/img/tv1.svg
RU KZ
Бизнес на трассу завлекают льготами

Бизнес на трассу завлекают льготами

У акимата Актюбинской области стоит задача развивать придорожный сервис на участке коридора «Западная Европа – Западный Китай». Инвесторам предоставляют земельные участки.

16:23 10 Август 2016 6587

Бизнес на трассу завлекают льготами

Автор:

Семен Данилов

По территории Актюбинской области проходит чуть больше 700 км международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Этот отрезок трассы уже работает: участок Актобе – граница Кызылординской области (565 км) был сдан в эксплуатацию ещё в 2011 году. Это первый казахстанский участок транзитного коридора. А в октябре 2013 года транспортный поток пошёл по реконструированной автодороге «Актобе – Мартук – граница РФ (на Оренбург)» протяжённостью 99 км. Ещё через месяц был сдан в эксплуатацию «Северный обход города Актобе» (39 км), позволяющий большегрузному транзитному транспорту объезжать областной центр.

В июне 2016 года интенсивность транспортного потока на участке трассы «Западная Европа - Западный Китай», проходящего по территории Актюбинской области, в среднем составила 3200 единиц в сутки. При этом, к примеру, на трассе Актобе–Хромтау транспортный поток составляет около 8000 единиц в сутки. К 2020 году прогнозируется увеличение грузопотока в 2,5 раза. Трасса с такой интенсивностью движения требует развития сети объектов придорожного сервиса.

В настоящее время на дорогах республиканского значения, проходящих по территории Актюбинской области, общей протяженностью 1894 км действуют 106 объектов придорожного сервиса, в числе которых 34 автозаправочные станции (АЗС), 63 пункта питания, 25 гостиниц и 22 станции технического обслуживания (СТО). Однако, как отметили в областном акимате, большая часть этих объектов не соответствует требованиям Национального стандарта и не способна полноценно обеспечить услугами международные транзитные перевозки.

Сам Национальный стандарт «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к объектам дорожного сервиса и их услугам» утвержден и введен в действие в октябре 2014 года. Документ классифицирует объекты в зависимости от их состава и видов предоставляемых услуг на категории А, B, C и D. Выяснилось, в Актюбинской области насчитывается всего 10 объектов, соответствующих категориям Национального стандарта. Из них категории В - один объект; категории С - пять объектов и категории D – четыре объекта. Многие действующие объекты, чтобы соответствовать требованиям Национального стандарта, требуют модернизации. Для них предусмотрен переходный период в течение трех лет.

Что касается новых объектов придорожного сервиса, то акиматом Актюбинской области разработана карта их размещения, в которой определены приоритетные точки под строительство. Она предусматривает возведение на территории области 46 комплексов, из них 21 должен соответствовать категориям А и В. Они уже заложены в утвержденный акиматом план строительства объектов придорожного сервиса вдоль автодорог республиканского значения до 2020 года. Для получения земельных участков под строительство предпринимателям необходимо обращаться в акиматы районов и Актобе.

«Придорожный сервис – это приоритетное направление в сфере бизнеса. Довольно новое, но перспективное. Поэтому предприниматели, планирующие работать в этом секторе, могут рассчитывать на поддержку государства по программе «Дорожная карта бизнеса–2020». Они, например, имеют возможность воспользоваться двумя инструментами госпрограммы: субсидированием процентной ставки и гарантированием через Фонд развития предпринимательства «Даму». Развитие бизнеса на дороге «Западная Европа – Западный Китай» очень важно для нашего региона. Через Актюбинскую область проходят и будут проходить большие логистические потоки. И в сфере придорожного сервиса для малого бизнеса открываются большие возможности», - говорит руководитель управления предпринимательства Актюбинской области Анар Даржанова.

На сегодня уже введены в строй объекты в Айтекебийском, Мартукском и Хромтауском районах. Все они расположены вдоль трассы «Западная Европа – Западный Китай» на участках:

«Граница РФ (Самара) – Шымкент» - 46;

А-22 «Карабутак – Костанай» - 5;

А-24 «Актобе – граница РФ (Оренбург)» - 5;

А-25 «Актобе – граница РФ (Орск)» - 7;

А-26 «Кандыагаш – Иргиз» - 2;

А-27 «Актобе – Атырау» - 41.

В текущем году планируется запустить еще 12 новых объектов, сумма инвестиций - 1,15 млрд тенге. Ожидается создание около 130 рабочих мест.

Например, на 764-м км трассы «Самара – Шымкент» (недалеко от Актобе) планируется строительство комплекса категории А. На участке площадью три гектара возведут гостиницу на 25 номеров, кафе на 60 посадочных мест, СТО, банно-прачечный комбинат и АЗС. Работу получат 45 человек. Стоимость проекта – 270 млн тенге. Он реализуется в рамках программы государственно-частного партнерства. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на конец 2017 года.

Для привлечения субъектов бизнеса в сферу придорожного сервиса в Актюбинской области для них разработан алгоритм действий, в котором пошагово прописаны процедуры от получения земельного участка до полного ввода объекта в эксплуатацию. Центры развития предпринимательства, которые действуют в каждом районе области, оказывают содействие в реализации проектов. Большую поддержку предпринимателям в этой сфере оказывает социально-предпринимательская корпорация «Актобе» (СПК).

«В Актюбинской области вдоль трасс международного и республиканского значения необходимо создавать кластер придорожного сервиса класса А. В него войдут комплексы с гостиницами, кафе, АЗС, парковками для легкового и грузового транспорта. Необходимо развивать этот бизнес. Но с какими проблемами в первую очередь сталкиваются предприниматели? Это покупка земли и оформление всех необходимых документов. Ему необходимо сразу вложить в бизнес немалые деньги. То есть у него два барьера: деньги и время. Мы эти барьеры убираем. Для предпринимателя СПК предоставляет готовые и оформленные участки. Изначально мы выступаем как партнёры бизнесмена. Предпринимателю остаётся лишь вложить деньги в планируемое строительство. И лишь когда он встанет на ноги и его бизнес начнёт приносить ощутимую прибыль, мы выйдем из игры, предоставив предпринимателю право выкупа нашей доли участия в предприятии. Поддержка бизнеса в этом случае довольно весомая – нет необходимости вложения больших средств на первоначальном этапе. Есть поддержка государства в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020». Как раз-таки СПК и является одним из её инструментов», - рассказывает председатель правления СПК «Актобе» Кайрат Бекенов.

По словам г-на Бекенова, в СПК «Актобе» готовы предоставить бизнесменам любой земельный участок вдоль международной трассы «Западная Европа – Западный Китай».

«Довольно неприятно слышать, когда водители-транзитники не совсем лестно отзываются о сервисе на актюбинском участке дороги «Западная Европа – Западный Китай». Мы должны создать такие условия, чтобы завтра водители-дальнобойщики всем говорили, что у нас по пути следования созданы все условия для отдыха, хорошая кухня, можно без опаски оставить на ночь транспорт с грузом на стоянке. Следовательно, и наши предприниматели будут неплохо зарабатывать, создавая рабочие места и отчисляя налоги в бюджет. Этот рынок однозначно востребован», - говорит Кайрат Бекенов.

По задумке акимата области все же объекты придорожного сервиса должны образовывать комплексы вдоль трасс, а не располагаться поодиночке. Если выделенный земельный участок будет использоваться не по целевому назначению, то его у предпринимателя изымут.

Нефтегазовая национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ) выкупила 10 земельных участков от Актобе до Алматы и Хоргоса на автодороге «Западная Европа – Западный Китай», на которых планирует построить АЗС в комплексе с объектами сферы обслуживания. При этом два объекта придорожного сервиса КМГ построит на территории Актюбинской области.

«В прошлом году к нам поступило письмо от АО «КазМунайГаз» с просьбой об отведении земли вдоль международной трассы «Западная Европа – Западный Китай» для строительства двух объектов, включающих АЗС с магазином, кафе и комплексом сервисных услуг. Это два участка: 97-й километр международной трассы Актобе – Оренбург (посёлок Жайсан на границе с РФ) и 1153-й километр международной трассы Самара – Шымкент (на пересечении с трассой республиканского значения Кандыагаш – Эмба – Шалкар – Иргиз – граница Костанайской области недалеко от районного центра Иргиз)», - сказали abctv.kz в актюбинском областном филиале РГП «Казавтодор».

Семен Данилов, Актобе

Аэропорт в Туркестане требует изменения лимитов гособязательств по проектам ГЧП

13 Октябрь 2020 09:07 1205

Минэкономики планирует внести изменения в закон.

Строительство международного аэропорта в Туркестане требует изменения лимитов гособязательств по проектам государственно-частного партнерства (ГЧП). Соответствующий проект приказа опубликован на официальном портале правовой информации в понедельник, 12 октября.

Как указывается в инициированном минэкономики документе, следует рассмотреть вопрос по изменению лимитов гособязательств по проектам ГЧП Туркестанской области с учетом реализации проекта ГЧП по строительству международного аэропорта.

В настоящее время лимит гособязательств по проектам ГЧП, в том числе государственных концессионных обязательств, местных исполнительных органов устанавливается согласно следующему расчету: ScolLG < InLB * k, где:

  • ScolLG – лимит гособязательств местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год, состоящий из суммы лимита принятия и принятых и непогашенных гособязательств по проектам ГЧП;
  • InLB – объем собственных доходов местного исполнительного органа c учетом трансфертов общего характера;
  • k – поправочный коэффициент для местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы (k = 0,2 для местных исполнительных органов областей, k = 0,5 для города республиканского значения, столицы).

Минэкономики предлагает данный абзац дополнить словами «а также в случае реализации проекта по строительству аэропорта с пропускной способностью аэровокзала не менее 400 пассажиров/час местными исполнительными органами области». Таким образом, поправочный коэффициент по проекту строительства аэропорта в Туркестане будет таким же, как в городах республиканского значения (Алматы, Шымкент) и столице – 0,5.

При этом в случае превышения лимита принятия гособязательств по проектам ГЧП, в том числе государственных концессионных обязательств, местного исполнительного органа, при подготовке и реализации проектов по строительству линий легкорельсового транспорта, аэропорта с пропускной способностью аэровокзала не менее 400 пассажиров/час применяется лимит, увеличенный на сумму превышения, сообщается в пояснительной записке проекта.

Публичное обсуждение продлится до 26 октября.

Напомним, инвестором строительства аэропорта выступило ТОО Turkistan International Airport. Подрядчик – турецкая компания YDA Group. Как ранее сообщал пресс-секретарь первого президента Айдос Укибай в Twitter, 28 сентября Нурсултан Назарбаев принял участие в церемонии открытия международного аэропорта города Туркестана.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Предприниматели проекта ГЧП в Усть-Каменогорске распродают имущество для погашения кредитов

16 Сентябрь 2020 11:11 3763

Общественники и бизнес просят разрешить работу школьных столовых.

Власти, выступившие инициатором модернизации школьных столовых, отвернулись от своего детища в самый сложный период. Местные госорганы, которые в прошлом году радостно отчитались о реализации этого пилотного проекта ГЧП, пока бессильны помочь своим частным партнерам. На бюджетные деньги, предназначенные для питания школьников из малообеспеченных и многодетных семей, закупили технику для дистанционного обучения детей. Такие по-настоящему злободневные вопросы прозвучали на заседании рабочей экспертной группы по развитию малого и среднего бизнеса общественного совета ВКО. Его тема – выход из локдауна участников проекта модернизации школьных столовых по ГЧП.

В проект ГЧП по Усть-Каменогорску на ремонт помещений и обновление оборудования школьных столовых было привлечено 450 млн тенге частных инвестиций без выплат из бюджета. В 2019 году участники проекта государственно-частного партнерства заключили договоры по 35 из 44 школ города. С 1 сентября прошлого года столовые в этих общеобразовательных учреждениях заработали в новых условиях. В текущем году участники проекта ГЧП заключили еще семь договоров, и сейчас в этих «столовках» завершаются ремонтные работы. Уже в 2020 году началась реализация аналогичного проекта в 46 школах Семея. Там провели конкурсные процедуры, определили частных партнеров – пока по 18 школам. На сегодня в Семее ведется подготовка к модернизации столовых. Сторонами договоров ГЧП со стороны государства выступают управление образования ВКО, городские отделы образования, а со стороны частных партнеров – предприниматели, ИП и ТОО, чей бизнес связан с питанием школьников. Но теперь предприниматели из Усть-Каменогорска, чьи столовые закрыты с середины марта, несут большие убытки, потеряли персонал и продают свое собственное движимое и недвижимое имущество, чтобы погасить долги перед банками за кредиты.

Хорошие проекты превратились в плохие

ИП Яна Родякина только разводит руками: она даже не представляет, как выйдет из столь тяжелой ситуации. Своих работников она потеряла только потому, что не в состоянии платить им, пока те находились в вынужденном отпуске.

«Если мы сейчас выходим на работу, начинаем кормить наших детей, то у нас не будет персонала. Мы людей не можем восемь месяцев держать без зарплаты. Нам время надо дать, чтобы у нас было время найти персонал. Мы только главных специалистов при себе держим, но их мало, – говорит Яна Родякина. – Мы понемногу готовим еду на заказ, на вынос. По кредитам нам дали отсрочку только на два месяца, а сейчас мы кредиты дальше платим. У кого-то есть еще финансовая подушка, и они могут платить. Мы продаем свою недвижимость, личные автомашины».

Участник праймериз партии Nur Otan, депутат областного маслихата Олег Чернышов выразил мнение, что «у нас беда заключается в том, что хорошие проекты становятся не очень хорошими, и возникает очень много проблем». С его слов, партия взяла под свой контроль реализацию проекта ГЧП по модернизации школьных столовых, но, когда тот стал «тихо умирать», замолчала и партия. Олег Чернышов уверен, что ответственность за его реализацию лежит также на партии, и контроль над реализацией такого проекта ГЧП необходимо возобновить совместно с офисом «Рухани жаңғыру».

«Возможно, это поможет сдвинуть с мертвой точки проблемные вопросы, которые сегодня есть в данном проекте», – высказался Олег Чернышов.

Как рассказал заместитель руководителя управления образования ВКО Кажимукан Оспангалиев, целью проектов ГЧП стали модернизация материально-технической базы устаревших школьных пищеблоков с применением современных технологий и проведение необходимого ремонта. Но в связи с объявлением ЧП, а также введением карантинных и ограничительных мер, связанных с пандемией КВИ, школьное питание приостановлено еще со второй четверти 2020 года.

«Конечно, это поставило частных партнеров в затруднительное положение. Мы готовы рассмотреть вопросы, связанные с пролонгацией проекта на сроки продолжительности ЧП и карантинные, а также ограничительных мер», – обнадежил г-н Оспангалиев.

«Сколько времени потеряли наши партнеры, столько им потом и необходимо предоставить дополнительно, – заметил Кажимукан Оспангалиев. – По договору это все указать. А так в связи с ограничительными мерами управление образования не уполномочено самостоятельно решить такой вопрос».

Представитель регионального центра ГЧП ВКО Анар Райханова объяснила, что проект рассчитан на семь лет, и два месяца ушло на саму модернизацию, ремонт и приобретение мебели, оборудования и инвентаря. По ее словам, в соответствии с законодательством в сфере государственно-частного партнерства возможна пролонгация таких договоров, но никаких выплат из бюджета, чтобы покрыть убытки предпринимателей, не предусмотрено. Председатель рабочей экспертной группы по развитию малого и среднего бизнеса общественного совета ВКО Елена Березинская-Абилова считает, что при пролонгации проекта необходимо учесть и те убытки, которые понесли предприниматели. Соответственно, продлевать договоры на больший срок, нежели предлагают в управлении образования ВКО.

Председатель профсоюза работников предпринимательства ВКО Галина Казанцева убеждена, что, помимо продления сроков договоров, бизнес в школьных столовых необходимо освободить от арендной платы, потому что у них фактически нет дохода. Она также высказала мнение о том, чтобы школьным столовым разрешили «каким-то образом работать». Яна Родякина тоже выразила пожелание, чтобы предпринимателям позволили кормить хотя бы детей и учителей из дежурных групп. Представитель управления контроля качества и безопасности товаров и услуг Усть-Каменогорска Бахыт Дарымбаева заверила, что такие предложения они уже вносили в республиканскую межведомственную группу, но там пока непреклонны – и запрет на деятельность школьных столовых идет от главного государственного санитарного врача РК. Но г-жа Дарымбаева пообещала продублировать такую просьбу наверх, опираясь на протокол совещания рабочей экспертной группы по развитию среднего и малого бизнеса общественного совета ВКО.

Бюджетный кодекс запрещает

Кроме того, общественники предлагают увеличить в будущем стоимость комплексных обедов для детей из малообеспеченных и малоимущих семей. Сейчас цена одного комплексного обеда для такого ребенка составляет 375 тенге, но такой суммы недостаточно: цены на продукты питания растут ежедневно. Также они высказали пожелание, чтобы предпринимателям разрешили развозить обеды для детей из социально защищаемых категорий населения по домам, где они и проходят дистанционное обучение. Но заместитель руководителя отдела образования Абзал Маулетханов заверил, что за счет денег на всеобуч, согласно бюджетному законодательству, запрещено кормить такую категорию детей. К слову, в Усть-Каменогорске – около 30 тыс. школьников, и 6 тыс. из них – это дети из социально уязвимых слоев.

«Если ребенок не находится в стенах школы, то за эти деньги кормить его дома нельзя. Это будет нецелевое использование средств», – заверил он, добавив, что деньги, предназначенные для этих целей, уже перевели на другие статьи бюджетных расходов и закупили компьютеры для дистанционного обучения детей.

Директор филиала фонда «Даму» по ВКО Олег Пак пообещал предпринимателям из школьных столовых помочь с рефинансированием кредитов по ставке 6% годовых в рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2025».

«Мы соберем все предложения, будем решать вопрос предпринимателей с региональным центром ГЧП, управлением образования, окажем методическую помощь, – резюмировала Елена Березинская-Абилова. – Также обратим внимание на внутренние коррупционные риски при реализации этого проекта. Может, тогда будем двигаться быстрее в реализации этих проектов».

Ольга Ушакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!