Бизнес в форме

6200

Как выглядит бизнес по производству одежды для учителей и учеников школ в Казахстане, почему эта ниша оказалась пустой в ВКО и как ее попытались заполнить, рассказала предпринимательница из Усть-Каменогорска Залина Батылгазина.

Бизнес в форме

Предпринимательница Залина Батылгазина на грант "Даму" и собственные средства в конце прошлого года открыла пока единственное в Восточном Казахстане специализированное предприятие по пошиву одежды для учеников и учителей школ. Она сама создает модели школьной формы, пользуясь подсказками своих клиентов – школьников, их родителей, учителей. Ну и, разумеется, Интернет ей в помощь.

Изучив рынок по производству школьной формы, Залина Батылгазина, выпускница Алматинской академии экономики и статистики с дипломом экономиста, с удивлением обнаружила, что он в Восточном Казахстане пустует. В регионе много ателье, которые шьют на заказ такую одежду, торговых домов, реализующих уже готовый "форменный" товар из Кыргызстана, России, Турции, Китая. Предприятия же по пошиву школьной формы расположены в основном в Алматы и Алматинской области, Талдыкоргане. В своем бизнес-плане Залина Батылгазина указала такие предприятия: академия моды "Сымбат", швейная компания Angelcher (Алматы), одно из крупных – Glasman, подразделения которого есть в Алматы, Астане и Павлодаре, ТОО "Еркенур", ТОО "Ажар", ТОО "Тексти-Лайн", ТОО "Восход". По словам Залины Батылгазиной, в южных регионах страны традиционно дешевле рабочая сила, по оптовым ценам можно выгодно закупить ткани, сырье. Да и сам рынок куда более емкий, нежели в Восточном Казахстане. Поэтому производство школьной формы прочно обосновалось "на югах". Ткани в Казахстане не производятся, а завозятся из Турции, России, Объединенных Арабских Эмиратов, Китая, говорит бизнесвумен.

Как для своих детей

Залина Батылгазина шагнула в свой "форменный" бизнес еще в 2015 году прямо из декретного отпуска, где находилась по уходу за дочерью Анарой. Говорит, что хотела создать такое предприятие, которое достанется ее детям. Даже зарегистрированный бренд придуман от имен ее двоих сыновей-близнецов и дочери. ISNAR –это Ислам, Султан и Анара. Но тогда, четыре года назад, она стала заниматься обычным закупом школьной формы в Турции и ее реализацией в Урджарском районе Восточного Казахстана, где Залина жила вместе с мужем-военнослужащим. Первым товаром были трикотажные кофты для школьников.

"Я тогда для себя сделала вывод, что можно не только школьников, но и учителей одевать. На тот момент уже заказала ткань из Турции, "обшила" группу учителей, их было человек 30, – вспоминает Залина Батылгазина. – Я сама пошла в школу, где в нулевом классе учились наши сыновья, предложила руководству одеть преподавателей в форму. Это были женщины. Предоставила им эскизы жилета с юбкой, красивую ткань бутылочного цвета, учителя потом сами себе заказывали форму у знакомых портных, в ателье".

В 2016 году Залина Батылгазина с мужем переехала в Усть-Каменогорск, где она открыла первую торговую точку. Стала изучать рынок и пришла к выводу, что в ВКО преобладает школьная форма из КНР, Кыргызстана. По ее словам, она стоит примерно в два раза дешевле турецкой, но качество ткани уступает. К примеру, юбка для девочки младших классов, произведенная в Бишкеке, может стоить от 3 тыс. тенге, турецкая – от 6 тыс. Но первая, как утверждает Залина Батылгазина, намного быстрее потеряет товарный вид.

В том же году предпринимательница запатентовала свой бренд. Она сама поехала в Турцию, работала там с фабриками по пошиву школьных рубашек, юбок, брюк, спортивной формы.

"Швейные фабрики Турции строго специализированы. Они шьют какой-то один вид изделия. Я сама предлагала им свои идеи, дизайн. Исходила из того, как бы хотела одеть своих детей, – говорит бизнесвумен. – Параллельно вела переговоры со школами Усть-Каменогорска, Риддера, которые бы приобрели у меня готовую форму. Мы показывали им свои изделия, устраивали презентации. Одели одну школу – сработало сарафанное радио, и на нас стали выходить другие учебные заведения с просьбой показать "товар лицом". В 2016 году я завезла из Турции около 6 тыс. изделий в ВКО одновременно".

От коммерции до производства

В Турции Залина Батылгазина приобрела и свой первый опыт, который в дальнейшем уже при работе собственного швейного цеха приучил ее строго контролировать качество товара. Один раз ей пришлось возвращать на турецкую фабрику большую партию школьной формы, когда уже в Казахстане обнаружился некачественный крой, отсутствие формы у изделий, кривые швы. Часть денег ей вернули, но и сама предпринимательница понесла убытки.

В 2017 году она получила заказ на пошив школьной формы для детей с ограниченными возможностями. Помогал ее изготовить Усть-Каменогорский колледж сферы обслуживания. Предоставлял кадры, оборудование.

"Я столкнулась с тем, что детям очень часто трудно подобрать форму по размеру и росту. Это была проблема № 1. Тогда я решила открыть свой цех. Написала бизнес-план в "Даму" для участия в программе по поддержке женского предпринимательства. Разрабатывали его вместе с мамой, которая у меня швея-технолог с очень большим опытом работы, также помогали муж и подруга, – вспоминает предпринимательница. – Я сделала наброски, мама подсказывала, как правильно считать расход ткани, как учитывать фурнитуру, нитки – это очень-очень большой объем работы. Это не просто так написать бизнес-план. В нем мы отразили все: выручку, себестоимость, окупаемость, оборудование, конкурентов. Я все изучала с нуля, какие сейчас новейшие швейные машины, какие технологии. На тот момент я вообще не понимала, куда лезу!"

На грант в 3 млн тенге Залина Батылгазина приобрела машины для прокладывания швов, пробивания петель, пришивания пуговиц, оверлог, отправители для ткани, недавно в цеху появился дублирующий пресс для влажно-тепловой обработки швейных изделий.

Предпринимательница вложила собственные средства – а это более 2 млн тенге, чтобы купить раскройный стол, манекены, оборудование, компьютеры, нанять рабочих, заплатить за аренду, приобрести лекала в Турции. Работать швейный цех начал только к концу января. За февраль он произвел около 5 тыс. наименований изделий школьной формы, что позволяет одеть учеников двух-трех школ. В цехе работают в две смены более полутора десятка швей, все зависит от сезона, есть заказ или нет. В числе работников и вчерашние выпускники сузов, и опытные швеи, закройщик – преподаватель колледжа сферы обслуживания. 80% тканей, которые предпринимательница использует в своем производстве, родом из Турции, около 20% – из Российской Федерации. Из России в основном Залина завозит рубашечную хлопковую ткань.

Мало места для маневра

"Кстати, мы сами часть лекал разрабатываем, – говорит Залина Батылгазина. – А изделие шьем так: сначала изготавливаем его образец, обычно на более дешевой ткани. Его просматривает технолог, потом я. Каждый шов оцениваю, нравится ли мне эта строчка, форма, и только потом швея все это выносит на хорошую ткань. Я не буду больше повторять ошибки, которые допустила в Турции и проглядела бракованную партию".

По словам Залины Батылгазиной, сейчас требования Министерства образования и науки РК оставляют мало места для фантазии при моделировании школьной формы. Разрешаются только три цвета: черный, синий и серый, не допускается использование ткани в клетку ярких сочных цветов, хотя еще в 2015-2016 годах они были очень популярны, полюбились всем.

"К примеру, в Турции более демократичный подход к школьной форме. Если ученику удобнее ходить на уроки в футболке, брюках на резинке, то почему бы нет? У нас про это слушать не хотят. Надо брюки с отутюженными стрелками, рубашку. Есть школы, где ученика, забывшего надеть галстук, выгоняют с занятий, – говорит Залина Батылгазина. – Почему бы не разрешить форму более разнообразную, свободную, чтобы мы шли в ногу со временем? Пусть она даже будет одного цвета, но фасоны должны допускаться разные. Дети очень любят куртки-бомберы, они удобны. Но родители лучше купят пиджак, чем такую куртку для школы. В то же время в некоторых школах нет четкой политики. Сначала вводят форму одного фасона, дети походят, потом родители придумывают что-то другое".

По словам Залины Батылгазиной, одна половина школьников Усть-Каменогорска надевает форму с базара, а другая шьет на заказ. Цвета неизменны – синий, черный и серый, для рубашек и блуз – белый.

"Несколько лет назад была очень популярна школьная одежда из трикотажа. Это более бюджетный вариант, но в ней очень жарко. Такую форму до сих пор носят в ряде школ ВКО. Около 10 тысяч тенге стоит трикотажный жилет с юбкой или брюками. Мы сейчас выпускаем свою школьную форму в сегменте от 16 тысяч тенге для мальчиков и от 18 тысяч тенге для девочек всех возрастов за костюмы-тройки. Можем их разукомплектовать, продать по отдельности. Да, для кого-то это дорого. Мы разрабатываем варианты, как купить форму в рассрочку, не переплачивая, – говорит Залина Батылгазина. – Разрабатываем и шьем также форму для учителей. Уже приобрели опыт, знаем, какие ошибки допускали в прошлом".

Для учителей одной из школ Усть-Каменогорска предпринимательница разработала стандартные платья насыщенного фиолетового цвета с белым воротником и манжетами. Очень симпатичные! Но кто-то был недоволен моделью, кому-то она не подошла по фигуре. Некоторые учителя говорили, что не хотят одеваться как все! В итоге с каждой учительницей пришлось работать индивидуально, менять фасон, учитывать особенности фигуры. Это была трудоемкая и нервная работа, много было нареканий, упреков. Это потом уже директор школы сказала Залине Батылгазиной слова благодарности: мол, с введением единой формы для учителей у них отпала проблема, что надеть на уроки.

Понемногу Залина Батылгазина нарабатывает клиентскую базу. В числе ее заказчиков не только школы, но и Центр занятости Усть-Каменогорска, банки второго уровня, детские дома. Для помощи в ее расширении обратилась в Палату предпринимателей ВКО. В ее планах – расширить свой цех, установить там оборудование, для того чтобы вязать трикотаж, наносить на школьную форму свои логотипы.

Предпринимательница активно встречается с коллективами учебных заведений, стала проводить опросы среди самих школьников.

"Буду приглашать их в свой цех на обучение, спрашивать, какую они хотят форму, – говорит Залина Батылгазина. – Мы можем их идеи воплотить. Такой пример у нас уже есть, когда по просьбе одной девочки мы разработали модель сарафана на основе модели из корейских сериалов. Теперь он стал очень популярным у школьниц Усть-Каменогорска".

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться