Бизнес озвучил претензии к закупкам фонда "Самрук-Казына"

5505

В их числе поспешное принятие новых правил, которые разработал фонд.

Бизнес озвучил претензии к закупкам фонда "Самрук-Казына" Фото: Максим Морозов

Вчера, 26 января, Национальная палата предпринимателей "Атамекен" провела прямой эфир в "Фейсбуке" с предпринимателями и сотрудниками "Самрук-Казына" на тему закупок фонда. Как стало известно, за несколько дней до этого бизнесмены получили на рассмотрение новые правила закупок фонда. По их мнению, документ занимает более 150 страниц. Все они были единодушны во мнении, что нельзя скоропалительно принимать предлагаемые правила закупок без предварительного изучения и обсуждения.

Открывая совещание, директор департамента закупок и местного содержания НПП "Атамекен" Меруерт Абдуалиева отметила, что ежегодный объем закупок фонда за последние 5 лет составляет в среднем порядка 4 триллионов тенге, которые могли быть направлены в экономику Казахстана, но на деле это оказывается не совсем так. Количество заказчиков со стороны фонда составляет более 160 компаний, поставщиков насчитывается более 16 тысяч. В части основных проблемных вопросов закупок фонда представитель "Атамекена" подчеркнула, что в последние годы фонд снимает с себя регуляторные функции в сфере закупок и передает их на уровень дочерних структур, правила закупок направлены на учет интересов фонда и его дочерних компаний, интерес отечественных товаропроизводителей и малого и среднего бизнеса нивелируется. При рассмотрении жалоб бизнеса в отношении заказчиков дочерних компаний фонд превратился в передаточное звено, которое пересылает ответ заказчика, тем самым теряется объективность рассмотрения. Кроме того, усиливается закрытость и доступ к информации по закупкам усложняется.

"В результате наличие больших полномочий у дочерних структур фонда приводит к нарушениям в закупках, "заточке" под своих поставщиков. 95% обращений, которые мы отправляли в адрес фонда, по сути, остались не рассмотренными, не приняты во внимание и не учтены в нормативных документах фонда", – подчеркнула Меруерт Абдуалиева.

В числе предложений Национальной палаты по совершенствованию порядка закупок значатся сохранение ключевых регуляторных инструментов в сфере закупок на уровне фонда, их отказ от передачи на уровень дочерних организаций. Также в НПП рекомендуют принять четкий и прозрачный механизм обжалования, обеспечить открытый доступ к информации по жалобам, пересмотреть механизм формирования ЕНС ТРУ с установлением ответственности разработчика, контроля со стороны фонда либо передачей ЕНС ТРУ в госсобственность. Также в палате предлагают обеспечить размещение в открытом доступе информации по закупочным стратегиям актуальных перечней, разрабатываемых и утверждаемых закупочными категорийными стратегиями, и другие предложения.

Пока фонд сам себя будет проверять – результатов не будет

Исполнительный директор ОЮЛ "Союз обрабатывающей промышленности" Адильбек Бектибаев успел ознакомиться с предлагаемыми правилами фонда и сделал несколько замечаний по их поводу. По его словам, особый порядок осуществления закупок, подпункт 1, говорит о том, что приобретение товаров, работ и услуг, сведения о которых отнесены к коммерческой тайне и иного ограниченного использования, по решению фонда закупается в особом порядке.

"Фонд и его дочерние предприятия являются субъектами бизнеса. Завтра они любую информацию, которую захотят, могут отнести к коммерческой тайне. Получается, что о части закупок мы просто не будем знать никогда. Здесь надо подумать", – отметил представитель союза.

Второе, на чем он заострил внимание, – это приобретение фондом товаров, работ и услуг, которые осуществляются за пределами Казахстана.

"Если взять китайских недропользователей, они приходят к нам и привозят все из своей страны. У нас получается так: фонд покупает предприятие или создает за границей, имеет влияние на эти компании, на их закупки, но при этом не хочет, чтобы наши товары двигались на экспорт туда. Здесь тоже неправильно. Теперь вопрос, касающийся контроля. До тех пор, пока фонд сам себя будет проверять, никаких результатов не будет", – подчеркнул Адильбек Бектибаев.

По его словам, он принимал участие в проверке фондом дочерней организации "Казатомпром", был проведен огромный пласт работы за неделю, были представлены отчеты в фонд и Национальную палату, но никаких толковых решений не было принято, никто не сообщил, какие меры приняты в отношении этих лиц. Поэтому контроль над расходованием денег национальных компаний должен осуществлять уполномоченный госорган, который может их посадить, если они будут лоббировать чьи-то интересы или тратить денег больше, чем реально стоят товары, работы или услуги, резюмировал Адильбек Бектибаев.

Неработающие офтейк-контракты

Исполнительный директор Национальной ассоциации проектировщиков РК Мюаш Бисарова в своем выступлении остановилась на офтейк-контрактах. Ассоциация предлагает, чтобы они заключались с отечественными товаропроизводителями, производство которых налажено на территории Казахстана. Во-вторых, для повышения доли местного содержания необходимо сократить участие поставщиков из других стран, считают проектировщики. Следующее предложение касается проектирования, в частности, предложено исключить обоснованные риски в объективности выбора потенциального поставщика методами, которые прописаны в документах "Самрук-Казына". Как отметила Мюаш Бисарова, сейчас они выбирают победителя конкурса по своему усмотрению и заключают договор из одного источника, иногда выставляют излишние требования потенциальным поставщикам, к примеру, предоставление конфиденциальной информации о сотрудниках.

В свою очередь председатель Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при Палате предпринимателей ВКО Игорь Шацкий рассказал, что предприниматели на протяжении двух лет не могут заключить офтейк-контракт.

"Полное отсутствие обратной связи с фондом, полное игнорирование наших заявок, нет ни отказов, ни согласия. Есть протокольное поручение премьер-министра о заключении контракта, но его нет. Абсолютно непрозрачная система офтейк-контрактов, и мы можем сделать вывод, что он не для всех", – считает Игорь Шацкий.

Также он отметил вопросы, касающиеся поставки оборудования. В частности, в проектно-сметной документации срок поставки составляет 6 месяцев, в конкурсной документации – 3 месяца.

"Это те же самые "заточки". К сожалению, и в новых правилах мы не видим защиты от них. По оборудованию ставятся настолько короткие сроки, что его невозможно изготовить и поставить в такие сроки", – констатировал глава Региональной палаты ВКО.

Работающие категорийные стратегии

Ерлан Оразалиев из "ТаразКожОбувь" рассказал, что компания совместно с фондом на протяжении трех лет отрабатывала вопрос по закупочным категориям фонда. По его словам, в начале этой процедуры в Казахстане насчитывалось более 500 компаний, которые производили обувь. После того как фонд всех проверил, осталось всего 9 производителей, которые реально шьют обувь. Остальные являются перекупщиками.

"На сегодняшний день хотят убрать закупочные категорийные стратегии (ЗКС), то есть перечеркнуть всю работу, которую мы проводили на протяжении трех лет и совместно с фондом отрабатывали технические спецификацию по всей линейке обуви. Это был колоссальный труд. Если это уберут, опять пойдут "заточки" под конкретные компании перекупщиков. Если говорить о переводе закупок "Самрук-Казына" на портал госзакупок, для производителей обуви это будет очень болезненно. Сайт госзакупок поддерживает бизнес, фонд поддерживает отечественных товаропроизводителей. У нас была поддержка, мы все 9 компаний-производителей друг друга хорошо знаем. Мы за здоровую конкуренцию, а не за бизнес. ЗКС имеют свою положительную сторону именно для обувщиков", – считает Ерлан Оразалиев.

С ним солидарен производитель спецобуви и спецодежды из города Актау ТОО Zhamal LTD. Представитель компании сообщил, что они последние три года участвуют в категорийных закупках.

"Как производителей, нас устраивает то, что был отобран пул, проверяли каждого поставщика на предмет техмаршрута, наличия оборудования, сырья и так далее. В закупках участвовали реальные производители Казахстана. ЗКС оградили нас от лжепредпринимателей и перекупщиков. Также "Самрук" дает предоплату в течение 5 календарных дней в размере 30%, при этом мы не даем никакого обеспечения. Нам было намного легче работать, подписали контракт, в течение 5 дней скинули аванс, закупили сырье и отшивали продукцию. Поэтому мы также считаем, что нельзя перечеркивать работу с ЗКС", – резюмировал спикер.

Как заверили в Нацпалате, обсуждения по новым правилам закупок фонда будут продолжаться.

Майра Медеубаева