Несмотря на улучшение ситуации, владельцы вагонов и грузоотправители, до сих пор терпят убытки. НПП удалось защитить интересы предпринимателей на 2,3 млрд тенге, передает inbusiness.kz со ссылкой на сайт НПП "Атамекен".
"Да, сегодня мы видим, что брошенных составов по пути следования на Китай стало меньше. По сравнению с зимним периодом количество вагонов сократилось с 10 тыс. до 5 тыс. Однако бизнес по-прежнему терпит убытки, так как часть вагонов до сих пор простаивает. Также есть проблемы с затовариванием грузов на складах в ожидании новых отправок", – рассказал заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Талгат Темирханов.
По данным НПП, собственники вагонов с ноября 2020 года по июль 2021 года потеряли более 7 млрд тенге. В казахстанской Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов пояснили, что до заторов на границе грузоотправители вовремя возвращали составы, максимальный срок задержки доходил до недели. На сегодня нарушение сроков по возврату составляет в среднем 1-1,5 месяца, что негативно сказывается на деятельности операторов вагонов.
Владелец зерновозов – АО "Астык Транс" из-за простоев потеряло более 1 млрд тенге. Более того, часть вагонов до сих пор простаивает на железной дороге, сообщили в компании.
"Основную массу простаивающих зерновозов можно сократить, если китайская сторона примет меры по увеличению обработки вагонов на введенном в сентябре 2020 года в эксплуатацию зерновом терминале на станции Алашанькоу (КНР), который имеет возможность по единовременной обработке грузов до 200 тысяч тонн", – отметили в компании.
Аналогичная ситуация с автомобильными перевозками, добавил Талгат Темирханов. Китайская сторона сократила прием автомобилей с 200 до 30-50 единиц в сутки. Остаются закрытыми 2 из 5 автомобильных пунктов пропуска: Калжат, Майкапчагай.
Национальная палата предпринимателей в декабре 2020 года запросила у министерства индустрии и инфраструктурного развития письмо-разъяснение о ситуации на китайской границе, чтобы предприниматели смогли оформить форс-мажор и сохранить отношения с партнерами.
"Всего с прошлого года мы получили три письма, которые предприниматели могли использовать для оформления форс-мажора. Благодаря свидетельству непреодолимой силы удалось защитить интересы бизнеса на 2,3 млрд тенге. 30 июля "Атамекен" получил еще одно письмо с описанием текущей ситуации по грузоперевозкам на казахстанско-китайской границе, которое предприниматели могут использовать для оформления свидетельства о форс-мажоре", – подчеркнул Талгат Темирханов.
Внешнеторговая палата Казахстана в 2020 году выдала 33 свидетельства, были защищены интересы предпринимателей на 102 млн тенге. С января по август 2021 года выдано 203 свидетельства на сумму 2,2 млрд тенге.
В августе 2021 года КНР продолжает соблюдать карантинные меры, в связи с чем грузопоток сократился с 1 тыс. до 400 вагонов в сутки. АО "НК "Казахстан темир жолы" в связи с ограничениями рекомендовала переориентировать грузы в крытых вагонах и полувагонах на контейнерные отправки.
"Китайская сторона принимает грузы с контейнерами с наименьшими потерями по времени. Но предприниматели сообщают, что есть дефицит контейнеров и фитинговых платформ и им приходится терять время и средства на поиск контейнеров в соседних странах. Это усложняет и делает контейнерные перевозки нерентабельными. Кроме того, в Казахстане пока сохраняются спорные вопросы по тарифообразованию и оборудованию терминалов и ремонтных баз на станциях", – пояснили в Палате предпринимателей.
НПП РК "Атамекен", учитывая сохраняющиеся запреты и ограничения, повторно обратилась в правительство с инициативой провести двусторонние переговоры с Китаем по восстановлению грузопотока между странами. По инициативе Нацпалаты проблему обсудили в рамках 11-го заседания по торгово-экономическому сотрудничеству Казахстанско-китайского комитета по сотрудничеству.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!