Проспекты, объездная дорога и несколько новых и реконструированных мостов – в планах шымкенстких властей масштабные дорожные работы в ближайшие четыре года. Часть проектов уже начаты, остальные пока только в проектах, но средства на них, а это более сотни миллиардов тенге должны быть выделены из республиканского бюджета. Всего в ближайшей преспективе реализация 11 объектов на сумму 111,9 млрд тенге. При этом больше половины – 71,1 млрд тенге предусмотрены из республиканского бюджета.
Пробивка через несколько микрорайонов проспекта Кунаева, который должен стать хордовым для Шымкента, то есть соединить север с югом по прямой, продолжается уже не первый год. Но назвать работу активной сложно и сейчас. На пути новой дороги 475 участков, требуемых для изъятия, в микрорайонах Сауле и Забадам, а также Старом городе (историческом центре Шымкента). Большинство территории десятки лет застроено частными домами, и власти не могут назвать даже приблизительную сумму, которую планируют выделить на компенсации жителям. При этом рассчитывать на то, что все сразу согласятся на предусмотренные суммы, нельзя. Явно акимат ждут многочисленные суды с недовольными домо- и землевладельцами. На этот момент лишь хозяин 100-летней бани, ранее на ней и заканчивался проспект Кунаева, согласился добровольно освободить участок. Это произошло год назад, однако пока даже этот 700-метровый отрезок не приобрел вид хоть отдаленно похожий на автомобильную дорогу, стройка продолжается. Но чиновники не теряют оптимизма, ведь альтернативный выезд в сторону Ташкента мегаполису и действительно остро необходим.
"В сторону Ташкента из города существует на сегодня единственная дорога – проспект Республики, которая соединяет Сарыагашский район Жетысайский и город Ташкент. Интенсивность машин составляет 55 тыс. машин в сутки. То есть по статистике ежегодно рост машин 15-18%. Для этого нужна альтернативная дорога согласно генплану. Это пробивка улицы Кунаева, общая протяженность составляет21 км, она состоит из семи этапов проектирования. По трем этапам уже вышла экспертиза и начато строительство дорог и мостов. Мост через реку Бадам уже начали работу. От этой дороги мы уже уходим на второстепенные. Она выйдет на старую дорогу К-15 у поселка Рабат. Кунаева 6-полосная, такая и будет продолжаться и дальше, материал – асфальт. Окончание планируем до 2023 года", – сообщил руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента Куатжан Жуматаев.
По кочкам
Кроме этого к 2023-му году в Шымкенте по плану обновится единственная пока объездная дорога А-2 – это участок трассы Алматы-Термез, он соединяет Туркестанскую, Жамбыльскую, Алматинскую области с Ташкентом, протяженностью 31 км. Сегодня эта 2-полосная трасса, построенная в 1982 году, в жутком состоянии, ямы, волны на всем протяжении этого отрезка. Стройку разбили на 8 этапов, а общая сумма затрат 22,7 млрд тенге.
"Эта дорога строилась в 1982 году. Когда строилась, была рассчитана на 6 тонн на ось, а сегодня с новым законодательством идут нормативы 10 тонн на ось допустимая норма. Поэтому у нас она вся в гармошку, потому что нижнее полотно не выдерживает нагрузки. Она 2-полосная, а мы сделаем 6-полосную. Интенсивность транзитных машин составляет на сегодня 17 тыс. в сутки. Это уменьшит заторы и увеличит скорость транзита. При строительстве существующая дорога будет действовать, мы закрыть ее не можем, она единственная. Половину построим, потом снесем старую. Запланировано до 2023года", – отметил Куатжан Жуматаев.
Мост в будущее
По ходу А-2 вокруг Шымкента есть и несколько мостов. К примеру, мост в районе скотного рынка по заключению ЧС признан аварийным. Финансирование в 1,8 млрд тенге еще ожидается из республиканского бюджета, но, по информации Жуматаева, подрядчик уже известен ТОО "ЖБИ-С" работу начал.
"Потом жилой массив Карабастау, они в 2014 году присоединились к черте города. Через Карабастау течет река и там мост в аварийном состоянии, мы начли строительство, это будет 4-полосный мост. А он было фактически в одну полосу. Общая сумма 609 млн тенге, победителем конкурса стал ТОО "АРТ-курылыс". Финансирование ожидаем с республики, еще нету", – признался руководитель управления.
Еще одна масштабная стройка моста на сумму 1,1 млрд тенге стартовала в поселке Бадам-2, также пять лет назад присоединенном к Шымкенту. На вопрос, зачем такому маленькому населенному пункту 6-полосный мост, чиновник ответил, что он в будущем станет частью совершенно новой объездной трассы вокруг мегаполиса.
"Согласно генплану с восточной объездной дорогой вот по этой развязке соединяемся с улицей Толеметова. Это будет после 2025 года. То есть с ташкентского направления, не заезжая в город, можно будет уехать в сторону Ленгера и в Сайрамский район. Мы просим финансирование с республики, потому что это магистральные дороги, а внутриквартальные дороги эти средства будем предусматривать с местного бюджета", – подчеркнул руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента Куатжан Жуматаев.
Где эта улица?
Что касается внутриквартальных объектов, власти мегаполиса пытаются активно развивать помпезно презентованный три года назад микрорайон "Шымкент сити" на 427 га. Здсь пре6дусмотрено строительство многоэтажек на 1,5 млн кВ метров, 4 школы на 7500 мест, 9 детских садов на 5000 мест, поликлиника, скорая, полиция, парк на 49 га, стадион на 30 тыс. мест и конгресс-центр на 2300. Два крупных инвестора компании Highvill и BI-group уже изъявили желание строить на этой территории. Причем Highvill также обязался построить и парк по программе ГЧП.
За счет госбюджета планируется строительство 39 жилых домов и 7 улиц, протяженностью 13,8 км. Сдача первых 9 арендных домов ожидается уже в этом году.
В новом микрорайоне Туран, который занял территории более 1000 га в северо-восточной части города, давно сданы в эксплуатацию два жилых комплекса "Адия" и "Отау строй", однако все еще нет дорог. Стройка трех магистральных улиц – 7,8 км из 33,7 планируемых – началась совсем недавно. Видеоролики об этом активно демонстрировались Премьер-министру РК Аскару Мамину в ходе его визита в Шымкент, но любоваться новостройками пришлось издалека, скорее всего именно по этой причине.
"Управление энергетики и коммунального хозяйства реализует здесь три объекта инфраструктурные и инженерные сети. Это, безусловно, играет большую роль в повышении качества жизни населения. Ведется строительство 1,2 и 7 дороги. Подрядчиками являются ТОО "ЭнергоЭкспорт" и ТОО "Отау-строй". На сегодня освоено более 50% средств. Сдача объектов запланирована к концу 2019 года. Но постараемся раньше, уже в 3 квартале. Сумма трех объектов превышает 2,4 млрд тенге. В целом в микрорайоне предусмотрено 13 дорог. Три начли. По 10 готова проектно-сметная документация. И бюджетная заявка уже направлена в министерство национальной экономики, ждем подтверждения", – сообщил начальник управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства акимата Шымкента Нурлан Аманкулов.
При этом в предоставленных журналистам релизах указано, что пока освоено на строительство 7,8 км автодорог 925 млн тенге, или 37% от общей суммы. На втором этапе планируется строительство еще пяти улиц протяженностью 16,7 км с тротуарами и велодорожками. Для реализации проектов по программе "Развитие регионов – 2020" направлены бюджетные заявки в министерство национальной экономики для выделения средств в сумме 5,4 млрд тенге. Третий этап строительство остальных пяти улиц, 9,1 км стоимость 1,9 млрд тенге.
Кроме того, в Туране решается вопрос с инфраструктурой. Начаты работы по подведению сетей водоснабжения, водоотведения, газа и электроэнергии. Затраты на инженерную инфраструктуру микрорайона 10,4 млрд тенге, на 5 млрд из которых уже готова ПСД. Бюджетная явка также направлена в Минэкономики.
Мира Бахытова, Шымкент