Компания Inspiration, которая занималась производством колготок в Шымкенте, объединилась со своим дистрибутором в Алматы – "Peri", и перенесла основное предприятие в южную столицу. По словам генерального директора ТОО "Inspiration Peri" Серика Ахметова, смена локации даст компании экономические выгоды.
"Во-первых, все транспортные линии ведут в Алматы. Это удобно с точки зрения логистики. Во-вторых, после того, как Шымкент стал городом-миллионником и приобрел республиканский статус, шымкентские зарплаты выросли до алматинских. То есть дешевой рабочей силы, которая изначально нас привлекала, уже нет. Рынок сбыта тоже больше налажен в Алматы, торговые сети, с которыми мы работаем, в основном локализированы в мегаполисе. Можно сказать, что Алматы – это финансово-экономический и логистический пул Казахстана. К тому же мы ощущаем поддержку от алматинского акимата, как отечественные производители", – пояснил он.
По словам г-на Ахметова, строительство завода началось в 2008 году, в тот момент реализовывалась программа по развитию территориальных кластеров. Южный Казахстан, как единственный хлопкосеющий регион страны, был обозначен текстильным кластером. В ЮКО были специалисты, которые знали, что такое нитка, плетение и крашение, поэтому изначально было принято решение разместить предприятие в Шымкенте. Но работников все равно пришлось обучать.
В компанию приглашали итальянских специалистов, которые учили составлять программы для вязания колготок, разбираться в нитях и сшивать колготки. Предприниматель отметил, что компания до сих пор сталкивается с дефицитом кадров, поэтому вместе с предприятием в Алматы переехали и сотрудники, которые занимали ключевые позиции на производстве.
После переноса завода, продолжает он, предприятию удастся расширить производственную мощность. Объединенная компания "Inspiration Peri" получила кредит от фонда "Даму" по программе "Өндіріс" на 100 млн тенге под 26% годовых. Благодаря этому займу, компания закупила дополнительное оборудование и перевезла уже имеющиеся станки в Алматы. Перенос производства обошелся предприятию в 20 млн тенге. В эту сумму вошли затраты на транспортировку, демонтаж и монтаж оборудования, подготовку помещения.
Что касается поставки сырья, то, по словам г-на Ахметова, в Алматы ее проще наладить. Данное сырье не выпускается ни в Казахстане, ни в России. Например, полиамидные нитки завозятся из Китая, Южной Кореи, Польши и Италии. На доставку и растаможку сырья уходит порядка 10 млн тенге за два месяца.
"Выпуск сырья мы не можем наладить. Кому мы будем подавать нитку? Кроме нашего предприятия колготки никто не выпускает. А чтобы создать нефтехимический завод, нужны огромнейшие вложения, чуть меньше, чем на создание нефтеперерабатывающего завода. К тому же, с точки зрения экологии – очень грязное производство", – объясняет бизнесмен.
Окупиться объединенное предприятие планирует через два-три года. Сейчас его доходность составляет 30-40%. При этом цены на свою продукцию компания держит в районе 250-300 тенге.
"Проблема в том, что идет контрабанда женских колготок из Китая. Возят откровенный брак, ломают цены. Используют дешевую краску, некачественное сырье, потом колготки вызывают аллергию", – негодует предприниматель.
В данный момент предприятие работает практически со всеми супермаркетами города Алматы – "Small", "Скиф", "Рамстор", "Магнум". По мнению г-на Ахметова, ниша на рынке есть и за нее нужно бороться. Казахстанский производитель занимает сейчас 1-2% процента рынка, в планах занять 5-10%.
"В Казахстане проживает более 8 млн женщин. Кому-то в силу возраста уже или еще не нужны полиамидные колготки, кто-то не носит их принципиально; но даже если предположить, что в каждую из вышеперечисленных категорий входит по миллиону жительниц РК, то все равно остается еще 5 млн тех, кто без полиамидных колготок обойтись не может. Предположим, что каждая из этих пяти миллионов казахстанских женщин покупает себе колготки раз в месяц – получится, что объем казахстанского рынка превышает 50 млн пар колготок в год. Мы пока производим 1 млн колготок в год", – пояснил он.
По мнению г-на Ахметова, в данный момент со стороны государства оказывается недостаточная поддержка отечественным производителям. Он привел в пример страны, где реализованы разные механизмы поддержки. Например, в Турции производителю предоставляют помещение с подведенными коммуникациями и дают ощутимые льготы в налогообложении. В Китае – освобождают на несколько лет от налогов. В Белоруссии интересы местного производителя лоббируются государством. Казахстану нужны дополнительные инструменты господдержки, чтобы производственные предприятия появлялись и в Алматы, и в Шымкенте, резюмировал бизнесмен.
Римма Гахова