Болат Ержанов: "Тарифы однозначно нужно пересматривать"

14217

О новых авиарейсах в южную столицу, проблеме расширения терминала и что удалось сделать за год новому менеджменту, в интервью inbusiness.kz рассказал президент АО "Международный аэропорт Алматы" Болат Ержанов.

Болат Ержанов: "Тарифы однозначно нужно пересматривать" Фото: Максим Морозов

 Болат Калиевич, пассажиры жалуются, что в терминале периодически бывает очень тесно. И также давно обсуждается вопрос его расширения либо строительства нового. Как обстоит с этим дело?

 Окончательное решение пока еще не принято. Но сейчас мы рассматриваем возможность использования внутренних резервов имеющегося терминала. Путем оптимизации, за счет переноса служебных помещений работаем над увеличением зоны для пассажиров.

Здание действующего международного терминала достаточно большое – порядка 28 тыс. м². Действительно, в определенные часы бывает, что терминал переполнен. Это связано прежде всего с тем, что у авиакомпаний пользуется спросом определенное время, они его запрашивают для рейсов, чтобы обеспечить пассажирам удобные стыковки. Но мы в любом случае планируем расписание вылетов и прилетов с учетом пропускной способности аэропорта – 1600 пассажиров в час, это примерно по шесть рейсов на прилет и на вылет. Сегодня аэропорт Алматы обслуживает в сутки в среднем по 90 вылетов и прилетов.

Кроме того, были нарекания и по поводу столпотворений прибывших пассажиров на пограничном контроле. Прежде всего, нужно понимать, что это совершенно отдельная служба, сотрудники которой не подчиняются аэропорту. Вместе с тем мы совместно решаем этот вопрос, выделили дополнительный зал с увеличением числа кабин для погранконтроля до 24.

 То есть вопрос строительства нового терминала пока не решен? А не рассматривается вариант доделать и эксплуатировать уже отстроенный терминал, который сейчас заморожен?

 Когда начали строить терминал, который вы имеете в виду, не учли, что он будет располагаться за двумя взлетными полосами. Не секрет, что "Эйр Астана" использует одни и те же воздушные суда и на внутренних, и на международных направлениях. Представьте, самолет прилетел из Москвы, и его ставят на рейс в столицу – как его перемещать через две полосы? Это было одной из причин заморозки терминала, но не главной. В их числе также доставка топлива к судам, разгрузка и погрузка грузовых лайнеров, ведь и склад ГСМ, и грузовые склады находятся на противоположной стороне взлетного поля…

 Что вы смогли сделать за год, придя на пост практически убыточного актива?

 В целом за год работы мы существенно оптимизировали расходы по финансово-экономической части, увеличили доходную часть. Чистая прибыль в I квартале 2019 года составила порядка 2,2 млрд тенге. Фактически за четыре месяца текущего года прибыль уже больше запланированной на 40%, а в сравнении с прошлым годом рост составил 86%.

По внутренним направлениям в I квартале этого года наблюдалось падение пассажиропотока на 4%. Но уже в мае зафиксировано увеличение на 7%. Мы связываем это с запуском авиакомпании FlyАrystan. Первый отечественный лоукостер дал очень хорошую динамику по внутренним направлениям. Я думаю, до конца года ситуация значительно поправится.

Аэропорт и российский лоукостер "Победа" не смогли договориться о снижении тарифов, и поэтому авиакомпания ушла с рынка. Планируется ли пересматривать тарифную политику для дешевых авиакомпаний?

 Тарифы для всех авиакомпаний у нас одинаковые, независимо от того, лоукостер это или нет. Самолеты одинаково нужно обслуживать, обеспечивать посадку и взлет, безопасность, обслуживание пассажиров. Расходуются те же ресурсы, и поэтому мы не делим компании на бюджетные и не бюджетные. С другой стороны, новым перевозчикам мы на определенный период даем скидки. Сейчас к нам на рынок заходят два индийских лоукостера – SpiceJet и IndiGo. В конце прошлого года начали совершать рейсы в Алматы из подмосковного Жуковского "Уральские авиалинии". В этом году зашли авиакомпании MahanAir (в Тегеран), Azal (в Баку) и EllinAir (в Салоники), возобновила полеты AirBaltic (в Ригу). Также мы привлекли новые и вернули те грузовые компании, которые ранее ушли из МАА, в их числе Lufthansa Cargo. Работа по привлечению новых авиаперевозчиков ведется постоянно. Но пока процессы на стадии переговоров, рассказывать о них рано.

 Кстати, о расходах. Ранее Комитет гражданской авиации (КГА) отклонил вашу заявку на повышение тарифов. Будете ли подавать ее повторно?

– Повышение тарифов всегда согласуется с Комитетом гражданской авиации. Тарифы однозначно нужно пересматривать. Они у нас не менялись на протяжении многих лет. Последний раз утвердили новый тариф на обеспечение авиационной безопасности. Было это в 2017 году, и действовать тариф будет до 2021 года. Но хочу обратить внимание на то, что сборы аэропорта в структуре билета не должны превышать 11%.

 Есть информация, что в апреле при досмотре багажа в аэропорту Алматы были допущены нарушения: пассажиры пронесли на борт самолета компании AirArabia запрещенные предметы, в частности ножи. Было ли расследование?

– Да, было, когда пассажиры пронесли в салон перочинные ножи. Конечно, мы сразу провели служебное расследование, выяснили, в какой смене это произошло. Была и внеплановая проверка Управления авиационной безопасности Комитета гражданской авиации. На сотрудников, допустивших нарушения, были наложены строгие дисциплинарные взыскания. Кроме того, их направили на переподготовку, а некоторые из них в аэропорту уже не работают. В этом случае, я считаю, имел место человеческий фактор, поскольку подобное у нас случается исключительно редко. К обеспечению безопасности у нас очень серьезное отношение, сотрудники службы безопасности и подразделения досмотра имеют высокий уровень подготовки, оснащение применяется самое современное. И даже бывало такое, что уже по прилету в наш аэропорт у транзитных пассажиров находили запрещенные к провозу предметы. То есть в аэропорту вылета досмотр был проведен недостаточно тщательно.

 Ну и в завершение. Среди вопросов, которые все еще возмущают путешественников: высокие цены на питание, слабый вай-фай, дорогая парковка и неудобства для людей с ограниченными возможностями…

– Начну с последнего пункта. Все вопросы, все проблемы, которые возникали при обслуживании людей с ограниченными возможностями, давно решены: в аэропорту имеются отдельные парковочные места, кстати, для инвалидов I и II групп парковка бесплатная, имеется кнопка вызова сопровождения для инвалидов-колясочников – услуга сопровождения маломобильных пассажиров от и до борта самолета бесплатная, есть сурдоперевод для слабослышащих, информационная панель со шрифтом Брайля и специальные направляющие дорожки для слабовидящих пассажиров, предусмотрены приоритетный досмотр и регистрация таких пассажиров.

Ограничения по доступу к беспроводному Интернету тоже были – не могли воспользоваться вай-фаем пассажиры с сим-картами зарубежных операторов. Но и этот технический вопрос был решен несколько месяцев назад, сейчас бесплатный вай-фай доступен всем.

Что касается давней проблемы – цен в кафе, тот здесь имеется нюанс. Мы не можем влиять на цены, установленные владельцами некоторых кафе. Но мы со своей стороны открыли собственные Alaportcafe в залах внутренних и международных рейсов, и проблема дороговизны частично была снята. По крайней мере, у пассажиров есть выбор. Бутылку воды, например, можно купить за 200 тенге, также намного ниже цены на еду, которую готовят в нашем цехе бортового питания.

Имеется и более дешевая альтернатива для автовладельцев, которым необходимо оставить машину в аэропорту. Справа от шлагбаума обустроен дополнительный паркинг, цены на котором практически вдвое ниже, чем на основном.  

Асель Маратова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться