Такие настроения царят в рядах североказахстанских производителей.
Сегодня главный вопрос для них не в том, как поставить на ноги предприятие, а в том, как и где реализовать свой товар. В условиях приближающегося официального вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию этот вопрос бизнесмены задают себе все чаще.
- В результате проведенного нами анкетирования выяснилось, что больше всего наших предпринимателей волнуют рынки сбыта и продвижения на них, – рассказал директор региональной палаты предпринимателей Турар Искаков на брифинге в филиале Службы центральных коммуникаций. – Субъекты бизнеса понимают, что одна из основных задач – возможность реализации своей продукции. Сегодня организовать производство не так уж сложно, больше поднимается вопрос, как продать этот товар.
Готового рецепта, понятное дело, нет. Хотя в области немало предприятий, успешно продвигающих продукцию на внешние рынки. Причем порой продукцию, которую местный покупатель еще и в глаза не видел. Так, к примеру, швейная фабрика «Прогресс» экспортирует в Россию и Белоруссию верхнюю детскую одежду, пока недоступную североказахстанцам. Компания «Ростан», больше известная в области своим сливочным маслом, ежегодно отправляет во Владивосток 20 тонн сыров. Активно работает на экспорт мебельная фабрика «ИП Левин».
- Немаловажно использовать опыт тех компаний, которые уже продвигают свою продукцию на внешние рынки. Сегодня мы изучаем опыт ТОО «Атай СК» – эта птицефабрика порядка 20 процентов своей продукции продает в Российскую Федерацию, активно продвигается по вхождению в системы торговых центров. Прорабатывают вопрос в сетевых структурах – и тогда объемы экспорта значительно увеличатся. Данный опыт можно пропагандировать среди других субъектов бизнеса, которые имеют хороший потенциал. Нужно использовать возможности, которые предоставляются в рамках госпрограмм, в связи с чем Нацпалата тоже проводит большую работу по продвижению на внешние рынки, в первую очередь в Россию и Китай, – говорит Турар Искаков.
Еще одна сфера реализации продукции, кроме свободного рынка и экспорта, – государственные закупки, и тут региональная палата намерена поддержать бизнесменов. По словам ее руководителя, планируется «выйти в акимат области с предложением о создании комиссии по госзакупкам следующего года, к которым мы постараемся привязать реестр наших товаропроизводителей, чтобы каждый из них мог надеяться, что его продукцию закупят у нас. Вместо того чтобы бюджетные деньги уходили на продукцию, завозимую из-за рубежа, пусть они остаются здесь и работают на экономику нашего региона – это и налоги, и зарплата, и трудоустройство наших граждан».
Так и хочется по привычке добавить: ну и господдержка, как же без нее? Увы, о государственных субсидиях и преференциях для отечественных товаропроизводителей после вступления Казахстана в ВТО (а это произойдет уже на следующей неделе, по истечении 30 дней после ратификации договора, случившейся 12 октября) придется забыть.
- С 1 января многие меры поддержки для бизнеса будут отменены. Сохранится в полном объеме возможность предоставления субсидий только по программе «Агробизнес-2020». Возникает вопрос: как нам поддержать предпринимателей в рамках ВТО? – говорит Турар Искаков. – Опыт многих стран показывает, что можно найти решения, которые не противоречат принципам ВТО. В США, например, это межотраслевые стандарты. Сегодня палата рассматривает несколько вариантов, которые могли бы помочь субъектам бизнеса. Это может быть реестр добросовестных отечественных производителей, рассматриваемый до проведения закупок, и индустриальный сертификат на примере Турции.
Директор региональной палаты признает: с ВТО вопросов будет не меньше, чем с созданием ЕАЭС. Ключевые условия вступления в ВТО не на руку отечественным бизнесменам. Снизится средневзвешенный таможенный тариф с 10,4% до 6,5%. Для сельскохозяйственных товаров средний уровень таможенных пошлин составит 10,2% против 17% в рамках единого таможенного тарифа ЕАЭС, для промышленных товаров – 5,6% против 8,7%. Кроме того, по 3512 товарным позициям (автомобили, пищевые продукты, лесоматериал, ювелирны изделия, провода, кабели, напитки и другое) ставка таможенных пошлин также будут ниже, чем в ЕАЭС.
Достигнуты договоренности об увеличении размера тарифных квот на мясо (говядина, свинина, птица). Казахстан примет на себя обязательство в обеспечение доступа по 10 секторам услуг, в том числе по 116 подсекторам из 156, предусмотренных классификацией ВТО (телекоммуникации, страхование, банковские услуги, транспорт, туризм, торговля). А в течение четырех лет с даты присоединения Казахстан начнет переговоры о присоединении к соглашению о правительственных закупках. Кроме того, меры поддержки в виде требований местного содержания в контрактах на недропользование должны быть устранены к 1 января 2021 года.
- С вступлением в ВТО должны быть запрещены все субсидии, связанные с экспортом, замещением импорта, а также отменены требования местного содержания в закупках квазигосударственного сектора для целей коммерческой перепродажи или использования их для производства товаров или оказания услуг в целях коммерческой продажи, – напоминает Турар Искаков. – Объем агрегированных мер поддержки сельского хозяйства установлен в размере 8,8 процента от стоимости валовой продукции сельского хозяйства Казахстана. Для сравнения: в рамках ЕАЭС объем господдержки, оказывающий искажающее воздействие на торговлю, не должен превышать 10 процентов. Льготы по НДС для отечественного производителя и сельхозпереработчика должны быть устранены до 1 января 2018 года. Таможенные льготы для владельцев свободных складов Казахстана, зарегистрированных до 1 января 2012 года, закончатся 1 января 2017- го. Тарифные льготы, применяющиеся в действующих соглашениях промышленной сборки в автомобильной промышленности, должны быть устранены до 1 июля 2018 года. Приняты обязательства по обеспечению соответствия систем технического регулирования санитарного, ветеринарного, фитосанитарного регулирования правилам ВТО. То есть, грубо говоря, в этих направлениях поддержка будет снята.
Нужно сказать, что руководство области в лице заместителя акима региона Мухтара Манкеева не разделяет пессимизма и озабоченности директора региональной палаты предпринимателей, считая, что вступление в ВТО укрепит бизнес и оздоровит экономику.
- Что нам дает ВТО? Это огромный мировой рынок, которого наши товаропроизводители никак не могут избежать. Основные риски – конкурентоспособность наших предприятий, – считает Мухтар Манкеев. – Мы привыкли к господдержке, лоббированию интересов отечественных производителей, но сегодня государствами управляют не правительства, а рынки и большие трансгосударственные компании. И ВТО в первую очередь – это вызов для наших производителей: как они себя покажут на этом глобальном мировом рынке? Многие наши предприятия уже научились конкурировать. Киргизы, вступив в ЕАЭС, начали закрывать многие свои предприятия, потому что пошел большой поток продукции из Казахстана. Многое уже поставляется в Россию, Белоруссию. Чтобы наш бизнес окреп – для этого есть транзитный период, в течение которого определенные поддержки и субсидии будут сохранены, но по его истечению все нормы и правила ВТО будут действовать на территории РК. Огромный плюс в том, что наши предприятия теперь сами могут выходить на рынки Европы с их высокими ценами. Минусы пока в не очень большой нашей конкурентоспособности с большими мировыми компаниями. Сейчас покажет себя тот бизнес, который выпускает конкурентоспособную продукцию, имеет низкие издержки, высокую производительность. Это даст нам здоровую экономику. Постоянно жить на субсидиях – это неправильно. Надо, чтобы бизнес, который получал субсидии в течение трех лет, дальше становился самостоятельно работающим предприятием. ВТО не надо бояться, к нему надо быть готовым. Из 100 предприятий 30-40 должны показать, что они конкурентоспособны на международном уровне.
А что же остальные 60-70? Чтобы не хоронить их заживо, палата в союзе с местными исполнительными органами намерена разработать региональную карту развития предпринимательства. Пока в этом направлении проводится исследование, главная цель которого – выявить, в каких отраслях экономики возможно и целесообразно развивать предпринимательство в региональном разрезе и какие условия необходимы для этого бизнесу.
- Прежде всего – это рациональное размещение производств, – поясняет Турар Искаков. – Не секрет, что мы сталкивались с такими ситуациями, когда в каждой области строят цементный завод. Потом эти заводы не могут загрузиться и работают на треть, в лучшем случае – на половину своей мощности. Понятно, что в этом случае инвестиции неэффективны. Карта позволит понять, где какие производственные мощности можно будет размещать, какие инфраструктурные возможности имеются у региона и как получить максимальную эффективность от этих проектов. Региональная карта развития предпринимательства позволит определить специализацию каждого региона (включая потенциальную) для развития предпринимательства, условия для развития предпринимательского потенциала и ведения бизнеса в регионе, реестр действующих субъектов предпринимательства, перспективные направления развития предпринимательства с учетом скрытых резервов и потенциальных точек роста региона.
По данным директора региональной палаты, в рамках карты развития предпринимательства по СКО за 9 месяцев 2015 года при содействии РПП реализовано 250 проектов на общую сумму более 2,3 млрд тенге, где создано 506 новых рабочих мест.
Диана Слинькова