RU KZ
Блокчейн как школьное завтра

Блокчейн как школьное завтра

14:14 19 Март 2018 5010

Блокчейн как школьное завтра

Автор:

Ирина Севостьянова

Министерство образования готовит новую программу перехода обучения на цифровой формат.

Тотальная цифровая доступность и мобильность – таков план Министерства образования и науки по цифровизации отечественной системы образования. Глава ведомства Ерлан Сагадиев на правительственном часе в мажилисе рассказал, как и в каком направлении будет развиваться казахстанское образование. Будущее в МОНе видят за системой блокчейн.

«Мы подготовили новую концепцию цифровизации, и она должна ответить на основной вопрос: какого результата мы все вместе достигнем – это учителя, правительство и население», – рассказал министр.

Ключевое в новой концепции – это «тотальная цифровая доступность и мобильность».

«Это означает, что учитель, директор школы, родители или дети должны из своего мобильного телефона загрузить информацию. Он должен видеть домашнее задание, свои оценки, не выходя из дома. Вместе с тем мы можем создать телефонную версию таких услуг, как подача заявления на поступление в школу, колледжи, вузы, не выходя из дома. Также учебные занятия в школе мы можем организовать в общей электронной базе, в которой дети и учителя смогут просматривать свое портфолио на телефоне», – объяснил г-н Сагадиев.

Тем самым, полагают в министерстве, в системе образования будет полная «прозрачность и справедливость, то есть в обязательном порядке вся информация о распределении грантов в вузы, получении аттестации депутатов и многое другое будет находиться на портале в открытом доступе».

«Любой человек сможет их видеть и видеть изменения. Например, идет ли продвижение очереди в детском саду, а также кандидаты в ректорство могут посмотреть информацию, – уточнил министр. – Это называется блокчейн, это открытость данной информации».

В планах также перевод «мировых учебников» на русский и казахский языки, перевод в электронный формат лекций, проведение интерактивных занятий.

«Дети должны иметь доступ к информационным технологиям через мобильный телефон, через свои гаджеты. Эти методики должны быть доступны не только учителям, но и детям и их родителям. Со стороны министерства нужно проводить в онлайн-режиме контроль, как ребенок понял, видеть результаты работы в школах и детсадах через портал в онлайн-режиме. Мы все это объединим в одну базу BigData, где будет проводиться анализ, и министерство может видеть все процессы и центролизовывать их», – заявил министр, добавив, что в министерстве уже начата работа по систематизированию этих направлений и создан график внедрения.

Глава МОН также проинформировал, что будет изменяться подход к обучению детей информатике. Если сегодня предмет «Информатика» изучается с пятого класса, то уже с нового учебного года начнется обучение основам информатики уже третьеклассников. Одновременно будут актуализированы программы 5-11 классов в части пересмотра языков программирования.

«Языки программирования быстро меняются, об этом мы знаем. Поэтому наши дети должны будут обучаться по последним новым программам. Вместе с тем параллельно мы активно работаем с экспертами по возможности внедрения обучения с первого класса (по опыту стран ОЭСР). Сейчас разрабатывается проект, в дальнейшем он будет широко обсуждаться с преподавательским корпусом и общественностью», – рассказал г-н Сагадиев.

При этом от уже внедренных цифровых технологий министерство отказываться не собирается. В частности, электронный дневник «Кунделик», к которому было немало претензий со стороны родительской общественности, внедрен на сегодняшний день в более 4000 школ страны. Г-н Сагадиев подчеркнул, что сегодня стоит задача «в самом отдаленном селе обеспечить доступ к электронному дневнику, и в этом направлении работа ведется».

Также в школах страны внедрен и электронный классный журнал. Министр напомнил, что этот документ приравнен к бумажной отчетности, и его заполнение в бумажном формате не допускается. Однако депутаты заметили, что приказом министерства закреплена ежеквартальная распечатка этого журнала.

«Получается, что в конце четверти учитель должен выгрузить, распечатать... То есть он создает, извините за выражение, доморощенную копию бумажного журнала. В таком случае в чем смысл электронного журнала и запрета на его бумажный вариант?» – недоумевает депутат Наталья Жумадильдаева.

По словам г-на Сагадиева, закрепление этой распечатки журнала, его прошивки и сверки было введено в приказ по просьбе самих учителей, которые «боятся, что их информация пропадет».

«Как временная мера, мы разрешили раз в четверть выгружать базу данных, ставить печать, прошнуровывать. В будущем, когда все учителя убедятся, что оценки учеников находятся в безопасности и никуда не пропадут, мы можем отменить этот пункт», – заверил министр. И тут же предложил депутатам выступить с инициативой об отмене этого пункта.

«Мы пойдем и завтра эту подправку отменим, просто потом тогда с нашим учительским сообществом я попрошу разговаривать», – полушутя сказал министр.

«Теперь будут депутаты виноваты», – не разделила его иронии заместитель председателя мажилиса Гульмира Исимбаева.

Ирина Севостьянова