Министерством национальной экономики совместно с национальной палатой предпринимателей "Атамекен" разработан пакет законодательных изменений по снижению давления на бизнес в регуляторной сфере.
"Законопроект предполагает поправки, которые касаются снижения фронтальных издержек для частного сектора, ревизии законодательства в части устранения норм, препятствующих конкуренции, реализацию концепции госрегулирования предпринимательской деятельности до 2020 года и принятия мер по дерегулированию бизнеса", – сообщил на совещании в нацпалате заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Рустам Журсунов.
Новшества также направлены на улучшение позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка Doing Business.
Об основных новеллах законопроекта рассказал заместитель директора департамента развития предпринимательства министерства национальной экономики РК Асланбек Джакупов.
В частности, власти намерены реформировать сознание проверяющих органов, сменив выборочные проверки на профилактический контроль.
"Мы провели анализ. Тенденция проверок идет на снижение. За последние восемь лет количество проверок снизилось в пять раз. Если в 2010-2011 годах их было порядка 500 тысяч, то сегодня эта цифра не выше 100 тысяч. Но есть определенные сигналы предпринимателей об определенном давлении. Проанализировав весь государственный контроль, мы поняли, что действующая система государственного контроля и надзора организована так, чтобы констатировать только факты нарушений и применять меры ответственности. Но мы знаем, что принципом взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности и государства является профилактика и предупреждение", – отметил г-н Джакупов.
В пример он привел данные комитета по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры Казахстана, которые содержат графы о количестве проведенных проверок и о мерах административного воздействия. В итоге по данным сведениям оценивается эффективность комитета.
"То есть эффективность работы проверяющего госоргана выстраивается на том, как орган выявил и наказал. Внедрение института профилактического контроля подразумевает то, что без возбуждения административного производства предпринимателя будут предупреждать о том или ином нарушении законодательства", – добавил заместитель директора департамента развития предпринимательства МНЭ РК.
Обязательства, возлагаемые на бизнес по предоставлению информации госорганам, разработчики законопроекта также относят к излишней нагрузке. На сегодня законодательством установлено 1624 информационных инструмента. Законопроект предусматривает их сокращение.
"Мы выявили дублирующие отчетности, то есть между статистической отчетностью и отчетностью, предоставляемой государственным органам. Какие-то отчетности можно вытащить посредством электронных баз egov.kz , какую-то информацию запрашивать нецелесообразно. То есть в 2000-х годах определенный председатель комитета мог установить приказом обязательство бизнеса предоставлять определенную отчетность. Эта отчетность приходит в определенный государственный орган, а специалисты этого органа работают и не понимают, для чего приходят эти талмуды. Бизнес при этом несет определенные издержки", – констатировал Асланбек Джакупов.
Законопроектом инициируется создание одного перечня информационных инструментов, которые будут утверждаться постановлением правительства.
В рамках реформирования регуляторной сферы продолжится совершенствование разрешительной системы. Предлагается распространить госрегулирование разрешений, которые выдаются квазигосударственными структурами и субъектами естественных монополий.
Также прорабатываются стимулы по созданию добровольных саморегулируемых организаций (ДСРО), которые в случае эффективности будут переходить в обязательное саморегулирование. Эта мера будет заключаться в том, что предпринимателей в саморегулируемых организациях будут учитывать при проведении контрольно-надзорных функций госорганом. Если бизнес будет состоять в добровольном контроле, то за него частично будет нести ответственность ДСРО.
"Мы в прошлом году разработали и приняли закон, который устанавливает базовые принципы института саморегулирования. У нас уже имеются сферы, которые находятся на стадии введения саморегулирования. Это экологический аудит и оценочная деятельность. Сегодня добровольное саморегулирование развивается, но именно по нему у нас состояние до сих пор неудовлетворительное. Бизнес, принимая на себя определенные обязанности в рамках ДСРО, не видит для себя стимулов. То есть в рамках нашего законопроекта мы хотим простимулировать создание ДСРО", – заключил г-н Джакупов.
Напомним, разработать и внедрить системные меры по дерегулированию бизнеса поручил глава государства на расширенном заседании правительства 3 февраля 2017 года.
Дана Иман