Боевое искусство тюрков возрождают в Астане

Тулеубек Арынов Тулеубек Арынов
5014

Древнее боевое искусство тюрко-монгольских племен – тенгри курес начали возрождать в Казахстане.

Боевое искусство тюрков возрождают в Астане

В течение тринадцати лет мастер Раян Куш занимался исследованием боевого искусства кочевого народа в надежде найти приемы и элементы, технику боя, которые могли бы показать силу боевого искусства предков. Утраченные и забытые секреты были найдены и ныне возрождаются среди казахстанцев. В беседе с abctv.kz мастер тенгри курес Раян Куш рассказал об особенностях тренировок, отличии и преимуществах от других видов единоборств и почему не у всех есть возможность попасть к ним на тренировки.

– Тенгри курес – это вид боя, основанный на мировоззрении тюрков, охотников и животноводов, – говорит Раян Куш. – В пору моей юности я часто задавался вопросом, почему у всех народов мира такая масса своих единоборств, а у тюрков их нет. Греки, римляне, китайцы, японцы, тайцы и другие народы имеют массу боевых техник, а наши предки, по официальной версии, не умели драться и, имея массу холодного оружия, не умели им владеть. Человек сам по себе существо физически слабое относительно зверя. Драться по правилам ММА против медведя или льва – занятие веселое, но смертельно опасное. Но сила интеллекта человека целиком и полностью компенсирует все недостатки. Будучи слабее быка, человек с помощью кольца в его носу спокойно тянет его, куда ему вздумается, потому что та "болевая точка" не дает этой полутонной туше никакого шанса к сопротивлению. Узда у лошади устроена на подобном принципе – вот вам и боевое искусство, которое побеждает существо кратно сильнее человека.

– Для охотника и воина охота – это не экстремальная ситуация, как в фильме "Выживший" с Ди Каприо. Для него это будний день. Мой прадед добыл около 200 медведей. И не был ни разу ранен. Поэтому охотник выроет яму с кольями, стрельнет в него из лука, заманит в ловушку, в общем, обхитрит, сманеврирует, не пойдет драться с ним грудь в грудь. Зачем, если можно без риска? Боевое искусство тюрков, как общевойсковое, так и индивидуальное, состоит из комбинации маневров, воздействия в уязвимые места, мощных ударов, когда нужно, хитрости, ловкости и самое главное – интеллекта. Для тюрка бой – это не поединок и не война строй на строй, для тюрка бой – это охота. И нет разницы, человек это или зверь, – добавляет мастер.

Как удалось сохранить знания об этом единоборстве? Как передавались знания? 

– Я сам шорец, и мои предки живут в горной Шории. Это горный район, и пропаганда иных культур сюда пробралась частично, и старые ордынские понятия частично остались, как и техники боя. Впервые базовые элементы узнал от деда, а далее сам по кусочкам собирал принципы и элементы у других носителей тюркских боевых традиций.

Передача знаний идет передачей принципа боя, из которого ученик сам выводит нужные для себя элементы, более подходящие его телу, темпераменту, психике. Как таковых одинаковых приемов не существует. Есть, конечно, определенная база, но после ее освоения человек сам способен развиваться.
Вы говорили, что самостоятельно искали мастеров и дополняли знания. Значит ли это, что это уже совершенно новый вид единоборства, или все-таки речь идет о дополнениях ввиду возрождения традиций?

– Поначалу я искал приемы, но нашел то, что их рождает. Невозможно одному придумать технику боя для всех, но можно придумать ее для себя. Труднообъяснимый процесс: ты и сам автор своего стиля, но его принципы ты берешь от предков. Для нашего сегодняшнего европейского мышления очень нестандартное явление. Мы привыкли к некоему порядку, к расставлению по полкам, но тюркское единоборство основано на интуиции, интеллекте, хитрости, ловкости, и все это рождает силу, которой ты борешься против врага, это не есть стандартные заученные приемы – это есть бесконечное вечно изменяющееся течение.

Сколько человек сегодня, которые возрождают эти традиции в мире и в Казахстане в частности?

– Мы только начали, сейчас нас около 20 человек, но группы растут, и в будущем мы будем развиваться в большую лигу, представляя тюркское боевое искусство во всем мире.

Всех ли принимаете для обучения или все-таки есть те, кому будете отказывать?

– Далеко не всех берем, как так допуск к занятиям ограничен. Откажем людям с судимостями по тяжелым статьям, людям с острыми психологическими расстройствами, лицам, не достигшим 18-летнего возраста, а также людям, которые применяют элементы тенгри курес не для самозащиты.

Как проходят тренировки? И есть ли система ранжирования, как, например, в каратэ пояса?

– Тренировки проходят в несколько этапов. Бой без оружия, без оружия против ножа, с ножом против безоружного, ножевой бой. По этому же принципу изучается палка, сабля, топор, саперная лопата, подручные средства, как ключи от дома, вилка, ложка и так далее.

Система ранжирования состоит из аянов. Каждая спираль – новый аян. Всего 10 аянов.

 Отдельно попробую остановиться на отработке техники с оружием. Все это проходит с реальными ножами и палками или речь идет о муляжах?

– На начальном уровне подготовки, разумеется, все идет на муляжах из пластика. Спарринги тоже проводятся на пластике в защитной экипировке, здоровье учеников – это самое главное. При дальнейшем изучении нашего боевого искусства уже хорошо подготовленный ученик отрабатывает элементы с боевым оружием на полной скорости, но нужно сдать определенное количество внутренних экзаменов, чтобы быть допущенным к таким тренировкам.
Насколько эти практики будут применимы в реальной ситуации, когда, например, на человека нападут на улице? 

– Работает на 100%. Я сам жил в Сибири, там было полно тех, кто мог напасть. С собой у них был если не кастет, то нож. Поэтому практики было достаточное количество, чтобы понять, что многие спортивные элементы не работают абсолютно, даже опасны для носителя при применении. Тенгри курес, в свою очередь, заточен под такие ситуации.
Сколько на сегодняшний день человек занимается этим видом боевого искусства? И проводятся ли какие-либо состязания?

– Сейчас группа около 20 человек. Наберем пока четыре группы и через годик проведем первые соревнования в защите. По мере расширения нашего вида боя соревнований будет больше. Планирую открыть еще школу в Алматы. Есть много предложений с других тюркских республик, но там откроем позже. Сначала Астана. Пусть новый стиль пустит корни в новой столице.
Какие у Вас, как у человека, который возрождает эти традиции единоборств, планы по развитию тенгри курес?

– Сформировать группы, открыть лигу.  И развивать тенгри курес в компании, которая планируется появиться в недалеком будущем, Cyber Nomad, но это уже другая история.

Тулеубек Арынов

Telegram
Самое интересное из мира спорта в нашем Telegram-канале Аtameken Business Sport
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться