/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 27 316,53 DOW J 28 998,32
FTSE 100 7 403,92 РТС 1 524,71
KASE 2 373,34 Золото 1 645,90
Бизнес на отходах

Бизнес на отходах

Как рестораны могут использовать остатки еды с прибылью?

24 Июль 2019 10:11 4543

Бизнес на отходах

Автор:

Катерина Клеменкова

Новости

Вчера
23:00

Виртуального ведущего I-Sanjа хотят «познакомить» с онлайн-консультантом I-Dana

Вчера
22:54

Депутаты предлагают увеличить подушевое финансирование в сфере инклюзивного образования

Вчера
22:47

Около $ 1 млн направили ОАЭ на социальные проекты в Казахстане

Вчера
22:41

Стоимость нового аэропорта Кызылординской области снизят на 5 млрд тенге

Вчера
22:35

Строительство БАКАД обойдется казне в 150 миллиардов тенге

Вчера
22:30

Ерлан Тургумбаев: из похищенного оружия не стреляли

Вчера
22:22

Битва за металлолом: бизнес-сообщество ждет принятия законов для развития отрасли

Вчера
20:50

«Котел» и «черная касса» - вся правда о новой финансовой пирамиде

Вчера
20:42

Рустем Даулет назначен акимом Кордайского района Жамбылской области

Вчера
20:02

Посол КНР оценил профилактические меры в Казахстане по предотвращению распространения коронавируса

Все новости

Директор бизнес-инкубатора MOST, Алим Хамитов, рассказал об одном стартапе, в успех которого мало кто верил.

Подводя промежуточные итоги проекта по развитию молодежного предпринимательства в Казахстане Jastar Business, директор бизнес-инкубатора Алим Хамитов рассказал всего о четырех стартапах из 47. Эти четыре проекта либо уже зарабатывают миллионы, либо готовятся к участию в международном конкурсе с призовым фондом в миллион долларов, либо, победив в нескольких конкурсах, работают, чтобы вывести свой продукт на рынок.

Только не надо хайповать

Успех стартапов в Казахстане, по мнению многих, зависит от того, хорошая идея лежит в основе или плохая, другие говорят, что чудо (то есть успех) случится, если только звезды сойдутся.

«Основная проблема в том, что стартаперами создается продукт, который по большому счету никому не нужен. Мы столько проектов рассматривали, где ребята какими-то заоблачными вещами грезят, очередную социальную сеть или очередной маркетплейс создают. Из 47 проектов, которые стартанули в мае, до финиша добрались только 13. Мы жестко следим, растет ли команда, делает ли действительно бизнес или хайпует, играет в крутых бизнесменов. По результатам ненужных отсеиваем», – уточнил Алим Хамитов.

Проект № 1: странная идея – хороший результат

Идея проекта заключается в том, чтобы по мобильному приложению, сделать заказ и выкупить продукты, оставшиеся в конце дня в ресторане. Это могут быть заготовки, у которых вот-вот закончится срок хранения, или официанты пробили не то блюдо, а повара его приготовили, или еще что-то. Стартаперы придумали, как монетизировать те продукты, которые обычно уходят в урну.

«Проект этот создан вчерашними студентами, – рассказал Хамитов. – Очень молодая команда взялась за такую глобальную проблему, как уничтожение, то есть просто выбрасывание в урну, оставшейся лишней еды в ресторанах. Они написали мобильное приложение и обратились к нескольким ресторанам. Честно сказать, у нас никто не верил, что сработает, но в ресторанах не посчитали идею совсем плохой. Ребята получили договоренность с ресторанами и, можно сказать, достигли хороших результатов».

Проект № 2: онлайн-платформа для командировочных

Самый успешный стартап, который за два с половиной месяца привлек 15 млн тенге (уточним, проект Jastar Business стартовал в мае этого года), – это онлайн-платформа по аренде квартир.

«Деньги, которые привлекли ребята, – это не гранты, не спонсорские, а частные, то есть бизнес входил в проект на различных условиях», – рассказал Хамитов.

Программа позволяет найти нужную квартиру или апартаменты для аренды на небольшой срок. Проект относится к B2B-сектору (бизнес для бизнеса).

«Это только проверенная недвижимость, там нет предложений от риелторов – ребята все очень качественно отрабатывают. Компании, которые отправляют своих сотрудников в командировки, с помощью этой платформы легко могут найти нужные им предложения. Эта команда уже работает не в одном городе Казахстана, и у них уже есть амбиции по выходу в Узбекистан», – добавил директор бизнес-инкубатора.

Кому нужно богатство стартапа

Главное «богатство» стартапа – хорошая идея для бизнеса. А цель стартапов – найти инвестора доброго и щедрого, который даст денег столько, сколько нужно, или даже намного больше. Цель инвестора – найти проект, который очень быстро начнет зарабатывать миллионы. Вроде бы с виду все просто.

Однако обладателям гениальных идей далеко не всегда удается найти деньги для их воплощения. Для того чтобы о проекте узнали как можно больше инвесторов, молодые стартаперы участвуют в различных конкурсах.

«Есть в программе очень юный участник – ему всего 13 лет, – рассказал Алим Хамитов. – Парень в домашних условиях создает энзимы и компосты. Таким образом можно взращивать у себя на подоконнике определенные культуры. Этот проект выиграл несколько конкурсов, и сам автор проекта презентовал его Президенту Касым-Жомарту Токаеву. Сейчас парень работает над тем, чтобы вывести установку на рынок».

Но самые большие ожидания от проекта из серии «железо».

«Это устройство, которое представляет из себя небольшую плату с солнечными панелями. Устройство цепляется на переднюю часть одежды, и получается куртка-зарядка, которая всегда с собой. Вот с этим проектом казахстанский стартап планирует выходить на краудфандинговые площадки. Проект уже выиграл учебную поездку в Happy Farm Business Accelerator и сейчас находится там. Если еще и получит одобрение международного жюри, то будет участвовать в конкурсе, где призовой фонд – миллион долларов», – добавил Хамитов.

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

45% бизнеса в Алматы возглавляют женщины

В основном они задействованы в малом и среднем бизнесе.

20 Февраль 2020 17:24 1234

45% бизнеса в Алматы возглавляют женщины

В Алматы прошел Второй форум женского предпринимательства Women in Business. В нем приняли участие более 300 женщин-предпринимателей, а также эксперты-практики. Собравшиеся обсудили проблемы женского предпринимательства, бизнеса и социальных вопросов.

Форум открыл аким города Бакытжан Сагинтаев. Градоначальник рассказал о реализуемых проектах в области развития женского предпринимательства.

Председатель Совета деловых женщин НПП РК «Атамекен» Лаззат Рамазанова напомнила, что 52% населения Казахстана – это женщины. Большинство из них охотно идет в бизнес, что подтверждает статистика.

«45% бизнеса в Алматы возглавляют женщины. Из 174,5 тыс. действующих субъектов малого и среднего предпринимательства 78 тыс. возглавляют женщины. По Республике эта цифра составляет 43%, то есть 536 тыс. из 1,2 млн. За период с 2017 по 2019 годы в НПП «Атамекен» по программе «Бастау Бизнес» обучилось практически 55% женщин (30,5 тыс.), по программе «Енбек» – 51% (40,7 тыс.). По сравнению с прошлым годом эти показатели в разы выше. В 17 регионах Казахстана мы провели тренинги для женщин и видим, что они охотно учатся, стремятся начать с малого», – сказала в своем выступлении Лаззат Рамазанова.

Недвижимость

Председатель правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана» Ляззат Ибрагимова в своем выступлении отметила, что свобода женщины начинается с экономики. Женщина, у которой есть образование, собственное жилье и сбережения, никогда не допустит ни бытового насилия, ни других социальных проблем.

«Сегодня у нас в сфере образования, медицины, торговли и финансов занято больше всего женщин. Все инструменты господдержки направлены на то, чтобы развивать обрабатывающую промышленность. Поэтому важно, чтобы было задействовано больше женщин в сфере промышленности и строительства. Я думаю, именно это поспособствует экономическому продвижению женского населения», – сказала Ляззат Ибрагимова.

По словам председателя правления, помимо обладания собственным жильем, важно, чтобы женщины были владельцами бизнеса. В прошлом году в Казахстане было совершено 320 тыс. сделок купли-продажи. При этом в Алматы больше, чем в Нур-Султане, что говорит о большой инвестиционной привлекательности города.

«Такая активность проявляет высокий спрос на жилье. Если посмотреть на рыночное кредитование в гендерном развитии, то все банки вам скажут, что женщины-заемщицы всегда лучше возвращают займы. Наш банк учит делать сбережения на жилье. Сейчас у нас 1,5 млн вкладчиков. Средний возраст нашего вкладчика примерно 34 года. Это возраст, когда женщина думает о будущем своем и своих детей. Если посмотреть на портрет заемщика банка, то тут представлены женщины всех возрастов. 30% – это женщины до 30 лет, и еще 30% – женщины старше 50 лет. К тому же женщины – самые лояльные клиенты», – добавила Ляззат Ибрагимова.

Кредитование

Председатель правления АО «Народный банк Казахстана» Умут Шаяхметова во время выступления отметила, что из заемщиков портфеля Halyk Bank малого и среднего бизнеса основную долю также представляют женщины.

«По Алматы 53% заемщиц-женщин, в Алматинской области это 60%. В структуре кредитного портфеля индивидуального предпринимателя банка, в малом бизнесе тоже доминируют женщины. А в среднем мужчины. Это говорит о том, что женщины рискуют небольшими суммами. Если посмотреть на среднюю сумму займа, то в среднем бизнесе она выше. Я тоже хочу подчеркнуть, что женщины-заемщицы более дисциплинированные, может быть, потому что сами отрасли имеют меньше вес и суммы меньше», – поясняет Умут Шаяхметова.

По ее словам, мужчины берут лидерство в капиталоемких отраслях, как обрабатывающая и химическая промышленность, машиностроение и т. д. Между тем как женщины – в розничной торговле, образовании, легкой промышленности и креативной экономике.

«Мы, как банк, отдельно поддерживаем женское предпринимательство, и у нас свыше 3 млрд тенге уже выделено под ставку 5%. Эту инициативу мы объявляли около года назад. Мы также выделили один миллиард тенге на семь лет на стартовый бизнес для молодежи, для заемщиков до 30 лет. Тут больше представлено мужчин, и они идут в IT-сферу, что нам интересно, как банку», – добавила председатель правления АО «Народный банк Казахстана».

На Втором форуме женского предпринимательства собравшиеся активно обсуждали вопросы развития бизнес-среды, доступные программы финансирования женского бизнеса и обучения, развития легкой промышленности и креативной индустрии города, вопросы экономической политики и другие. 

Мария Галушко

На чем сэкономить малому бизнесу

Алматинские предприниматели создали сервис для автоматизации бухгалтерии.

11 Февраль 2020 11:50 2974

На чем сэкономить малому бизнесу

Фото: Мария Галушко

Алматинский предприниматель Рустем Тубекбаев однажды пришел к выводу, что ниша бухгалтерских услуг в Казахстане работает по старым методам, хотя имеет большой потенциал для автоматизации. Он понял, что профессиональные бухгалтеры стремятся работать в больших компаниях, где есть много аналитики и возможность роста. А что же остается делать малому и среднему бизнесу? По мнению Рустема Тубекбаева, решение есть – это создание сервиса для автоматизации бухгалтерских процессов. Вместе с партнером предприниматель создал проект Asistent, позволяющий вести бухгалтерию без бухгалтера. Корреспонденту inbusiness.kz бизнесмен рассказал, почему молодым проектам лучше вначале продвигаться на свои деньги, о сложностях с налоговой и перспективах изменения рынка бухгалтерских услуг.  

Прощупать почву

Во время работы в компании, занимающейся издательством литературы для разных специальностей, Рустем начал изучать рынок бухгалтерских услуг. Именно тогда он понял, что это направление нужно развивать, ведь в других странах бухгалтерия для малого бизнеса уже давно автоматизирована.

«Мы с другом стали прощупывать почву. Начали как сервис для сдачи налоговых отчетов, и в этом была наша ошибка. Позже поняли, что такой сервис не решает проблем, так как налоговые отчеты можно сдавать бесплатно, и вас к тому же проконсультируют, – вспоминает предприниматель. – Сегодня эта функция у нас все еще есть. И из всего оборота она приносит нам 10-15% дохода».

Сервис на рынке Казахстана работает уже четвертый год, помогая небольшим компаниям экономить на содержании бухгалтера. Пользователи получают полный спектр формирования электронной отчетности – движение денежных средств, товаров, контрагентов, учет сотрудников, выписку и учет входящих документов, формирование налоговых отчетов.  Для небольших субъектов МСБ это значительное сокращение расходов при практически автоматическом формировании отчетности.

«Обычно бизнесмены прибегают к услугам приходящего бухгалтера, либо нанимают работника в штат, или пользуются услугами аутсорсинговой компании. Услуги такого бухгалтера обойдутся бизнесу минимум в 30-50 тыс. тенге в месяц. Также тут теряется такой ценный ресурс, как время. В нашем случае эти 50 тыс. бизнесмен тратит за год. Но в то же время не каждый хочет брать ответственность за ведение бухгалтерии на себя. Кому-то проще, чтобы это делал отдельный человек», – объясняет собеседник. 

Чтобы самостоятельно пользоваться системой, предпринимателям понадобятся базовые знания бухгалтерии. Ребята предусмотрели этот момент и создали обучающий YouTube-канал, который также служит и средством привлечения клиентов. Тратиться на рекламу пока не приходится.

Инвестиции

В 2017 году ребята начали участвовать в конкурсах. Сначала получили грант от акимата города на 2,5 млн тенге, затем финансирование от Tech Garden на $20 тыс. Собственных средств вложили где-то 10 млн тенге. В общем, в проект было вложено около 20 млн тенге. Пока эти деньги не окупились.  

«Мы сейчас мыслим не в категории окупаемости, а в категории роста. Пока не дошли до точки безубыточности. То, что зарабатываем, обратно тратим. Но для стартапа это нормальная история, – объясняет наш собеседник. – Почему мы не привлекаем инвесторов? Потому что считаем, что нас оценивают в маленькую сумму, а мы стоим больше. И в то же время у стартапа есть правило – чем больше он продержится на своих деньгах, тем он дороже. И это вызывает доверие у инвесторов».  

Система налогообложения

По словам Рустема, в Казахстане довольно простая система налогообложения, особенно касательно малого бизнеса.  К тому же она сильно отличается от западной. Разница в том, что на Западе налог удерживается государством сразу после оказания услуги или продажи. В Казахстане же предприниматели сами начисляют и оплачивают налог. Только потом государство проверяет, правильно ли все сделано.

«Наш проект рос не в тех масштабах, которых нам хотелось бы, из-за того что доступ к базе налоговой был закрыт и мы не могли полностью автоматизировать систему. С этого года доступ открыли, и это положительно отразится на проекте. Пользователи смогут проверять свои долги по налогам и отправлять отчеты прямо с нашей платформы», – объясняет бизнесмен.

Рустем говорит, что тут остается последний пазл – это интеграция с банками. Тогда на одной платформе пользователь сможет оформить документы, посчитать налоги, оплатить их и отправить отчет в налоговую. До этого доступ был только к расчетам. 

«На рынке есть аналоги нашего сервиса, и всех своих конкурентов мы знаем. При этом у каждого из нас свое видение развития. Новички совершают такие же ошибки, как и мы, начиная с налоговых отчетов и вкладываясь в неэффективную рекламу, – рассуждает Рустем. – Наверное, лет через пять мы узнаем, чье видение было правильным. Это покажет тот, кто будет больше всех зарабатывать».

Сложности

Первая сложность, с которой столкнулись создатели сервиса, – отсутствие собственных знаний, когда приходилось идти вслепую, учиться на собственных ошибках. Вторая – непонимание рынком стартапов пользы сервиса.

«Таких продуктов в Казахстане мало, поэтому приходится объяснять каждому о выгоде его использования. По-хорошему должен быть менеджер, который будет ежемесячно обзванивать клиентов и помогать решать предпринимателям или пользователям возникающие вопросы. Пока мы не можем делать это на регулярной основе из-за маленькой команды», – говорит Рустем.

Третья сложность – взаимодействие с налоговой.

«Все это время нашей большой проблемой было отсутствие доступа к базе налоговой, хотя по закону она должна была быть. Мы думали, что это ошибка, и писали в разные органы. При этом руководитель КГД говорил нам, что доступ есть. Это странная ситуация. Также мы не могли получить нормальные ответы на свои вопросы», – делится бизнесмен.

Видение рынка

Предприниматель считает, что через 10-15 лет бухгалтеры останутся только в крупных компаниях. И это будет не совсем бухгалтерия, а аналитики, помогающие компании оптимизировать налоги, расходы и т. д. А для малого бизнеса удобнее будет пользоваться бухгалтерскими сервисами.

«Государство к этому идет. Например, у нас есть виртуальный склад налоговой, где учитываются все товары. Есть система электронного документооборота. Я вижу, что и банки должны к этому прийти. Если смотреть на пример России, то там многие банки закрывают бухгалтерию для малого бизнеса. Из-за большой конкуренции они должны создавать все лучшие условия», – говорит собеседник.

Сегодня на их платформе зарегистрировано 5 тыс. ИП и ТОО. Из них около 800 пользуются сервисом. У команды большие планы на текущий год. Одна из целей – развитие в синергии с банками. Создать универсальное приложение, через которое можно проводить операции как с документацией, так и денежные.

«Мы также собираемся выйти на рынок Узбекистана. Уже начали разработку сервиса. Пока планируем работать только в Казахстане и Узбекистане. Мы еще охватили не весь наш рынок. По данным агентства статистики, в Казахстане работает около миллиона компаний, подходящих под наши критерии. Из них потенциальный охват рынка – 300 тыс. компаний. Сейчас мы охватили только 5 тыс.», – делится планами Рустем.  

Мария Галушко

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: