Частные клиники и отечественные производители медицинских товаров в Казахстане сталкиваются с неправомерными действиями со стороны чиновников. Неконкурентные условия не дают развиваться бизнесу в сфере здравоохранения. Сегодня в Казахстане услуги стационарной медпомощи оказывает 901 медорганизация, 161 (18%) из них – частные больницы, из 3149 амбулаторно-поликлинических предприятий в частной собственности находятся 941 (30%). В 2016 году в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет средств госбюджета услуги оказали 288 коммерческих медорганизаций. Это 28% от всего количества участников госзаказа.
"Если будет доминирование государственных клиник, не будет развит частный рынок, а факты показывают это, не будет эффективной медицины. И я бы хотел, чтобы было четкое и понятное представление у министерства: как мы пойдем в государственно-частное партнерство (ГЧП) в здравоохранении? Как мы проведем ревизию? Сколько клиник будет? Как это будет выглядеть поэтапно? Какие услуги мы будем отдавать? Это очень большой вопрос", - заявил заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (НПП) Рустам Журсунов на селекторном совещании в Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГС ПК).
В ходе совместного общественного мониторинга сферы здравоохранения, проведенного нацпалатой совместно с АДГС ПК, выявлено, что бизнес сталкивается с нарушениями правил процедур госзакупок. Также зачастую аффилированные с госорганами предприятия получают привилегии. Нередко предпринимателей пытаются вовлечь в коррупционные схемы.
Подобная картина, к примеру, вырисовывается в Актюбинской области. Изучив ситуацию, в нацпалате пришли к выводу, что в сфере здравоохранения этого региона существует неформальное разделение ниши среди участников, где существенная доля объема достается уже заранее обговоренным структурам.
"В рамках обеспечения населения медицинской помощью в 2016 году только департаменту комитета оплаты медуслуг по Актюбинской области выделено 10,3 млрд тенге, что на 30% превышает объем бюджетных средств, выделенных в 2015 году (7,6 млрд тенге). При этом из 26 субъектов, участвовавших в государственных программах ДКОМУ (департамент комитета оплаты медицинских услуг – прим. автора) Актюбинской области, только 9 являются представителями бизнеса, где общая сумма освоенных ими средств в 2016 году составила 2 млрд тенге, или 20% от общего объема выделенных средств. В то же время, учитывая итоги освоения субъектами бизнеса в 2015 году 1,8 млрд тенге из общего объема 7,6 млрд тенге (чуть больше 20%), полагаем, что уполномоченным государственным органом произведено неформальное разделение соответствующей ниши среди участников", - сообщил руководитель региональной палаты предпринимателей по Актюбинской области Нурлыбек Муканов.
"СК-Фармация" не справилась
О коррупционных рисках в квазигосударственном секторе уже не раз заявлялось. Единый дистрибьютор лекарственных товаров ТОО "СК-Фармация" относится к подобной окологосударственной структуре. В феврале этого года комитет по регулированию естественных монополий обвинил нацкомпанию в картельном сговоре. В этом же месяце в компании сменилось руководство. Предприниматели ждут от новых управленцев других подходов.
"Сейчас работа идет. Смена руководства произошла, я хотел бы, чтобы эта работа была содержательной. Мы хотели бы, чтобы вы вынесли на наше обсуждение стратегию "СК-Фармация" в обновленном виде. Как вы хотите это делать? Посредством чего?" - сказал заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Рустам Журсунов.
В противном случае в нацпалате не видят целесообразности функционирования ТОО "СК-Фармация". Вопрос работы с компанией для бизнеса болезненный. Права отечественных производителей медтоваров компанией не соблюдаются. С задачами по развитию фармацевтического рынка и экономии бюджетных средств организация не справилась.
"Какая экономия? В 2010 году – 31,3 млрд тенге (объем освоенных средств – прим. автора), в 2016 году – 115 млрд тенге. Причем здесь "СК-Фармация" выступает буфером. Мы посчитали порядка 9% накрутки. Извините, КРЕМ ЗК проверил, монополистический доход составил 26,7 млрд тенге. О какой экономии бюджетных средств мы говорим? Штраф только 1,3 млрд тенге. Эта задача не выполнена. Развитие фармацевтического рынка страны. Здесь посмотрите на жалобы предпринимателей – Актюбинские кейсы посмотрите. О какой поддержке отечественных товаропроизводителей идет речь?! Хотя это приоритет правительства. Третье, внедрение международных стандартов. У вас все на бумаге проходит. Где электронная торговля? Где переквалификация? Никаких международных стандартов мы не видим. Создание специализированных складских помещений. Извините, 2/3 ваших подрядов расходятся на субподряды. И, честно говоря, у нас очень большой вопрос о целесообразности единого оператора в таком плане. Тогда давайте делать какой-то сравнительный анализ и запускать на это частников, чтобы мы сопоставляли цены", - предложил Рустам Журсунов.
По итогам общественного мониторинга сферы здравоохранения в Национальной палате предпринимателей выработали предложения по минимизации коррупционных рисков, которые адресованы министерству здравоохранения:
- учитывая то, что целевые индикаторы по развитию медицинской и фармацевтической инфраструктуры в регионах не достигнуты, а также принимая во внимание, что операторские услуги приводят к удорожанию стоимости лекарственных средств и изделий медназначения, считаем целесообразным упразднить функцию единого дистрибьютора ТОО "СК-Фармация" с передачей соответствующих полномочий в местные исполнительные органы;
- в целях устранения коррупционных рисков, связанных с выбором потенциальных поставщиков, необходимо внести кардинальные изменения в Правила закупок от 30 октября 2009 года № 1729 в части перевода всей процедуры закупа в электронный формат с созданием единого портала для публикации соответствующих объявлений о планируемых закупках, по принципу государственных закупок. При этом необходимо рассмотреть возможность осуществления двухэтапных процедур закупа. То есть на первом этапе закуп осуществлять напрямую у субъектов, включенных в специальный реестр отечественных товаропроизводителей (ОТП). На втором этапе производить закупки на общих основаниях среди субъектов, не вошедших в реестр ОТП;
- для поддержки производителей необходимо разработать и утвердить соответствующий регламент экспертизы цены на отечественную медицинскую технику, а также внести изменения и дополнения в Приказ МЗСР РК от 22 мая 2015 года № 369 в отношении лекарственных средств, изготовленных в аптеке, путем осуществления их закупа по общим правилам государственных закупок;
- развивать в рамках ГЧП на базе регионов медицинские кластеры, что будет способствовать не только повышению качества услуг сферы здравоохранения, но и может способствовать развитию медицинского туризма.
Динара Куатова