Бизнес отрегулирует себя сам

8221

Саморегулируемые организации позволят создать условия для развития бизнеса в Казахстане.

Бизнес отрегулирует себя сам

Каждый год национальная палата предпринимателей "Атамекен" (НПП) выпускает пакет предложений, направленных на кардинальное улучшение бизнес-среды. Эксперты национальной палаты предпринимателей проанализировали восемь кодексов, по которым выработали 36 поправок, по итогам анализа 10 законов – 95 поправок. Отметим, что ряд важных для бизнеса законопроектов может быть принят уже в декабре этого года, и в разработке каждого из них "Атамекен" принимает активное участие.

Стоит напомнить, что в целях продвижения института саморегулирования в Казахстане в октябре прошлого года структура НПП претерпела изменения. Был создан новый департамент палаты, одним из направлений которого является развитие саморегулирования, а также создан новый комитет президиума по вопросам саморегулирования, который будет объединять представителей всех саморегулируемых организаций (СРО) в Казахстане.

Это позволило скоординировать деятельность СРО, изучить и обобщить существующие проблемы, совместно выработать предложения по дальнейшему совершенствованию данного института.

"При саморегулировании будет эффективно проявлен механизм контроля и надзора. С одной стороны, контроль за субъектами рынка осуществляет само профессиональное общество, что обеспечивает регулярное повышение уровня аудиторов, а также совершенствование стандартизации. С другой стороны, ужесточается контроль госоргана за деятельностью СРО за счет внедрения государственных мер ответственности за неудовлетворительную работу СРО", – подчеркнула управляющий директор, директор департамента законодательства и развития саморегулирования НПП РК "Атамекен" Айжан Бижанова.

Работы по передаче ряда государственных функций в конкурентную среду и саморегулирующим организациям проводятся в тесном тандеме с правительством РК.

Государственным регулированием предпринимательства является система мер, обеспечивающих воздействие государства на деятельность субъектов предпринимательства в целях создания нормальных условий функционирования рыночного механизма. При этом целью государственного регулирования предпринимательской деятельности выступает создание удобных и позитивных условий, обеспечивающих развивающее функционирование экономики в целом, и стабильное получение от этого оптимальных выгод. Для достижения таких целей государству необходимо отходить от действующей системы взаимоотношений с бизнесом.

"Мы все знаем, что за государством закреплены властные полномочия, но, несмотря на это, государство должно переходить на менталитет "обслуживания" в отношениях с бизнесом. Как показывает практика ведущих стран, при государственном менталитете "обслуживания" предпринимательство функционирует более качественно и эффективнее. К примеру, в контрольно-надзорной деятельности государственных органов приоритетом должны быть профилактические меры, тогда как действующая политика ориентирована в основном на карательные меры. Тут мы законодательно идем на кардинальное изменение концепции государственного контроля и надзора. Отныне работа по реализации системных мер по дерегулированию бизнеса продолжится в новых условиях и не будет лишь ограничиваться совершенствованием законодательства, но и сопровождаться полномасштабной оптимизацией бизнес-процессов и внедрением новых технологий в сфере регулирования предпринимательства", – считает эксперт министерства национальной экономики РК Асланбек Джакупов.

Об опыте деятельности саморегулируемых организаций рассказал исполнительный директор общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Сергей Заякин. В середине 90-х годов прошлого века Россия столкнулась с жесткой необходимостью проведения экономических реформ с целью стабильного и успешного развития страны. С целью создания конкурентоспособного, социально ориентированного государства руководством страны были поставлены следующие задачи: ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, снизить административные барьеры для бизнеса, повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг населению, уровень открытости деятельности органов власти и степень участия граждан в выработке государственной политики.

Во второй половине 2003 года был принят Указ президента РФ "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах". Одним из центральных направлений в административной реформе стало снижение избыточного госрегулирования. Для этого была проведена инвентаризация и разграничение функций ведомств исполнительной власти, также были проанализированы те направления экономической деятельности, где можно было перейти к другим формам регулирования, как следствие сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. Кульминацией административной реформы, стартовавшей в России в начале двухтысячных годов, стал новый правовой институт обязательного и добровольного саморегулирования.

"Институт обязательного саморегулирования позволил ограничить вмешательство государства в хозяйственную деятельность и создать предпосылки для выработки стандартов и правил, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам. Вместе с тем такой институт получал отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, которые осуществляются профессиональными организациями, имеющими статус саморегулируемой организации. Оценочную деятельность в Российской Федерации можно назвать одним из первых видов деятельности, вступившей на путь саморегулирования", – сказал г-н Заякин.

В РФ были закреплены основные принципы осуществления оценочной деятельности в условиях саморегулирования: режим лицензирования оценочной деятельности, которая осуществлялась юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, был заменен на режим обязательного членства в СРО оценщиков – физических лиц; контроль за деятельностью оценщиков ложится на профессиональные организации, имеющие статус СРО; появляются требования к самим СРО и их контролю со стороны государства; разработка и утверждение стандартов и правил СРО; введен механизм материальной ответственности оценщиков и СРО перед потребителями; введены требования к организационной структуре СРО, включающей "законодательный", контролирующий и дисциплинарный элементы.

В 2007 году был принят Федеральный закон "О саморегулируемых организациях", который установил общие механизмы отраслевого саморегулирования. Говоря о саморегулировании оценочной деятельности, необходимо отметить, что государство в целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности СРО оценщиков, а также в целях взаимодействия СРО оценщиков с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности СРО оценщиков образует национальный совет по оценочной деятельности.

Институт саморегулирования оценочной деятельности в сравнении с прямым государственным регулированием обладает следующими преимуществами: возможность возмещения ущерба от профессиональной деятельности оценщика за счет сформированного компенсационного фонда саморегулируемой организации, выступающего механизмом коллективной ответственности членов СРО перед заказчиками оценки; выработка стандартов оценки профессиональными участниками оценочной деятельности, что дает возможность выбора и применения форм регулирования, в наибольшей степени подходящих для определенных видов оценки; осуществление контроля за деятельностью оценщиков самими оценщиками, которые изнутри понимают особенности процесса оценки и формирования отчетов об оценке; механизм саморегулирования позволяет в несудебном порядке разрешать споры между заказчиком и оценщиком; механизм привлечения к дисциплинарной ответственности со стороны СРО дает возможность профессиональному сообществу самостоятельно проводить "очищение" своих рядов от недобросовестных оценщиков.

В настоящее время в 17 саморегулируемых организациях оценщиков состоят более 20 тысяч оценщиков. Часть этих организаций входит в национальный совет по оценочной деятельности РФ. За период с 2010 по 2017 год общее количество саморегулируемых организаций оценщиков увеличилось в 1,5 раза. Развитие и внедрение механизмов саморегулирования в оценочную деятельность с обязательным членством с 2006 года рассматривался в качестве одного из способов снятия излишних административных барьеров в указанной сфере. Вместе с тем анализ результатов регулирования оценочной деятельности через механизм саморегулирования в настоящее время показывает, что переход от прямого регулирования деятельности оценщика через механизм лицензирования к саморегулированию не привел к улучшению качества оценочных услуг, а также повышению ответственности оценщиков за оказываемые ими услуги оценки. Особенно явно эта тенденция прослеживается на примере кадастровой оценки, результаты которой используются государственными органами в публичных интересах.

Только в 2015 году комиссией Росреестра было рассмотрено 31277 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости на более 64 тысячи объектов недвижимости, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году. В результате суммарная кадастровая стоимость объектов, в отношении которых были приняты решения комиссий, снизилась на 40,4%. Указанная тенденция прослеживается при оспаривании кадастровой стоимости и в судебном порядке. Так, в 2014 году в судах рассматривалось 4,8 тысячи судебных споров, а в 2015-м – 7,5 тысячи. По итогам таких споров стоимость недвижимости в среднем снижалась на 40-70%.

Эти статистические данные свидетельствуют о невысоком качестве проводимой кадастровой оценки и позволяют сделать вывод о наличии формального подхода к контролю со стороны СРО оценщиков.

В связи с этим выделяют следующие недостатки регулирования указанной сферы со стороны СРО оценщиков: контроль со стороны саморегулируемой организации за деятельностью оценщиков связан с конфликтом интересов, так как СРО не всегда готова применять исчерпывающие меры дисциплинарного характера к своим членам из-за возможной потери членских взносов; основания для проведения контрольных мероприятий в отношении оценщиков ограничены законом об оценочной деятельности; для выработки стандартов оценки СРО необходимо тесное взаимодействие с научным сообществом, государственными органами, высшей школой, осуществляющей подготовку (переподготовку) оценщиков, а также с другими саморегулируемыми организациями.

С учетом указанных недостатков совершенствование механизма саморегулирования в сфере оценочной деятельности должно производиться посредством решения вопросов профессионального образования оценщиков, повышения контроля со стороны саморегулируемых организаций оценщиков за действиями ее членов, а также установления правового статуса оценщика. Также полезным может стать введение требования о сдаче оценщиком квалификационного экзамена в области оценочной деятельности по определенным направлениям: оценка недвижимости, оценка движимого имущества, оценка бизнеса.

"Также необходимо отметить, что саморегулирование оценочной деятельности в России может выступить базисом для интегрирования оценочной деятельности в рамках Таможенного союза. Так, советом рынка Евразийского экономического сообщества в оценочной деятельности была поставлена задача по сближению механизмов допуска оценщиков к осуществлению деятельности в странах – членах Таможенного союза, в том числе по гармонизации законодательства, обеспечению признания профессиональных квалификаций оценщиков", – отметил Сергей Заякин.

Указанная задача может быть выполнена через механизм эквивалентности. Анализ законодательства в сфере оценочной деятельности в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) показывает сходство требований, предъявляемых к оценщикам. Например, в Казахстане для осуществления оценочной деятельности нужна лицензия, в России – обязательное членство в СРО, в Беларуси – аттестат. В целях взаимного признания результатов оценки, а также допуска оценщиков из других стран ЕАЭС на российский рынок и наоборот можно предложить признавать эквивалентными требования, предъявляемые к оценщикам. Сегодня, когда СРО действуют в целом ряде отраслей, анализ международного опыта саморегулирования дает возможность применять эффективные приемы, уже наработанные в схожих экономических условиях другими странами, и идти далее по пути совершенствования норм российского законодательства.

Наиболее же продолжительное время институт СРО действует в США. В качестве первого акта саморегулирования в США принято рассматривать соглашение об учреждении фондовой биржи в Нью-Йорке, заключенное в 1792 году 24 брокерами. С самого начала существования биржи были установлены четкие правила, в соответствии с которыми осуществлялась торговля ценными бумагами и реализовывался строгий контроль их исполнения. Спустя 142 года, в 1934 году, принимается закон о биржах и ценных бумагах (в котором вводится термин "саморегулируемая организация"), вошедший вскоре в свод законов США.

На данный момент на американском рынке ценных бумаг действует саморегулирование двух уровней: обязательное (в некоммерческой организации Financial Industry Regulatory Authority – FINRA) и добровольное (биржи, как инфраструктурные организации). Обязанности и права СРО с добровольным членством устанавливаются на основе заключаемого между участниками рынка договора. В какие-либо официальные объединения такие организации вступать не обязаны. Координация их деятельности – в компетенции ассоциаций и профобъединений. Институт саморегулирования действует в США практически во всех отраслях деятельности профильных специалистов (включая здравоохранение) и предпринимателей. Примечательно, что благодаря эффективному функционированию СРО в рекламной сфере в США по сей день нет необходимости в принятии специальных законов о рекламе.

Одна из самых продуктивных систем СРО работает в Великобритании. Особой гордостью является саморегулирование в юридической сфере. В соответствии с Законом "О солиситорах" вступить в СРО – правовое общество (Law Society) – обязаны все юристы, включая осуществляющих судебную защиту, и специалисты, удостоверяющие сделки, предусматривающие передачу прав собственности.  Что же касается сферы торговли ценными бумагами, то здесь модель саморегулирования потерпела полное фиаско. Активное участие СРО на рынке ценных бумаг привело к множеству злоупотреблений и существенному нарушению прав инвесторов. Контролировать деятельность своих членов профильные СРО оказались не в состоянии. Ключевая причина сложившейся ситуации заключалась в том, что участники рынка имели возможность вступать одновременно в несколько саморегулируемых организаций, при этом обязательность членства в СРО носила формальный характер. Закономерным итогом стали кардинальные реформы, начатые в Великобритании в 1997 году, приведшие к полному отказу от института саморегулирования в сфере торговли ценными бумагами.

Если в Великобритании модель саморегулирования не сработала на рынке торговли ценными бумагами, то в Австралии она оказалась неэффективной в сфере юридической деятельности, невзирая на то, что строилась аналогично английской (представители юридических профессий обязаны были являться членами правового общества). Недоверие к юристам со стороны общественности обусловило необходимость проведения реформ. Так, в штате Новый Южный Уэльс в 2004 году на смену частному саморегулированию пришла система совместного регулирования юридической деятельности судьями, юристами и представителями правительства. В штате Квинсленд с 2007 года правовое общество лишено права рассматривать жалобы, поступающие от потребителей, данная функция перешла в компетенцию комиссара по юридическим делам.

Саян Абаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться