/img/tv1.svg
RU KZ
Бизнесмены столицы заявили о необоснованных штрафах

Бизнесмены столицы заявили о необоснованных штрафах

За период ограничительных мер предпринимателей в Нур-Султане привлекли к административной ответственности на 110 млн тенге.

13:22 06 Октябрь 2020 2213

Бизнесмены столицы заявили о необоснованных штрафах

Автор:

Карина Алимова

Предприниматели столицы считают, что их необоснованно оштрафовали за нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Данный вопрос представители бизнеса подняли на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Нур-Султана.

В период ограничительных мер к административной ответственности за нарушение саннорм в столице привлечено более 300 предпринимателей на сумму более 110 млн тенге. С жалобами на департамент комитета контроля качества и безопасности товаров бизнесмены обратились в Палату предпринимателей Нур-Султана. В связи с чем был проведен анализ практики привлечения к этому виду ответственности. Изучение материалов показало, что большинство протоколов составляются с нарушениями.

«К примеру, специализированным межрайонным административным судом города Нур-Султана рассмотрено административное дело в отношении магазина одежды. По мнению ДККБТУ, за несоблюдение покупателями дистанции перед кассой, несмотря на наличие разметки, должен нести ответственность предприниматель. Также в отношении магазина применены санитарные нормы, устанавливающие «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания», что в корне неверно. В результате проведенной работы, в том числе и палаты, удалось доказать его невиновность в суде. Штраф в размере боле 600 тысяч тенге отменен. Судом дело прекращено за отсутствием в действиях предпринимателя состава административного правонарушения», – рассказал заместитель директора Палаты предпринимателей Нур-Султана Куанышбек Мукаш.

По данным столичной Палаты предпринимателей, имеются факты привлечения к административной ответственности за процедуру возврата товара на объекте предпринимателя на сумму 4 млн тенге, тогда как возврат товара не запрещен и ответственность за него не предусмотрена. Есть случаи, когда к ответственности привлекают объекты общепита за нахождение посетителя в помещении на 15 минут дольше положенного времени. При этом касса была уже закрыта, заказы не принимались, персонал занимался уборкой помещения. Тем не менее протокол был составлен, и предприниматель понес ответственность за нарушение карантинных ограничений.

Большинство предпринимателей вынуждены признать вину, поскольку в этом случае они имеют возможность оплатить 50% от суммы вменяемого штрафа. В случае несогласия и обращения в суд и последующего решения суда не в их пользу штраф оплачивается в размере 100%.

«Отдельного внимания заслуживают действия мониторинговых групп, на которые возложен контроль за соблюдением предпринимателями карантинных требований, и полиции. Законодательством Казахстана определено, что результат санитарно-эпидемиологического мониторинга не является основанием для проведения проверок, профилактического контроля и надзора. При этом аналогичная работа проводится сотрудниками полиции, что также является нарушением закона, так как согласно ему правоохранительными органами в отношении субъектов предпринимательства осуществляется именно контроль и надзор и определены его рамки. Согласно статье 133 Предпринимательского кодекса, в отношении субъектов частного предпринимательства правоохранительные органы проводят контрольные и надзорные мероприятия только в рамках: оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования, административного производства и реализации регулятивных функций, осуществляемых правоохранительными органами, также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан», – подчеркнул заместитель директора столичной Палаты предпринимателей.

Предприниматели уверены, в такой ситуации коррупционные риски неизбежны, а возможность злоупотребления своими должностными полномочиями со стороны госорганов существенна, так как отсутствует должный контроль за деятельностью мониторинговых групп и отдельных рейдов.

В протоколах указывается о нарушении требований постановления главного государственного санитарного врача, которое не является законодательным или нормативным правовым актом. Соответственно, привлечение его к ответственности по статье 425 КоАП РК за нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов незаконно, отметили в палате.

Карина Алимова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Как правильно купить бизнес? Советы юриста

О подводных камнях и новых сферах для деятельности рассказал Серик Айтбаев.

20 Октябрь 2020 08:19 472

При покупке бизнеса важно оценивать перспективы рынка и конкурентов. Не стоит полагаться на «авось» и руководствоваться только принципом: «У соседа получилось, получится и у меня». Как свести риски к минимуму при приобретении небольшой компании, рассказал адвокат Серик Айтбаев.

1. При покупке готового бизнеса необходимо отталкиваться от сферы, в которой вы будете работать даже в условиях неопределенности последнего года – угрозы введения карантина и закрытия границ. Сейчас, к примеру, это продукты питания, перевозки, производство средств дезинфекции и индивидуальной защиты.

2. Лучше покупать тот бизнес, который вам знаком. Это важно. Если вы пекарь, то нет смысла покупать салон красоты. Но если вы хотите поменять сферу деятельности, то лучше найти знакомых, которые имеют опыт в этой области и готовы работать у вас первое время. Не исключено, у них тоже будут ошибки, но это поможет минимизировать ваши потери.

3. Нет смысла недооценивать качество продукции и услуг, предлагаемых на рынке. Сейчас большая часть продаваемой продукции качественная. Знаменитые когда-то бренды в последние годы оттеснены аналогичными товарами менее известных производителей. Запомните это! Сейчас на первом месте цена, на втором – сервис, и только потом качество. Но мои слова не означают призыв продавать хлам.

На какие показатели или документы обратить внимание?

Нельзя верить всему, что говорит продавец, нужно все тщательно проверить.

1. Для начала взгляните на продаваемый бизнес глазами клиента – попробуйте лично совершить покупки как тайный покупатель, почитать отзывы в сервисах-навигаторах типа 2ГИС, в Интернете, соцсетях. Негативные отзывы даже при новом собственнике бизнеса будут продолжать влиять на него.

2. Посмотрите на трафик внутри и снаружи вашего будущего бизнеса. Ведь часто покупают бизнес, который арендует помещение. Наличие низкого трафика при дорогой аренде (или дорогой недвижимости в случае покупки) не привлечет большого количества клиентов. Значит, надо будет больше тратить деньги на маркетинг. Кстати, по отзывам маркетологов, качественный трафик в Алматы можно получить только при инвестициях от 4 млн тенге. При этом средняя стоимость одного клиента будет составлять около 60 000 тенге. Это очень дорого. Можно долго спорить на эту тему, но поверьте моему опыту. Еще раз подчеркиваю важность качественного привлечения бренда среднего уровня.

3. Узнайте составляющие части расходов и источники их пополнения. Если это пекарня, то из каких ингредиентов пекут и где их покупают. Если это салон красоты, то, где покупают шампуни, лаки и т.п. Узнайте, останется ли старый персонал или придется нанимать новый.

Стоит ли проводить аудит маленькой компании?

Если покупаете юридическое лицо, то обязательно нужен due diligence. Это процедура, в ходе которой специально обученные люди проверяют готовый бизнес по всем параметрам. Но, как правило, люди покупают некий актив, который обоюдно называют «бизнесом», сюда входят контакты поставщиков, клиентская база и оборудование. За исключением оборудования, все остальное основано на личном бренде прежнего владельца и его сложившихся связях. И часто такие связи рушатся. Поэтому проводить аудит маленькой компании зачастую экономически нецелесообразно. По поводу «остаточной производительности» оборудования – здесь лучше всего пригласить специалиста. Надо быть готовым к тому, что это оборудование нуждается в ремонте или замене, ведь есть определенные нюансы при его эксплуатации, которые вы можете нарушить.

Как правильно заключить сделку по покупке готового бизнеса?

Большинство таких сделок заключается устно, как говорится, пришел – увидел – купил. Если же вы покупаете ТОО или дорогую недвижимость, то лучше пригласить квалифицированного юриста и оплатить его услуги, стоимость которых все равно намного дешевле стоимости приобретаемого бизнеса, не жадничайте на этих услугах!

В конце хочу сказать, покупка любого бизнеса – это как покупка кота в мешке, никогда не знаешь, что купишь. Поэтому будьте готовы к тому, что прогнозируемая окупаемость увеличится и необходимо будет вливать деньги на пополнение оборотных средств и покупку оборудования.

Краткий вывод: покупайте только то, что знаете. Изучите все перед покупкой. Будьте готовы вложить еще денег. Удачных приобретений и больших прибылей в вашем бизнесе!

Гульсум Кунелекова, Жанторе Касым


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Как правильно купить готовый бизнес? Советы аудитора

Мадина Майкибаева рассказала, на что обратить внимание при приобретении компании.

19 Октябрь 2020 12:08 2190

Даже сегодня, в условиях экономической нестабильности, свой бизнес может стать основным или дополнительным источником дохода. Для того чтобы не создавать компанию с нуля, в Интернете размещено множество предложений о продаже готового бизнеса. Но как приобрести компанию и не ошибиться, рассказала основатель и генеральный директор Black&River Consulting LLP Мадина Майкибаева.

Перед покупкой важно определиться, в какой сфере покупатель хочет приобрести готовый бизнес. Для этого, во-первых, нужно подумать, каким бизнесом хотелось бы заниматься, ведь один из факторов успеха – это выбор дела, которое приносит удовольствие.

Во-вторых, важно и то, в какой области вы являетесь экспертом. Возможно, есть опыт работы в какой-то сфере. Он, безусловно, пригодится вам в ведении бизнеса. К примеру, мой девятилетний опыт проведения аудита финансовой отчетности компаний, а также трехлетний опыт работы консультирования по международным стандартам финансовой отчетности подсказал мне, что наиболее верным выбором будет собственная аудиторская компания.

В-третьих, нужно понять потребность рынка в определенном товаре или услуге. С одной стороны, хорошо бы найти нишу, которая недостаточно развита на рынке Казахстана. Это даст преимущество в виде небольшого числа конкурентов и высокого спроса (при условии, что данный продукт или услуга востребованы). С другой стороны, можно пойти и в бизнес, который широко представлен на рынке, так как это может сигнализировать о том, что спрос на данный товар или услугу не удовлетворен. Поэтому, сделав акцент на качестве предоставления услуг или товара, можно выйти в лидеры в данном сегменте.

Определившись с видом бизнеса, нужно изучить рынок. А именно каков спрос на данные товар или услугу, количество конкурентов, законодательные требования к этому виду бизнеса, возможность его развития онлайн, наличие аналогов товаров или услуг, поставляемых из-за рубежа.

На какие показатели и документы обратить внимание при покупке бизнеса?

Ознакомившись с рынком, нужно выбрать компанию, которую вы хотите приобрести. При этом нужно изучить следующие документы:

  1. Устав компании. В нем указаны собственники бизнеса, виды деятельности компании и т. д. Важно знать, кто является собственником компании, чтобы иметь дело именно с ним и не попасться на «развод». Кроме того, устав может запрещать продавать долю третьему лицу или продавать ее с согласия всех участников компании. Если вы приобретаете долю компании у одного из учредителей, при наличии приоритетного права покупки доли другими участниками необходимо заранее получить от остальных участников письменный отказ от покупки. Между учредителями компании также может быть заключен корпоративный договор, в котором прописаны порядок продажи доли и различные запреты. С ним тоже надо ознакомиться.
    Необходимо понять и то, соответствует ли реальная деятельность компании видам деятельности, указанным в уставе, а также какие виды деятельности можно развивать.
  2. Финансовая отчетность компании, из которой можно понять, насколько прибыльна компания, за счет каких средств существует, какие имеет активы и обязательства и т. д. С помощью финансовой отчетности можно рассчитать важные финансовые показатели, которые помогут определить ее финансовое здоровье. К примеру, количество дней дебиторской задолженности позволит увидеть, насколько быстро клиенты оплачивают поставленные товары или оказанные услуги. Показатель соотношения долга к собственному капиталу подскажет, насколько сильно компания зависит от внешнего финансирования. Показатель оборачиваемости активов, коэффициент ликвидности покажут, какая доля краткосрочных обязательств может быть покрыта краткосрочными активами. Таким образом, можно понять, как быстро мы можем погасить первостепенные долги.
    Чистый оборотный капитал свидетельствует о возможности поддержания финансовой устойчивости компании, так как показывает превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами, т. е. остаются ли у компании резервы для расширения деятельности.
    О прибыльности бизнеса можно судить по таким показателям, как коэффициент рентабельности продаж, который показывает, какую прибыль приносят продажи, либо коэффициент рентабельности капитала, сигнализирующий об эффективности использования собственного капитала, другими словами, сколько денежных средств чистой прибыли зарабатывается на единицу вложенного капитала.
  3. Налоговые декларации компании. При приобретении готового бизнеса нужно понять, какими налогами облагается деятельность компании, и запросить налоговые декларации по данным налогам, чтобы проверить, все ли налоги были уплачены компанией.
  4. Свидетельство регистрации компании. По БИН можно проверить компанию на благонадежность: ее статус (не банкрот ли она), наличие судебных разбирательств, аффилированных лиц, заключенные госконтракты и т. д.
  5. Договоры займов компании, включая графики гашения обязательств. Важно при приобретении бизнеса знать, какие вам предстоят выплаты по обязательствам, суммы и сроки.

Кроме того, очень важно проверить репутацию компании на рынке. Для этого можно изучить отзывы покупателей о работе этой компании или связаться с основными поставщиками и поинтересоваться их мнением.

Если компания участвует в госзакупках, необходимо проверить ее в реестре недобросовестных участников.

Обратите внимание и на требования отчетности компании. К примеру, мы сдаем отчеты: в министерство финансов РК, в палату аудиторов, в агентство по статистике, в налоговый комитет. У каждого из отчетов есть своя периодичность и штрафы за нарушение сроков сдачи. Поэтому важно проверить, какие отчеты должна сдавать компания и сданы ли они все в срок. Сейчас процесс сдачи отчетности существенно упростился в связи с внедрением электронного формата сдачи отчетности с использованием ЭЦП. С этим процессом также нужно будет ознакомиться новому собственнику компании.

Обратите внимание, если продавец бизнеса состоит в браке, то необходимо получить согласие супруга/супруги на отчуждение доли компании.

Вдобавок ко всему желательно сразу договориться, кто несет расходы на нотариуса при приобретении бизнеса, чтобы в дальнейшем не было недопонимания.

Важным для покупателя являются гарантия и заверения продавца об отсутствии долгов по налогам, кредитам, кроме тех, которые указаны в договоре, а также гарантии и заверения продавца о наличии имущества, указанного в договоре, отсутствия притязаний со стороны третьих лиц на это имущество.

Немаловажным моментом при приобретении готового бизнеса является выяснение причины его продажи. И порой сделать это непросто. Если бывший хозяин переезжает в другую страну, либо собирается попробовать свои силы в другом виде бизнеса, либо не имеет средств для дальнейшего расширения бизнеса – это одно дело. Если же продажа происходит из-за того, что компания перестала генерировать прибыль, находится под угрозой банкротства или замешена в криминальных аферах, то это совсем другое дело.

Как определить стоимость бизнеса?

Для определения цены компании можно использовать три метода:

  1. Метод доходов: производится расчет дисконтированных денежных потоков от деятельности компании. Предполагается, что стоимость компании составляет сумму, не бОльшую текущей стоимости будущих доходов компании за интересующий его период. Данный метод используется в случае наличия стабильной положительной прибыли.
  2. Метод затрат: производится расчет затрат, которые потребовались бы сейчас для организации аналогичного бизнеса. Часто данный метод используется, когда принимается решение, приобретать ли готовый бизнес или создать аналогичный самостоятельно.
  3. Рыночный метод: находится похожая компания на рынке, которая была реализована недавно, берется данная цена и корректируется с учетом особенностей приобретаемого бизнеса. Этот подход применяется на достаточно развитом рынке.

Как правильно заключить сделку по покупке готового бизнеса?

Покупка готового бизнеса в виде ИП и в виде ТОО отличается. В первом варианте вы приобретаете имущество компании и нематериальные активы. В таком случае должен быть заключен договор купли-продажи имущества и договор отчуждения исключительных прав. Во втором варианте при покупке ТОО вы приобретаете бизнес со 100% доли, и здесь уже заключается договор купли-продажи доли. При этом долю нужно будет выкупить у каждого участника. В любом случае при приобретении готового бизнеса лучше всего воспользоваться помощью юриста, специализирующегося на сделках такого типа.

Какую помощь могут оказать профессионалы?

Если средства позволяют, то желательно при приобретении бизнеса обратиться к профессионалам, а именно к услуге due diligence. Это независимая оценка объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексная проверка ее финансового состояния и положения на рынке.

Также полезным будет прибегнуть к услугам независимого аудитора, который осуществит независимую проверку финансовой отчетности компании, а также выявит нарушения при ведении бухгалтерского учета. Это позволит покупателю бизнеса понять реальное финансовое состояние компании, ошибки в ведении учета и, соответственно, размер штрафов, которые приобретаемая компания должна заплатить. В итоге стоимость предприятия скорректируется в меньшую сторону. При этом стоимость аудита напрямую зависит от размера компании, ее структуры и наличия сложных для учета статей финансовой отчетности. Если бизнес небольшой, не имеющий дочерних компаний и сложных с точки зрения учета статей, то стоимость аудита будет невысокой.

Гульсум Кунелекова, Жанторе Касым


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!