Законопроект разработан Министерством национальной экономики во исполнение поручения главы государства о сокращении количества разрешений на 50%. Президент выступил с данной инициативой в прошлом году на открытии четвертой сессии парламента пятого созыва.
И это хорошая новость для казахстанского бизнеса. Ведь предприниматели беспрестанно жалуются на чиновничий произвол. Ежегодно бизнесмену приходится оформлять до сотни различных разрешений. Часть из них уже можно получить в режиме онлайн и в электронной форме. Но правительство пошло еще дальше и нанесло жесточайший удар по чиновничьему бумаготворчеству.
- Законопроект направлен на сокращение разрешительных документов и упрощение разрешительных процедур, установленных законом "О разрешениях и уведомлениях", – отметил вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков, презентуя депутатам законопроект.
На момент разработки документа количество предусмотренных законом разрешений составило 481 документ. Лишь 52 разрешения из этого числа регламентируют опасные виды деятельности. Еще 41 – это разрешения, нормы которых реализуются в рамках международных обязательств Казахстана (лицензирование перевозки грузов железнодорожным транспортом, лицензирование импорта продукции, подлежащей контролю и прочее).
- Для выполнения задачи по пятидесятипроцентному сокращению разрешительных процедур межведомственной комиссией по регулированию предпринимательской деятельности при правительстве был одобрен подход, выраженный в следующем. Сокращению не подлежат разрешения на осуществление наиболее опасных видов деятельности – в сфере оборота оружия, наркотических средств, атомной энергии, пожарной деятельности и других, а также разрешений в рамках международных обязательств республики Казахстан, – пояснил Жаксылыков.
Сокращение различных приказов, инструкций, аттестаций и аккредитаций, дублирующих друг друга, проводится в рамках международного проекта Doing Business, предусматривающего снижение вмешательства государства в экономику страны.
- Законопроектом предполагается сокращение 152 разрешительных документов, что составляет 39 процентов от их общего количества. Ранее в рамках Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности" сокращено 42 разрешительных документа, что составляет порядка 11 процентов от общего количества. То есть для достижения задачи по пятидесятипроцентному сокращению разрешений необходимо отменить 194 документа, – вице-министр национальной экономики.
По его словам, эта работа будет способствовать снижению давления на бизнес, сократит число административных барьеров и позволит разгрузить государственные органы от излишних функций. Главная же задача – создать благоприятные условия для развития предпринимательства.
- Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета и не повлечет отрицательных социально-экономических последствий. Однако ввиду того, что будет сокращено значительное количество разрешений и упрощена процедура их выдачи, законопроект повлечет сокращение государственных доходов в 2016 году на 467,6 миллиона тенге, – резюмировал Тимур Жаксылыков.
Заслушав доклад вице-министра, депутаты в целом одобрили направленность законопроекта. Вместе с тем возник вопрос: почему изменения такого рода, которые нуждаются в осмыслении, правительственные чиновники вносят под занавес сессии парламента?
По словам председателя комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса Сеитсултана Аимбетова, законопроект нужно было внести в парламент, как минимум, в середине года, чтобы депутаты могли не спеша, под карандаш, рассмотреть целесообразность отказа от разрешительной схемы в каждом конкретном виде деятельности. Тем более, что сами мажилисмены в некоторых случаях выступают за расширение полномочий госорганов.
Депутат Арман Кожахметов упомянул, что в работе нижней палаты парламента находится проект изменений в законодательство о долевом строительстве. В нем предусмотрена выдача госорганами дополнительных разрешений на различные виды проектных и строительных работ. Примечательно, что оба документа одобрены межведомственной комиссией.
- Не получится ли так, что в одном законе мы отказываемся от выдачи разрешений, а в другом, наоборот, наделяем госорганы этими полномочиями? – задал резонный вопрос народный избранник.
Его мнение поддержал депутат Николай Лагутов, по мнению которого в этом случае "все меняется концептуально". Ряд мажилисменов обратили внимание на то, что под нож законодателей угодило лицензирование некоторых услуг здравоохранения и образования.
Коллег успокоил депутат Азат Перуашев:
- Я хотел бы поблагодарить разработчиков законопроекта – Минэкономики и Национальную палату предпринимателей "Атамекен" – за большую и очень тщательную работу. Фактически был проведен аудит действующего законодательства. Каждый пункт, который был включен в законопроект, был тщательно обсужден и со всех сторон рассмотрен. Есть, наверное, свои шероховатости, но мы сможем их обработать и улучшить документ.
По мнению депутата, законотворцам не нужно бояться переборщить. Экономические потери бюджета не могут быть препятствием для сужения деятельности различных контролеров, "опекающих" бизнес, считает он.
- Это очень важный и нужный законопроект. Поверьте, сегодня он очень нужен предпринимателям, которые работают в непростых условиях. У них каждая лишняя копейка на счету, и они заинтересованы в том, чтобы любые условия для вымогательства были максимально исключены. Я даже думаю, что здесь нам стоит немного перегнуть палку и сократить те положения, которые сейчас вызывают вопросы, но, тем не менее, дать свободу предпринимателю. Не надо бояться, что наши уполномоченные органы лишатся каких-то контрольных функций. Поверьте, госорганы и без нас найдут возможность призвать предпринимателя к ответу, если что-то противозаконное случится, – уверен Азат Перуашев.
Мажилисмен обратил внимание, что параллельно сейчас происходит замещение сокращаемых разрешений другими, и это является широким полем для деятельности правительства и законотворцев. Он напомнил коллегам, как несколько лет назад депутатский корпус и бизнес-сообщество обращались к главе кабмина с просьбой ввести мораторий на новые виды разрешительных процедур.
- Тем более, мы вводим закон о саморегулирующихся организациях, – упомянул Азат Перуашев. – А это значит, что те виды государственных разрешительных процедур, которые были у госорганов, появятся теперь у саморегулирующихся организаций. И уже они официально будут брать деньги в уплату за эти функции. Это очень сложный процесс. И я бы поддержал инициативу коллег о запрете на ввод новых разрешительных функций.
По мнению Перуашева, некоторые разрешительные функции на самом деле являются исключительно информативными и облегчают работу бизнеса. Поэтому, проводя ревизию законодательства, нужно очень осторожно подходить к этим моментам.
- Мы рискуем выплеснуть ребенка вместе с грязной водой, – считает депутат. – Нужно очень осторожно и взвешенно подойти к законопроекту.
Представитель Национальной палаты предпринимателей, директор департамента общественного мониторинга и работы с административными барьерами НПП "Атамекен" Ербол Устемиров, участвовавший в работе экспертной группы, штудировавшей законопроект, подтвердил: предприниматели ждут этого закона.
- Хотелось бы, чтобы законопроект был быстрее принят, потому что бизнес ждет этого закона. Предприниматели хотят сократить издержки, которые несет оформление разрешений, – сказал Ербол Устемиров.
Депутаты пообещали максимально ускорить работу над законопроектом. Руководитель рабочей группы Айгуль Соловьева даже отказалась от командировки, в которую собиралась по просьбе руководства партии "Нур Отан". При этом мажилисмены отметили, что по опыту прошлых лет, законопроекты, прошедшие экспертную оценку "Атамкена", отличаются высоким качеством, что существенно облегчает работу над документом в парламенте.
Алексей Банцикин