Дальнейшее развитие железнодорожных перевозок обсудили на расширенном заседании подкомитета по железнодорожному транспорту с участием Председателя Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК "Атамекен" Сауата Мынбаева.
В ходе заседания подняты вопросы взаимодействия участников перевозочного процесса, создания конкуренции на рынке железнодорожных перевозок и тарифообразования, также заслушан отчет деятельности Подкомитета за 2018 год.
"Подкомитетом проведена большая работа по улучшению условий ведения транспортно-логистического бизнеса, имеющиеся проблемные вопросы планируется решать в рамках рабочей группы по совершенствованию нормативной правовой базы и технологии взаимодействия новых субъектов на рынке железнодорожных услуг при МИИР РК, а также рабочих встреч с руководством АО "НК "Қазақстан темір жолы" – отметил Председатель Подкомитета Илья Сегал.
В частности, бизнес внес предложения по дальнейшему взаимодействию с Национальным железнодорожным перевозчиком и рассмотрел Дорожную карту Подкомитета на 2019 год.
"В текущем году АО "КТЖ – Грузовые перевозки" предлагает заключить договоры на экспедирование грузов с возможностью списания денежных средств с единых лицевых счетов экспедитора/грузоотправителя за прочие услуги, предоставляемые дочерними организациями группы компаний КТЖ, что выходит за рамки договора. Бизнес-сообщество считает, что такие предложения являются неправомерными", – озвучила Заместитель Председателя Правления ТОО "ТрансКом" Лариса Смирнова.
Представитель ТОО "Тенгизшевройл" Диляра Досмакова добавила, что в настоящее время бизнес столкнулся с проблемой информационного взаимодействия с АО "КТЖ-Грузовые перевозки" в части списания денежных средств со счетов грузоотправителей/экспедиторов.
"Имеются случаи, когда железнодорожный перевозчик взимает средства за одну и ту же перевозку несколько раз, затем после предъявления претензий возвращает их, что приводит к финансовой нагрузке клиента и рискам срыва перевозок", – сказала Диляра Досмакова.
В свою очередь управляющий директор по развитию АО "НК "КТЖ" Мейрамкул Дузбаева рассказала о стратегии развития АО "НК "КТЖ", трансформации бизнес-процессов перевозочного процесса путем цифровизации, реализации непрофильных активов группы компаний КТЖ за исключением инфраструктуры, улучшения сервиса пассажирских перевозок, вопросах, требующих решения в среднесрочной перспективе в части тарифообразования на услуги локомотивной тяги, доступа частных перевозчиков на рынок.
"Предлагаю к решению вопросов перевозочного процесса подходить путем проведения исследований. В данном направлении у Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций имеется видение по улучшению технологического процесса перевозок и предлагаем КТЖ рассмотреть возможность дальнейшего сотрудничества по этому вопросу", – предложил Председатель Научно-экспертного совета Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций Эдуард Каплан.
Также информацией о работе по улучшению железнодорожной отрасли поделился Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Берик Камалиев.
"Министерством совместно с бизнес-сообществом разработана Концепция проекта Нового Закона Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте", направленная на урегулирование взаимоотношений участников перевозочного процесса с учетом новой бизнес-модели железнодорожного оператора. Также прорабатывается проект Концепции Государственной инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2020-2025 годы, в рамках которой запланированы мероприятия по улучшению транспортной инфраструктуры, увеличения международных перевозок. Со своей стороны, Министерство готово рассмотреть все предложения по улучшению ведения транспортно-логистического бизнеса", – рассказал Берик Камалиев.
Резюмируя, Председатель Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК "Атамекен" Сауат Мынбаев заверил, что КТЖ-Грузовые перевозки доработает автоматизированную систему управления договорной и коммерческой работы в части создания блока "Функционал экспедитора".
"Что касается двойного списания средств с лицевых счетов клиентов, то данный вопрос будет решен в ближайшее время. Будет проведена работа по определению четких правил деятельности частных перевозчиков в части тарифообразования, субсидирования расходов пассажирских перевозок, кроссубсидирования по родам грузов. Также призываю сохранить условия деятельности частных перевозчиков в рамках пилотного проекта до 2020 года, по итогам которого совместно доработаем действующее законодательство", – подчеркнул Сауат Мынбаев.
Со своей стороны, Депутат Мажилиса Парламента РК Тарас Хитуов заверил готовность Парламента рассмотреть соответствующие изменения и дополнения в Закон "О железнодорожном транспорте".
По итогам заседания Подкомитета определены ряд вопросов в сфере железнодорожного транспорта, требующих совместной проработки и утверждена Дорожная карта на 2019 год.