Бизнес просит преференций для развития туризма

16398

Туристическая отрасль республики показала отрицательное сальдо в -20 млн долларов за первое полугодие 2018 года.

Бизнес просит преференций для развития туризма Фото: liter.kz

Перспективы развития туризма Туркестанской области и Шымкента обсудили в Региональной палате предпринимателей. В мероприятии приняли участие представители Управления туризма Шымкента и Туркестанской области, туристско-информационного центра Ontustik Tourism Center, Азиатского банка развития, АО "НК "Казавтожол" и предпринимателей, которые развивают туризм в регионе.

По индексу конкурентоспособности туризма и путешествий Казахстан сейчас занимает 81-е место в мире. Лучший результат из постсоветских стран  у Эстонии – 37-е место из 136. Индекс выявляется на основании 14 критериев, среди которых приоритет туристической сферы, международная открытость, уровень цен, качество туристического обслуживания, инфраструктура воздушного, наземного и водного транспорта, природные ресурсы, здоровье и гигиена, бизнес-среда, уровень преступности и другое. И если с природными ресурсами в Казахстане обстоит всё более или менее замечательно – есть красивейшие места, да и главный козырь недавно созданной Туркестанской области – её областной центр, духовная столица Тюркского мира – древний Туркестан, то с остальными критериями по большей части полный швах. Цены растут, сервис страдает, к некоторым чудесным природным объектам по дорогам просто не добраться. Да и перелёт для туристов из большинства стран в Казахстан влетит в копеечку, да ещё и с пересадками в соседних странах.

Помимо этого, как отметил председатель правления АО "НК Kazakh tourism Рашид Кузембаев, туристическая отрасль республики показала отрицательное сальдо в -20 млн долларов. Именно на такую сумму и больше казахстанские туристы вывезли и потратили в других странах, чем ввезли и потратили туристы других стран у нас. При этом национальный оператор подсчитал прирост как въездного так и внутреннего туризма за первое полугодие 2018 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого.

Так, въездной туризм вырос на 22% и составил 4,1 млн человек. И на 7% вырос внутренний туризм – 2,6 млн человек. Хотя, признают эксперты, путешествия внутри страны – это лишь отложенный эффект Экспо, которое прошло в прошлом году.

"В том числе и мы считаем, что наша небольшая доля в росте туристского потока присутствует. В целом работа по популяризации ведётся партнёрски. Нам помогли нацкомпании, как "КТЖ", мы используем их площадки для прокрутки роликов, которые нам предоставило на безвозмездной основе агентство Kazakh tv . Сейчас во всех крупных областных вокзалах крутятся ролики, в поездах "Тальго" в контент включены программы Kazakh tv. Помимо этого, в 260 ЦОНах по РК крутятся ролики. Мы планируем присутствовать в "Эйр Астане", "СКАТе" и в других авиаперевозчиках. Также до конца года запланировано 260 показов роликов и сюжетов о Казахстане на телеканале "Евроньюс", – сообщил председатель правления АО "НК Kazakh tourism Рашид Кузембаев.

Между тем присутствующие на форуме бизнесмены подчеркнули, что сейчас вкладываться в туристическую отрасль невыгодно из-за отсутствия каких-либо преференций со стороны государства. Предприниматель Сакен Арапбаев показал проект организации 10 кемпинговых площадок, которые предлагает расположить в самых живописных горных дистинациях Туркестанской области. Посуточное проживание в таком кемпинге не будет превышать 3-5 тыс. тенге. Сумма инвестиций в проект – 200 млн тенге.

"Есть задание президента, есть постановление правительства о развитии туризма. В последних выступлениях Елбасы в Кыргызстане и в Турции речь снова шла о развитии туризма. Я спрашиваю, есть ли у нас баланс, если у нас сальдо отрицательное и внутренний туризм не развит, значит, надо инвестировать сюда деньги. На инфраструктуру и строительство туристических объектов. Нужна помощь от государства в виде натурных грантов, таких как земельный участок, или в виде освобождения от налогов, так привлекать инвесторов можно, по-другому не привлечёшь. Но в туризме нет никаких преференций", – говорит предприниматель Сакен Арапбаев.

Молодой стартапер Арман приводит в пример соседний Узбекистан, где гостиницы в крупных городах переполнены туристами из Европы. Тур по трём городам Ташкент – Самарканд – Бухара стоит гостю из Европы около двух тысяч евро. А вот привезти туриста заодно и в Казахстан пока мешает визовый режим, считает молодой человек.

"Туристы приезжают из-за границы в Ташкент, и мы их хотим привлечь на три дня в Южный Казахстан, но как решать вопрос с визами? Потом авиабилеты стоят в Казахстан бешеные деньги. Любой турист не будет летать к нам с пересадками и ожиданием по пять-шесть часов, нужно прямое авиасообщение. И у нас нет дорог", – возмущается молодой предприниматель.

Ответом было то, что вопрос с визами уже решается, да и совместно с узбекскими коллегами создаются трансграничные турпродукты. В то же время руководитель Ассоциации туризма области отметила, что в регионе нет даже необходимого количества англоговорящих или немецкоговорящих гидов, чтобы принимать такие потоки иностранных туристов. Сейчас полиязычных гидов активно обучают на курсах, но до нужного количества ещё далеко. К тому же придётся подтянуть под стандарты туристические автобусы. А ещё вылечить самое больное – придорожный сервис. К примеру, о состоянии туалетов по дороге Шымкент – Туркестан ходят легенды и фотографии с видеороликами в соцсетях и различных пабликах.

Президент Ассоциации гребных и водных видов спорта региона Денис Жарменов представил на суд эскизный проект гребного канала в черте Шымкента, в районе реки Бадам. Помимо удобного учебно-тренировочного и соревновательного полигона для спортсменов, он может стать центром активного отдыха горожан, так как вокруг него можно расположить гостиницы, парк, беговые и велодорожки, пляжи, бассейны, площадки для пляжного волейбола и многое другое. Но самое главное – гребной канал должен привлечь в наш город тысячи новых туристов, уверен бизнесмен.

"Суть в том, что реализация проекта придаст дополнительный импульс по привлечению туристов в наш город. Каким образом – крупные соревнования, такие как чемпионаты мира, Кубки мира, чемпионаты Азии. У нас гребные виды спорта развивают где-то 100 стран. Арифметика простая – 100 стран, каждая команда привозит с собой 30-40 человек. И даже ежегодно проводя такие соревнования, мы привлечем сюда такое количество туристов спортивных, которые будут вливать сюда деньги. И все сектора будут развиваться: транспорт, ресторанный бизнес, отельный, ведь их надо будет кормить, размещать, перевозить. Этот проект очень дорогостоящий, и мы позиционируем себя как ассоциация, которая хочет привлечь инвесторов для его реализации", – поясняет Денис Жарменов.

Участники встречи оценили предложенные бизнес-проекты. Особое внимание при реализации концепции развития туризма в регионе, конечно, отдаётся Туркестану. Он вошёл в топ-10 туристических объектов Казахстана. И, как духовная столица, должен сохранить свой исторический облик.

Мира Бахытова, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться