/img/tv1.svg
RU KZ
Более 10 млрд тенге потеряли кинотеатры Казахстана

Более 10 млрд тенге потеряли кинотеатры Казахстана

Ассоциация владельцев кинотеатров Республики Казахстан «Альянс кинотеатров» второй раз обратилась в НПП.

15:40 25 Август 2020 5530

Более 10 млрд тенге потеряли кинотеатры Казахстана

Автор:

Жангир Шалекенов

Неблагоприятная ситуация, связанная с пандемией коронавируса, оказала серьезное влияние на все сферы экономики и в первую очередь на отрасли, связанные со сферой массового досуга населения – рестораны, гостиницы, туристические агентства, парки развлечений, торговые центры, кинотеатры и прочие.

Кинотеатры во всем мире оказались в очень тяжелом положении:

  • большинство стран Европейского союза ввело существенные ограничительные меры;
  • все крупнейшие дистрибьюторские компании отменили свои крупные премьеры, запланированные на весну 2020 года, такие потенциально кассовые проекты, как «Форсаж-9», «Кролик Питер – 2», «Новые мутанты», «Тихое место – 2», «Не время умирать», «Мулан», «Секрет», «Черная вдова» и многие другие;
  • национальные дистрибьюторы перенесли на неопределенный срок и отечественные релизы.

В настоящий момент в связи с закрытием кинотеатров на протяжении уже больше шести месяцев площадки столкнулись с вопросом налогообложения.

Объединение юридических лиц «Альянс кинотеатров» обращалось за помощью в правительство Республики Казахстан, но ответ приходил в виде отписок. «Альянс кинотеатров» игнорируют в обсуждении при проведении круглых столов!

Предлагаем вашему вниманию повторное письмо-обращение в Национальную палату предпринимателей «Атамекен»:

«Уважаемый Нариман Бактыбаевич!

Объединение юридических лиц в форме ассоциации «Ассоциация владельцев кинотеатров Республики Казахстан «Альянс кинотеатров», пользуясь представленной возможностью, выражает Вам свое уважение и желает успехов в профессиональной деятельности.

Указом президента Республики Казахстан № 285 от 15.03.2020 года «О введении чрезвычайного положения в Республики Казахстан», продленного Указом президента РК за №306 от 14.04.2020 года (далее – указы) и подпунктом 1) пункта 1 Постановления главного государственного санитарного врача министерства здравоохранения Республики Казахстан №20 от 12 марта 2020 года «Об усилении мер по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции в Республике Казахстан на период пандемии» (далее – постановление) в связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии по коронавирусной инфекции в мире и в целях недопущения ввоза, защиты жизни и здоровья населения Республики Казахстан с 13 марта текущего года введен запрет на проведение массовых мероприятий, включая закрытие кинотеатров, детских игровых площадок при торгово-развлекательных комплексах.

Во исполнение указов и постановления все кинотеатры, находящиеся на территории Республики Казахстан, приостановили свою деятельность.

Данные меры в конечном итоге привели к полной остановке деятельности кинотеатров на всей территории Казахстана. В результате кинотеатры не могут осуществлять свою деятельность, что привело к полной потере получаемого дохода. По предварительной оценке, масштаб таких потерь оценивается в начале 2020 года от 10 млрд тенге до 10,5 млрд тенге, что составляет четверть годового оборота. Весь потерянный доход состоит из нескольких факторов:

Прокатная плата от показа фильмов, которая составляет около трети общего дохода кинотеатра. При этом большую часть, 60%, из этого кинотеатры оплачивают кинопрокатным компаниям за исключительное право демонстрации фильма, оставляя себе только 40% от общего валового сбора кинотеатра.

Вторая значительная часть общего дохода уходит на оплату аренды помещений, используемых под кинотеатры.

Третья существенная часть недополученной прибыли – это выдача заработной платы работникам, что в данной ситуации может привести к резкому сокращению обслуживающего персонала.

Большинство кинотеатров на территории Республики Казахстан находятся в долговых обязательствах перед банками. В результате вынужденного простоя кинотеатры не в состоянии погашать кредит, что привлечет за собой большие накопления долгов перед банками.

В скором будущем с момента возобновления работы кинотеатры столкнутся с новыми последствиями, в числе которых: отмена и перенос на более поздние даты (на конец 2020 и на 2021 год) выпуска в прокат всех кинофильмов, запланированных к показу в марте-мае 2020 года, включая значимые и ожидаемые зрителями национальные и зарубежные кинопроекты. По этой причине, по самым оптимистичным прогнозам, покрывать свои убытки кинотеатры смогут начать только к концу текущего года. Получение же реального дохода, который позволит кинотеатрам «выйти в плюс», отодвигается только в ожидаемую перспективу, так как данный бизнес имеет историю долгосрочного развития. Срок окупаемости кинотеатра насчитывает 15-20 лет. В результате этого в ближайшее время ожидается тенденция к закрытию 20-30% вышеназванных объектов.

Указанное подтверждается уже состоявшимся опытом кинотеатров Восточно-Казахстанской области, которые после открытия в отсутствие достаточного пакета кинопродукта, а также низкой покупательской способности потенциального зрителя работают в убыток. В результате в г. Усть-Каменогорске один кинотеатр уже закрыт, работа оставшихся двух кинотеатров находится под большим вопросом.

Помимо вышесказанного, перечисленные тенденции разворачиваются на фоне мирового экономического кризиса, включая Казахстан, что привело в очередной раз к девальвации национальной валюты и падению реальных доходов потенциальных зрителей кинотеатров.

В сложившихся условиях владельцы кинотеатров вынуждены кардинально менять устоявшиеся бизнес-модели в сфере кинотеатрального показа. Наряду с необходимостью решения задач по повышению привлекательности кинотеатров путем их модернизации и реконструкции владельцы кинотеатров вынуждены пересматривать все статьи операционных и капитальных расходов и предпринимать в сложившейся ситуации определенные меры, в том числе такие, как:

  • снижение расходов, резко увеличившихся из-за девальвации национальной валюты, на закупку импортного кинооборудования, комплектующих и специализированных продуктов;
  • ужесточение позиций в спорах кинотеатров и национальных авторских обществ в части размеров отчислений авторского вознаграждения и определения базы расчетов таких вознаграждений;
  • снижение расходов на оплату труда персонала с соблюдением всех норм трудового законодательства Республики Казахстан;
  • снижение расходов на аренду площадей, занимаемых кинотеатрами, как в отдельно стоящих зданиях, так и в составе торгово-развлекательных комплексов.

Руководствуясь вышеуказанным постановлением, принимая во внимание сложившуюся ситуацию, объединение юридических лиц в форме ассоциации «Ассоциация владельцев кинотеатров Республики Казахстан «Альянс кинотеатров» настоящим письмом просит Вас оказать содействие по включению деятельности кинотеатров в перечень отраслей экономики Казахстана как в наибольшей степени пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции. В связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы просим Вас оказать содействие в приостановлении для кинотеатров страны начисления НДС и КПН на период с 2020 по 2023 г., а также отмену отчислений в виде социального налога и ИПН у источника дохода по заработной плате сотрудников на указанный период в связи с тем, что заработная плата – это постоянный, а не переменный расход и не зависит от уровня дохода кинотеатров.

Мы убеждены, что восстановление и дальнейшее развитие бизнеса кинотеатров на рынке Республики Казахстан возможно только совместными действиями.

С уважением,
президент
ОЮЛ «Альянс кинотеатров»

Ягудина М.Ш.»

Жангир Шалекенов​


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Дорога в кинобизнес: где готовят казахстанских Спилбергов и Тарантино

Пока в казахстанском кинематографе синим пламенем горит надежда на братство, единство и солидарность в решении острых проблем киноиндустрии, где-то в Казахстане работает кузница талантов – кует, поддерживает и продвигает.

24 Сентябрь 2020 08:05 523

Проект «Снять за 48 часов» – это конкурс, участники которого за двое суток создают короткометражные фильмы. За 48 часов командам предстоит написать сценарий, снять, смонтировать и отправить организаторам фильм продолжительностью не более четырех минут. И это есть шанс для каждого, кто хочет творить и зарабатывать в кино. Директор проекта Андрей Мануйлов в интервью корреспонденту Inbusiness.kz рассказал, как сегодня работает «Снять за 48 часов», насколько активно в нем участвуют кинематографисты и есть ли в казахстанском кино настоящие самородки.

Андрей, мы много слышим, читаем и сочувствуем новостям о кризисе в кино. Прежде всего я, конечно, говорю о закрытии кинотеатров, да и вообще в отечественном кинематографе мало приятного происходит. Но, побывав на Вашем сайте – проекта – захотелось взять камеру и начать снимать. Много таких, «включенных», «заряженных», готовых пробовать, экспериментировать?

На мой взгляд, относительно немного. Хотя как сказать. Когда в начале 2010-х я сначала участвовал, а после вошел в число организаторов конкурса, с трудом набиралось около 100 работ. Это притом, что на кону была поездка в Лондон! Когда же в 2017 году я со своим другом и коллегой Нариманом Абиевым взялся за организацию этого конкурса, который проводится при поддержке дипломатической миссии США, я поразился, как сильно выросло число участников в пускай хоть и отдаленно, но все-таки похожем конкурсе. В первый год мы получили более 300 короткометражных фильмов, и это казалось чем-то невероятным. Я увидел большое число талантливых молодых ребят. Тогда я понял, как буквально за несколько лет изменилась ситуация в области создания видеоконтента. В частности, благодаря развитию технологий и социальных сетей практически у каждого сейчас есть хорошая видеокамера в смарфтоне и своя аудитория.

Расскажите о запуске проекта – с чего все начиналось, с каких встреч, разговоров, как и о чем договаривались с дипмиссией США в Казахстане? Кто были ваши первые конкурсанты?

В 2016 году ко мне обратились представители генерального консульства США в Алматы и предложили принять участие в тендере на проведение конкурса «Снять за 48 часов». Одним из главных условий было предоставить каждому участнику возможность посмотреть свой фильм на большом экране в кинотеатре, независимо от того, какого качества фильм он сделает. Главное условие – создать фильм за 48 часов. Я получил ТЗ, которое мне показалось довольно сухим, и я расписал свое видение проекта. В деталях и подробностях. Судя по всему, такой подход им пришелся по душе. Изначально это был республиканский конкурс. Нам он достался от предыдущих организаторов. В первый год было прислано около 50 фильмов. Мы с Нариманом поставили себе планку – получить 100 фильмов. В итоге получили в три раза больше! Никто не ожидал такого количества! И вот тогда встал вопрос – как мы покажем все фильмы? Благо, тогда я работал в сети кинотеатров, и нам удалось договориться о хороших условиях размещения всех конкурсных фильмов в кинотеатральной сетке.

По Вашим наблюдениям, Андрей, что привлекает участников конкурса? Возможность показать себя, свой талант в масштабах всей Центральной Азии или это чаще всего спортивный интерес людей, для которых кино – просто хобби, а может, это погоня за чем-то материальным? Насколько вообще возможно, что в проекте могут участвовать дилетанты?

Благодаря конкурсу многие участники пробуют себя в кино и впервые видят свой фильм на экране кинотеатра. И для них это незабываемые ощущения. А команды со стажем могут бросить вызов своему профессионализму, испытав себя в экстремальных условиях. Для некоторых команд участие в проекте  – это действительно спортивный интерес и дело принципа: «Раз те ребята участвуют, то и мы будем. И выясним, кто круче!» А есть и такие участники, для кого важным стимулом явялются именно материальные призы, и это абсолютно нормально!

За пять лет работы конкурса Вам встречались самородки? Какие фильмы Вас впечатлили особенно? Были ли они оценены по достоинству, если мы говорим о том, что  это мощная площадка для начинающих кинематографистов?

Да, конечно, встречались. Изначально это очень талантливые ребята, победа в конкурсе которым, уверен, придавала еще больше веры в себя. Благодаря нашему конкурсу образовывались творческие команды, которые работают до сих пор. Знаю, что после победы в нашем конкурсе команда из Бишкека всерьез решила заняться производством своего первого полнометражного фильма и преуспела в этом. А в этом году мы поддержали нашего трехкратного призера, выделив ему средства на создание научно-популярного сериала «Гипербола кино», цель которого – дать начинающим кинематографистам базовые знания о киноязыке. Таким образом, наши «отличники» и «выпускники» уже делятся своим опытом с новичками. Что касается впечатливших меня фильмов, то на нашем YouTube-канале вы можете найти такие картины, как «И что в этом такого», «Жидкий камень», «Кет Out», «Байпак», «Гопницкая рапсодия», «Ателье», «Марсианин Гриша», «Друг мой – враг мой» и другие. Кстати, в ноябре прошлого года «Друг мой – враг мой», одержавший победу в нашем конкурсе, был признан лучшим азиатским короткометражным фильмом по версии V Всемирного фестиваля азиатского кино в Лос-Анджелесе, США. По-моему, для режиссера-дебютанта это серьезный успех.

Как у вас организована система судейства? Насколько вы прозрачны, справедливы и гуманны?

Судейство проводится в два этапа. У нас есть команда отсмотрщиков, которые ежегодно отсматривают все присланные фильмы. К слову, в 2019 году мы получили 460 конкурсных работ. Их задача выявить 48 фильмов, которые проходят в финал. Здесь уже подключается жюри, куда мы обычно приглашаем профессиональных режиссеров, продюсеров, актеров, кинокритиков и работников средств массовой информации. К сожалению, не всегда решение жюри совпадает с выбором организаторов, но на то оно и независимое жюри, чтобы мы не могли им навязывать свое мнение. Правда, в этом году мы намерены ввести новую номинацию – «Выбор организаторов», поскольку всегда есть фильмы, которые нравятся всей команде, но жюри их почему-то обходит.  

Андрей, сейчас много критики звучит в адрес тем, которые поднимаются в кино, да даже в тех же социальных роликах нет-нет, да случится абсурд. Вы обращаете внимание конкурсантов, на какие темы им следует снимать и какие это темы? Или вы не вправе навязывать? Какие вообще у вас критерии отбора победителей?


Мы даем нашим участникам полную свободу в выборе темы. Мы поощряем разные жанры. Но мы не очень любим, когда участники скатываются в откровенное слезовыжимательство. При оценке фильмов отсмотрщики обращают внимание на художественное качество, оригинальность, киноязык, стиль и техническое исполнение. Не последнее значение имеет то, как участники интегрируют в свои фильмы наше творческое задание. Напомню, что в каждом конкурсном фильме должны появиться заданные нами два предмета, фраза и персонаж. Это делается для того, чтобы мы были уверены, что фильмы были сделаны в конкурсные 48 часов. К слову, фраза имеет большое значение – многие участники отталкиваются от нее, и она может задавать им тему.

Я предполагаю, что ваша аудитория – молодежь большей частью. А что такое казахстанское кино сегодня? Это киностудия «Казахфильм», Асанали Ашимов с одной стороны, низкопробные сериалы и коммерческое кино кавээнщиков – с другой. Возможно, я утрирую, но в целом это все имеет место быть. Какое будущее Вы видите для победителей вашего конкурса в нашей стране? Какая у них миссия?

Какая миссия у наших победителей, пусть лучше они сами скажут. Я могу сказать, какая миссия у нашего конкурса – это развитие и поддержка Центрально-Азиатского киносообщества, поиск молодых талантов. Ежегодно мы бросаем вызов всем неравнодушным к кинематографу и каждый раз находим новые имена. Любой продюсер, любая студия могут найти на нашем YouTube-канале много всего интересного. Кстати, недавно мы встречались с представителями «Казахфильма» и обсуждали возможное сотрудничество. Пока не знаю, к чему это приведет, но интерес со стороны киностудии к нашему конкурсу, безусловно, радует.

Карантин сильно сказался на планах многих мероприятий в киноиндустрии, отменены крупные фестивали, кинорынки. Как пандемия повлияла на ваш проект? Когда новый сезон?

Изначально мы планировали открыть регистрацию весной, съемки конкурсных фильмов должны были пройти в последних числах мая, а кинотеатральные показы в странах Центральной Азии ожидались в июне-июле. Но пандемия внесла свои коррективы. В итоге новый сезон стартует в конце сентября. Съемки конкурсных фильмов пройдут в ближайшие выходные – 26-27 сентября. В октябре к работе приступит команда отсмотрщиков. Если кинотеатры откроются к ноябрю, мы покажем все фильмы на больших экранах. Если не откроются, то будем проводить премьеры в онлайн-режиме. В этом смысле мы даже видим позитивные моменты для проекта, потому что в наших планах впервые в истории конкурса ввести онлайн-голосование. В этом году мы намерены выявить одного из победителей путем вручения приза зрительских симпатий.

Мадина Ерик

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

В Казахстане вдвое сократилось производство кинофильмов

В целом объем услуг в сфере производства фильмов и телепрограмм уменьшился на треть.  

23 Сентябрь 2020 09:30 573

Объем услуг по производству кино- и видеофильмов, телепрограмм, фонограмм и музыкальных записей за первое полугодие составил 17,7 млрд тг — на 31,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (ИФО — 67,5%), finprom.kz.

Среди регионов РК только на Алматы приходится 69,5% от всего объема услуг в секторе: 12,3 млрд тг — на 30,6% меньше, чем за январь-июнь 2019 года.

Следом идет Нур-Султан: 3,3 млрд тг — на 36,6% меньше, чем в прошлом году. На остальные регионы приходится лишь 12,1% от всего объема услуг по РК.

Среди услуг в секторе лидирует по объему деятельность по распространению кино-, видеофильмов и телепрограмм: 6,4 млрд тг, рост за год — на 11,8%.

Услуги по показу кинофильмов ушли в минус в 2,3 раза, до 4,8 млрд тг, что ожидаемо в периоды локдаунов. Напомним: согласно постановлению главного государственного санитарного врача РК от 16 сентября, разрешена работа кинотеатров на открытом воздухе с соблюдением масочного режима и социальной дистанции.

Непосредственно услуги по производству кино-, видеофильмов и телепрограмм сократились в два раза, до 4 млрд тг.

Подпишитесь на наш канал Telegram!