DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 299,66 Brent 36,55
Болат Ержанов: «Тарифы однозначно нужно пересматривать»

Болат Ержанов: «Тарифы однозначно нужно пересматривать»

О новых авиарейсах в южную столицу, проблеме расширения терминала и что удалось сделать за год новому менеджменту, в интервью inbusiness.kz рассказал президент АО «Международный аэропорт Алматы» Болат Ержанов.

19 Июнь 2019 13:03 5257

Болат Ержанов: «Тарифы однозначно нужно пересматривать»

Автор:

Асель Маратова

Фото: Максим Морозов

 Болат Калиевич, пассажиры жалуются, что в терминале периодически бывает очень тесно. И также давно обсуждается вопрос его расширения либо строительства нового. Как обстоит с этим дело?

 Окончательное решение пока еще не принято. Но сейчас мы рассматриваем возможность использования внутренних резервов имеющегося терминала. Путем оптимизации, за счет переноса служебных помещений работаем над увеличением зоны для пассажиров.

Здание действующего международного терминала достаточно большое – порядка 28 тыс. м². Действительно, в определенные часы бывает, что терминал переполнен. Это связано прежде всего с тем, что у авиакомпаний пользуется спросом определенное время, они его запрашивают для рейсов, чтобы обеспечить пассажирам удобные стыковки. Но мы в любом случае планируем расписание вылетов и прилетов с учетом пропускной способности аэропорта – 1600 пассажиров в час, это примерно по шесть рейсов на прилет и на вылет. Сегодня аэропорт Алматы обслуживает в сутки в среднем по 90 вылетов и прилетов.

Кроме того, были нарекания и по поводу столпотворений прибывших пассажиров на пограничном контроле. Прежде всего, нужно понимать, что это совершенно отдельная служба, сотрудники которой не подчиняются аэропорту. Вместе с тем мы совместно решаем этот вопрос, выделили дополнительный зал с увеличением числа кабин для погранконтроля до 24.

 То есть вопрос строительства нового терминала пока не решен? А не рассматривается вариант доделать и эксплуатировать уже отстроенный терминал, который сейчас заморожен?

 Когда начали строить терминал, который вы имеете в виду, не учли, что он будет располагаться за двумя взлетными полосами. Не секрет, что «Эйр Астана» использует одни и те же воздушные суда и на внутренних, и на международных направлениях. Представьте, самолет прилетел из Москвы, и его ставят на рейс в столицу – как его перемещать через две полосы? Это было одной из причин заморозки терминала, но не главной. В их числе также доставка топлива к судам, разгрузка и погрузка грузовых лайнеров, ведь и склад ГСМ, и грузовые склады находятся на противоположной стороне взлетного поля…

 Что вы смогли сделать за год, придя на пост практически убыточного актива?

 В целом за год работы мы существенно оптимизировали расходы по финансово-экономической части, увеличили доходную часть. Чистая прибыль в I квартале 2019 года составила порядка 2,2 млрд тенге. Фактически за четыре месяца текущего года прибыль уже больше запланированной на 40%, а в сравнении с прошлым годом рост составил 86%.

По внутренним направлениям в I квартале этого года наблюдалось падение пассажиропотока на 4%. Но уже в мае зафиксировано увеличение на 7%. Мы связываем это с запуском авиакомпании FlyАrystan. Первый отечественный лоукостер дал очень хорошую динамику по внутренним направлениям. Я думаю, до конца года ситуация значительно поправится.

Аэропорт и российский лоукостер «Победа» не смогли договориться о снижении тарифов, и поэтому авиакомпания ушла с рынка. Планируется ли пересматривать тарифную политику для дешевых авиакомпаний?

 Тарифы для всех авиакомпаний у нас одинаковые, независимо от того, лоукостер это или нет. Самолеты одинаково нужно обслуживать, обеспечивать посадку и взлет, безопасность, обслуживание пассажиров. Расходуются те же ресурсы, и поэтому мы не делим компании на бюджетные и не бюджетные. С другой стороны, новым перевозчикам мы на определенный период даем скидки. Сейчас к нам на рынок заходят два индийских лоукостера – SpiceJet и IndiGo. В конце прошлого года начали совершать рейсы в Алматы из подмосковного Жуковского «Уральские авиалинии». В этом году зашли авиакомпании MahanAir (в Тегеран), Azal (в Баку) и EllinAir (в Салоники), возобновила полеты AirBaltic (в Ригу). Также мы привлекли новые и вернули те грузовые компании, которые ранее ушли из МАА, в их числе Lufthansa Cargo. Работа по привлечению новых авиаперевозчиков ведется постоянно. Но пока процессы на стадии переговоров, рассказывать о них рано.

 Кстати, о расходах. Ранее Комитет гражданской авиации (КГА) отклонил вашу заявку на повышение тарифов. Будете ли подавать ее повторно?

– Повышение тарифов всегда согласуется с Комитетом гражданской авиации. Тарифы однозначно нужно пересматривать. Они у нас не менялись на протяжении многих лет. Последний раз утвердили новый тариф на обеспечение авиационной безопасности. Было это в 2017 году, и действовать тариф будет до 2021 года. Но хочу обратить внимание на то, что сборы аэропорта в структуре билета не должны превышать 11%.

 Есть информация, что в апреле при досмотре багажа в аэропорту Алматы были допущены нарушения: пассажиры пронесли на борт самолета компании AirArabia запрещенные предметы, в частности ножи. Было ли расследование?

– Да, было, когда пассажиры пронесли в салон перочинные ножи. Конечно, мы сразу провели служебное расследование, выяснили, в какой смене это произошло. Была и внеплановая проверка Управления авиационной безопасности Комитета гражданской авиации. На сотрудников, допустивших нарушения, были наложены строгие дисциплинарные взыскания. Кроме того, их направили на переподготовку, а некоторые из них в аэропорту уже не работают. В этом случае, я считаю, имел место человеческий фактор, поскольку подобное у нас случается исключительно редко. К обеспечению безопасности у нас очень серьезное отношение, сотрудники службы безопасности и подразделения досмотра имеют высокий уровень подготовки, оснащение применяется самое современное. И даже бывало такое, что уже по прилету в наш аэропорт у транзитных пассажиров находили запрещенные к провозу предметы. То есть в аэропорту вылета досмотр был проведен недостаточно тщательно.

 Ну и в завершение. Среди вопросов, которые все еще возмущают путешественников: высокие цены на питание, слабый вай-фай, дорогая парковка и неудобства для людей с ограниченными возможностями…

– Начну с последнего пункта. Все вопросы, все проблемы, которые возникали при обслуживании людей с ограниченными возможностями, давно решены: в аэропорту имеются отдельные парковочные места, кстати, для инвалидов I и II групп парковка бесплатная, имеется кнопка вызова сопровождения для инвалидов-колясочников – услуга сопровождения маломобильных пассажиров от и до борта самолета бесплатная, есть сурдоперевод для слабослышащих, информационная панель со шрифтом Брайля и специальные направляющие дорожки для слабовидящих пассажиров, предусмотрены приоритетный досмотр и регистрация таких пассажиров.

Ограничения по доступу к беспроводному Интернету тоже были – не могли воспользоваться вай-фаем пассажиры с сим-картами зарубежных операторов. Но и этот технический вопрос был решен несколько месяцев назад, сейчас бесплатный вай-фай доступен всем.

Что касается давней проблемы – цен в кафе, тот здесь имеется нюанс. Мы не можем влиять на цены, установленные владельцами некоторых кафе. Но мы со своей стороны открыли собственные Alaportcafe в залах внутренних и международных рейсов, и проблема дороговизны частично была снята. По крайней мере, у пассажиров есть выбор. Бутылку воды, например, можно купить за 200 тенге, также намного ниже цены на еду, которую готовят в нашем цехе бортового питания.

Имеется и более дешевая альтернатива для автовладельцев, которым необходимо оставить машину в аэропорту. Справа от шлагбаума обустроен дополнительный паркинг, цены на котором практически вдвое ниже, чем на основном.  

Асель Маратова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Павлодарский аэропорт в поиске инвесторов

В противном случае его будет сложно вывести в «плюс». 

06 Январь 2020 14:30 6292

Павлодарский аэропорт в поиске инвесторов

Фото: Шолпан Абдрахманова

Более 200 тыс. пассажиров воспользовались услугами аэропорта Павлодара в минувшем году. За 11 месяцев 2019 года было обработано более 300 тыс. тонн грузов и почты. Аэропорт имеет статус международного. Последний раз он проходил сертификацию, действительную три года, в 2018 году.

Как сообщила inbusness.kz зампредседателя АО «Аэропорт Павлодара» Динара Мусалимова, минувший год для предприятия был убыточный.

«Мы еще не подбивали цифры, поэтому не могу назвать суммы убытков, но о прибыли говорить не приходится», – говорит представитель компании.

На, боже…

В сентябре прошлого года администрация Павлодарской области провела приемку объекта. Аэропорт перешел в ведение акимата путем заключения договора дарения с прежним собственником – АО «ФНБ «Самрук-Казына». Такое решение было принято после того, как не удалось реализовать на торгах аэропорты Павлодара, Актобе и Атырау.

Сегодня через павлодарский аэропорт проходят два внутренних регулярных авиарейса до городов Нур-Султан и Алматы, а также международные – в Турцию, Минск, Новосибирск и Москву. Из них только последний на постоянной основе. Под вопросом и Новосибирск.

«Пока их рейс будет осуществляться до 10 января. Дальше – под вопросом. Дело в том, что его наполняемость составляет 50%. Для рентабельности необходимо 80%. Для пассажиров выгоднее воспользоваться услугами маршрутки за 5 тыс. тенге, чем на самолете за 22-25 тыс. тенге», – говорит Динара Мусалимова.

Планы

Чтобы развивать аэропорт и перевести его из разряда убыточных в прибыльные, необходим инвестор. Интерес проявила турецкая компания. Как отметил аким области Булат Бакауов, если такой найдется и продемонстрирует реальную перспективу развития, он готов отдать ему аэропорт хоть за один тенге.

По словам Динары Мусалимовой, необходимый пакет документов для турецкой компании подготовили и отправили. Кроме того, по ее мнению, необходимо делать ставку не столько на новые авиамаршруты, хотя сегодня идет работа в этом направлении, сколько на грузоперевозки.

«Но для этого необходимо увеличить длину взлетной полосы. Сегодня она составляет 2,5 км, необходимо как минимум три», – уточнила представитель компании.

Аэропорт Павлодар введен в эксплуатацию еще в 1973 году. Площадь территории аэропорта составляет 235 гектаров, а самого терминала – около 3,2 тыс. квадратных метров. В последний раз ремонт здесь проводили в 2006 и 2012 годах.

Шолпан Абдрахманова

Бакытжан Сагинтаев рассказал, что ждет аэропорт Алматы

Аким города ответил на вопрос, «который всех волнует».

12 Декабрь 2019 14:24 2656

Бакытжан Сагинтаев рассказал, что ждет аэропорт Алматы

Фото: Максим Морозов

«Старый терминал, который существует, останется, он будет для внутренних направлений. Рядом будет построен новый терминал для международных (направлений. – Ред.). Они будут между собой соединены галереей», – сказал аким Алматы Бакытжан Сагинтаев на Kazakhstan Urban Conference.

Конференция проходит сегодня, 12 декабря, в Алматы. Вопрос из зала, на который ответил аким, звучал следующим образом: «Какова ситуация вокруг аэропорта Алматы? Будет модернизация существующего или строительство нового?». Градоначальник заметил, что «это всех волнует, хороший вопрос».

Напомним: в конце ноября сообщалось, что турецкий холдинг TAV Airports Holding завершит сделку по приобретению Международного аэропорта Алматы в январе 2020 года.

«Сделка о покупке почти завершена. (…) Мы закончим все процессы по документации до 15 января 2020 года. Пока мы не можем озвучить сумму сделки, это станет известно в январе», – пояснил соучредитель и генеральный директор TAV Airports Holding Сани Шанер агентству «Интерфакс-Казахстан».

Сообщалось, что TAV Airports Holding инвестирует $150 млн в расширение международного терминала в Международном аэропорту Алматы.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: