Блогеры имеют право рассказывать о финансовых продуктах, но не консультировать

3015

По мнению специалистов МФЦА, такая деятельность несет риски для пользователей, которые принимают решения, основываясь только на рекомендациях FinFluencers.  

Блогеры имеют право рассказывать о финансовых продуктах, но не консультировать Фото: mail.kz

FinFluencers – те же инфлюенсеры, только в сфере финансов. Это лидеры общественного мнения с огромной аудиторией, порой достигающей сотен тысяч людей. Они работают в соцсетях, обеспечивая пользователей короткой и часто упрощенной информацией о финансах, инвестициях и так далее.

“Возникает риск того, что FinFluencers намеренно или нет могут перейти границы между образовательным контентом и регулируемым, то есть перейти в финансовое консультирование. В регулируемой среде вы понимаете, с кем работаете, что перед вами за профессионал, какая у него квалификация. У регуляторов финансовых рынков есть определенный мандат на формирование модели поведения, при котором инвесторам полностью раскрывают риски, рассказывают, подходит им услуга или нет”, – рассказал директор департамента международных отношений комитета по регулированию финуслуг Международного финансового центра "Астана" Алмас Жоламанов.

Данные Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) показывают, что каждый шестой студент не имеет минимальных навыков финансовой грамотности. В США, по данным одного из исследований, около 40% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет ищут информацию о финансовой грамотности в соцсетях. Отсюда и популярность FinFluencers как участников образовательного процесса. Но практика тех же  развитых стран показывает, что в этом случае есть риски быть обманутым (намеренно или по незнанию).

В сети ТiкТок хештег “криптовалюта” просмотрели более 3,5 млрд раз, “биткоин” – около 6 млрд просмотров. В то же время просмотры хештегов “финансовая грамотность” или “финансовое образование” набирают лишь сотни миллионов просмотров. Эксперты, принявшие участие в Международном форуме инвесторов МФЦА, отметили, что вероятная причина тому – желание заработать быстро.

“Как мне кажется, это связано с тем, что страны бывшего СССР, и Казахстан в частности, проходят через череду определенных экономических потрясений. Из-за этого у людей короткий горизонт инвестирования и высокое желание разбогатеть. Исторически это связано с этим. Отсюда популярность финансовых пирамид”, – отметил основатель телеграм-канала Intelligent Investor Олжас Тлеухабылулы.

В то же время его коллега, финансовый аналитик и основатель телеграм-канала Finance.kz Андрей Чеботарев считает, что не стоит ждать от блогеров суперконтента о финансовой грамотности, если сравнивать его с рекламой того же биткоина.

“FinFluencer идет в соцсети, пишет то, что хочет аудитория, и эту аудиторию продает рекламодателям. В США было сообщество инвесторов, которые манипулировали акциями.  Несколько месяцев назад в их отношении SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США. – Прим. авт.) завершила расследование. В действиях блогеров не найдено причин для возбуждения дел по махинациям. Даже в США. Этот вывод открыл достаточно опасную дверь. Было сказано – все, что вы пишете в соцсетях, не является манипуляцией. Да, они штрафовали Илона Маска, но это активный участник рынка. И если посмотреть на все его манипуляции за последний год акциями Tesla, Twitter, криптовалютой, то ему за это не было абсолютно ничего. Да, он гений и инженер, но с точки зрения рынка достаточно наглый манипулятор”, – отметил Андрей Чеботарев.

Эксперты финансового рынка отметили, что финансовая грамотность по сути не является активом, потому желающих владеть этими навыками в разы меньше, чем тех, кто хочет быстро и без проблем купить криптовалюту. Ведь 30-секундные ролики в соцсетях не рассказывают обо всех сложностях в достижении этой цели. А клиповое мышление, на которое переходит все больше людей, приводит к тому, что читают они лишь заголовки, не вникая в суть вещей.

Еще одной проблемой в области финпросвещения становится то, что за контент о конкретных финансовых инструментах хорошо платят, а за посты на тему финансовой грамотности – нет. В МФЦА считают, что  FinFluencers необходима определенность в работе, чтобы не опасаться санкций со стороны регуляторов. И это должны быть не отдельные законы, а инструкции или рекомендации. Тогда блогеры останутся блогерами и смогут работать в целом в привычных, но более определенных условиях.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться