- Как вы пришли к идее существующего проекта? Были ли на тот момент в Казахстане или за его подобные сервисы?
- В нашей группе было две компании: digital-агентство и клининговая компания. Бизнес динамично развивался, но все же мы задумывались о вариантах более форсированного роста. Затем пришла идея объединить усилия двух компаний и создать платформу для частных исполнителей. В Казахстане качественных проектов с подобной идеей не было, даже за рубежом диджитализация этого рынка была новым явлением. Сервис Naimi.kz был создан в январе 2015 года. На старте проекта в базе сервиса было зарегистрировано 3000 специалистов, а заявок, поступающих через сайт, не более 10 в день. В феврале 2016 года сервис стал доступен для мобильных устройств в виде двух приложений. Одно - для заказчиков, второе - для исполнителей. На сегодняшний день в Naimi.kz зарегистрировано более 10 тыс. специалистов, а заявок, поступающих через мобильное приложение, более 200 в день. Общее количество пользователей мобильного приложения - более 42 тыс. человек, а выполненных заявок за весь период существования сервиса уже более 24 тыс. на общую сумму 200 млн тенге.
- То есть это Naimi.kz заработал 200 млн тенге?
- Не совсем так. Не naimi.kz заработал 200 млн тенге, а частные исполнители, которые получают заказы через наш сервис. Они платят от 50 до 225 тенге за доступ к каждому заказу. Модель оплаты называется pay per leads (PPL).
- Какими были первоначальные инвестиции в проект? Сколько всего инвесторов участвовало в проекте, и кто это был - вы сами или кто-то еще? Если это был кто-то еще, то обещались ли им какие-то доли от прибыли/доли участия в проекте?
- Мы инвестировали около 70 тыс. долларов на первом этапе. Затем закрыли pre-seed раунд инвестиций на сумму 185,5 млн тенге от фонда Ordabasy Ventures.
- Как быстро проект развивался на первом этапе? С какими вызовами пришлось столкнуться?
- Naimi.kz очень быстро рос, но главным вызовом является обеспечение заявок клиентов качественными предложениями от частных исполнителей. Рост заказов очень сильно опережает рост базы специалистов. Ежедневно в сервис поступает 200 заявок, из них 36% остаются без внимания специалистов.
- Можно ли говорить о том, что Naimi.kz уже стал приносить прибыль? Если да, то за какой период удалось выйти на безубыточность и стать прибыльными? Если нет, то как долго придется еще вкладываться в проект?
- Naimi.kz планирует выйти на операционную окупаемость через 3 месяца. Затем начнется прибыль.
- Насколько сервис представлен в регионах? Можно ли говорить о преобладании среди клиентов, допустим, Алматы и Астаны? Каково видение по развитию проекта в будущем? Возможен ли выход на соседние рынки?
- Сервис пока активно представлен в Астане и Алматы. Активно готовимся к старту во всех городах Казахстана.
- Что касается улучшения работы сервиса - как это происходит?
- Сервис зависит от двух главных вещей: от модели обработки заявок, которое происходит через мобильные приложения, а также от качества услуг частных исполнителей. По обоим направлениям ведётся работа.
- Поступали ли вам предложения о продаже бизнеса? Не исключаете ли вы возможность выхода из проекта при условии поступления выгодного предложения?
- Часто поступают предложения об инвестициях в проект, но полный выкуп никому не нужен, так как лучше основателей этот проект никто не сделает. Также часто предлагают запустить сервис в других городах и странах. Мы планируем масштабирование на весь РК в этом году, а международную экспансию - в следующем. Продавать бизнес не планируем. Наоборот, планируем выкуп сопредельных компаний. Экспансию в первую очередь планируем на соседние рынки, затем на рынки дальнего зарубежья
- Покупали или задумывались ли вы сами о покупке каких-то разработок, которые могли бы улучшить проект? Насколько это затратно по деньгам/времени - разрабатывать все самому, а не отдавать это на аутсорсинг?
- Бизнес-модель Naimi.kz уникальна, поэтому к сожалению, готовых технологичных решений на рынке пока нет. Всё приходиться разрабатывать самим. При эффективном менеджменте инхаус-разработка выгодней чем аутсорс. Также при инхаус-разработке продукт на выходе оказывается более качественным.
- Интересуют ли вас какие-то другие сектора? Насколько вообще сложно в Казахстане зарабатывать деньги на разработке мобильных сервисов? Насколько велика налоговая нагрузка и есть ли какие-то возможности для минимизации расходов?
- Нас интересует международная экспансия, так как рынок Казахстана очень мал. По той же причине сложно зарабатывать на технологичных проектах в нашей стране, так как рынок не совсем оправдывает большие инвестиции в технологии. Но зато масштабирование на другие рынки вполне возможно и не сильно затратно.
- Что вам дало участие в недавнем глобальном саммите предпринимателей в США? Как Вы относитесь к ПИТ "Алатау" в Алматы? Есть мнение, что в США и ЕС инновации активно развиваются не только потому, что есть наука, а потому что многие разработки коммерциализируются, будучи востребованными на большом рынке. Достаточно ли создать государству условную Кремниевую долину в Казахстане или же речь идет о чем-то другом? Ведь не зря американская долина притягивает специалистов, в том числе из Казахстана и России. В чем их фишка, на ваш взгляд?
- Я увидел стартап-экосистему Кремниевой долины изнутри. Побеседовал и перенял опыт у топовых IT-предпринимателей США. Прежде всего, это дало мне новое понимание о трендах в глобальных технологиях, а также о трудностях на пути стартаперов, которые везде идентичны. Предприниматели Долины такие же люди, как и мы, но их экосистема даёт намного большие возможности. Соответственно, нашей стране требуется развитие экосистемы, чем мы и планируем заняться.
ПИТ "Алатау" предлагает неплохие условия, но этого не достаточно. Самая большая потребность экосистемы Казахстана это, прежде всего, кадры. Для того чтобы на рынке были квалифицированные IT-специалисты, необходима большая работа в области образования. Вторая проблема рынка, это интернет-культура населения, а также венчурная культура инвесторов. Очень большую работу необходимо провести для того, чтобы привить эти культуры в умы нашим людям.
Жанболат Мамышев