Социальное предпринимательство – благотворительность или бизнес? Исполнительный директор Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) Ринад Темирбеков попытался объяснить то, о чём давно говорят, но до сих пор не прописали в казахстанском законодательстве.
Поисковая система "Google" знает о социальном предпринимательстве больше, чем казахстанское законодательство в целом. Отсутствие закона, который бы регулировал деятельность социальных бизнесменов, по словам исполнительного директора ФЕЦА Ринада Темирбекова, приводит к недопониманию и частой путанице с социальной ответственностью бизнеса и благотворительностью.
- Мы знаем много примеров, когда бизнесмены финансируют определённые проекты, строят больницы, поддерживают школы, образование. Но это всё относится к социальной ответственности бизнеса. Если же вы производите инвалидные коляски по доступной цене, и продаёте не где-то в супермаркете на 10 этаже, а доставляете на дом - вас можно смело отнести к категории социальных предпринимателей. То есть это тот же бизнес, но с социальной миссией, - уточнил представитель фонда.
В качестве определения, по мнению Ринада Темирбекова, вполне можно было бы использовать видение организации экономического и социального развития (ОЭСР), в которую Казахстан планирует вступить. Там социальными считаются те предприятия, которые могут функционировать в различных правовых статусах, используя предпринимательский дух для реализации одновременно экономических и социальных целей. То есть предприятие должно быть, как общественно-полезным, так и финансово-устойчивым.
Что же касается социальной ответственности бизнеса, о котором так много говорится в последнее время, то в Законе РК "О частном предпринимательстве" чётко прописано, что это: "добровольный вклад субъектов частного предпринимательства в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах". Тут уже всё зависит от желания бизнесмена - вкладывать свои средства в социальное развитие страны, или нет.
А в Законе "О благотворительности" сказано: "Благотворительность - это социально-полезная деятельность, основанная на оказании благотворительной помощи и удовлетворении гуманных потребностей, осуществляемая добровольно, безвозмездно либо на льготных условиях в виде филантропической, спонсорской и меценатской деятельности".
Специалисты ФЕЦА намерены объединить все социальные проекты в единый каталог, чтобы чётко обозначить, кто является социальным предпринимателем. К работе по поиску информации подключились и региональные представительства НПП.
По словам Ринада Темирбекова, деловых людей, занимающихся социальной деятельностью в Казахстане больше, чем предостаточно. В качестве яркого примера он отмечает предприятие "Шанырак" - проект по трудоустройству бывших воспитанников детских домов в Уральске, который возглавляет бывший детдомовец, юрист Геннадий Франк. На предприятии действуют кузовной и швейный цеха, где молодые ребята могут не только приобрести профессию, но и ежедневно зарабатывать на жизнь.
Причины, почему люди начинают себя позиционировать социальными предпринимателями, бывают разные. Для одних, это социальная активность или благоприятные условия для открытия собственного дела, для других жизненные обстоятельства. Ко второй категории относятся люди, попавшие под сокращение, вышедшие на пенсию, либо имеющие какие-либо нарушения слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата.
Экономический кризис, как оказалось, тоже стал причиной развития социального предпринимательства в стране. Уменьшение грантовой и государственной поддержки дало свои плоды, и многие некоммерческие организации пришли к пониманию того, что настал момент зарабатывать.
По словам Ринада Темирбекова, в скором времени ситуация может измениться. На данный момент Национальная палата предпринимателей работает над законопроектом, который в скором времени будет передан депутатам парламента.
Алина Альбекова