на отходах

Как рестораны могут использовать остатки еды с прибылью?

Бизнес на отходах

Директор бизнес-инкубатора MOST, Алим Хамитов, рассказал об одном стартапе, в успех которого мало кто верил.

Подводя промежуточные итоги проекта по развитию молодежного предпринимательства в Казахстане Jastar Business, директор бизнес-инкубатора Алим Хамитов рассказал всего о четырех стартапах из 47. Эти четыре проекта либо уже зарабатывают миллионы, либо готовятся к участию в международном конкурсе с призовым фондом в миллион долларов, либо, победив в нескольких конкурсах, работают, чтобы вывести свой продукт на рынок.

Только не надо хайповать

Успех стартапов в Казахстане, по мнению многих, зависит от того, хорошая идея лежит в основе или плохая, другие говорят, что чудо (то есть успех) случится, если только звезды сойдутся.

"Основная проблема в том, что стартаперами создается продукт, который по большому счету никому не нужен. Мы столько проектов рассматривали, где ребята какими-то заоблачными вещами грезят, очередную социальную сеть или очередной маркетплейс создают. Из 47 проектов, которые стартанули в мае, до финиша добрались только 13. Мы жестко следим, растет ли команда, делает ли действительно бизнес или хайпует, играет в крутых бизнесменов. По результатам ненужных отсеиваем", – уточнил Алим Хамитов.

Проект № 1: странная идея – хороший результат

Идея проекта заключается в том, чтобы по мобильному приложению, сделать заказ и выкупить продукты, оставшиеся в конце дня в ресторане. Это могут быть заготовки, у которых вот-вот закончится срок хранения, или официанты пробили не то блюдо, а повара его приготовили, или еще что-то. Стартаперы придумали, как монетизировать те продукты, которые обычно уходят в урну.

"Проект этот создан вчерашними студентами, – рассказал Хамитов. – Очень молодая команда взялась за такую глобальную проблему, как уничтожение, то есть просто выбрасывание в урну, оставшейся лишней еды в ресторанах. Они написали мобильное приложение и обратились к нескольким ресторанам. Честно сказать, у нас никто не верил, что сработает, но в ресторанах не посчитали идею совсем плохой. Ребята получили договоренность с ресторанами и, можно сказать, достигли хороших результатов".

Проект № 2: онлайн-платформа для командировочных

Самый успешный стартап, который за два с половиной месяца привлек 15 млн тенге (уточним, проект Jastar Business стартовал в мае этого года), – это онлайн-платформа по аренде квартир.

"Деньги, которые привлекли ребята, – это не гранты, не спонсорские, а частные, то есть бизнес входил в проект на различных условиях", – рассказал Хамитов.

Программа позволяет найти нужную квартиру или апартаменты для аренды на небольшой срок. Проект относится к B2B-сектору (бизнес для бизнеса).

"Это только проверенная недвижимость, там нет предложений от риелторов – ребята все очень качественно отрабатывают. Компании, которые отправляют своих сотрудников в командировки, с помощью этой платформы легко могут найти нужные им предложения. Эта команда уже работает не в одном городе Казахстана, и у них уже есть амбиции по выходу в Узбекистан", – добавил директор бизнес-инкубатора.

Кому нужно богатство стартапа

Главное "богатство" стартапа – хорошая идея для бизнеса. А цель стартапов – найти инвестора доброго и щедрого, который даст денег столько, сколько нужно, или даже намного больше. Цель инвестора – найти проект, который очень быстро начнет зарабатывать миллионы. Вроде бы с виду все просто.

Однако обладателям гениальных идей далеко не всегда удается найти деньги для их воплощения. Для того чтобы о проекте узнали как можно больше инвесторов, молодые стартаперы участвуют в различных конкурсах.

"Есть в программе очень юный участник – ему всего 13 лет, – рассказал Алим Хамитов. – Парень в домашних условиях создает энзимы и компосты. Таким образом можно взращивать у себя на подоконнике определенные культуры. Этот проект выиграл несколько конкурсов, и сам автор проекта презентовал его Президенту Касым-Жомарту Токаеву. Сейчас парень работает над тем, чтобы вывести установку на рынок".

Но самые большие ожидания от проекта из серии "железо".

"Это устройство, которое представляет из себя небольшую плату с солнечными панелями. Устройство цепляется на переднюю часть одежды, и получается куртка-зарядка, которая всегда с собой. Вот с этим проектом казахстанский стартап планирует выходить на краудфандинговые площадки. Проект уже выиграл учебную поездку в Happy Farm Business Accelerator и сейчас находится там. Если еще и получит одобрение международного жюри, то будет участвовать в конкурсе, где призовой фонд – миллион долларов", – добавил Хамитов.

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться