Действительно мытарства жильцов девятиэтажного дома на улице Бауржана Момышулы в Усть-Каменогорске подошли к завершению? На капитальный ремонт девятиэтажки, которую строили по государственной программе "Нурлы жол", АО "Казахстанская жилищная компания", входящее в АО "Самрук-Казына", выделило 308 млн тенге. Это произошло лишь после того, как департамент по защите прав потребителей ВКО и общественное объединение "Аманат" выиграли у него суд в пользу жильцов, передает inbusiness.kz.
Как людям приходится платить за чей-то обман
Старший по дому Бахытбек Амренов рассказывает, что девятиэтажку строила по государственной программе "Нурлы жол" компания "Курчум Курылыс" за счет бюджетных инвестиций, в конце 2019 года жилой дом передали в собственность оператору – АО "Байтерек Девелопмент", который вскоре прекратил деятельность, присоединившись к АО "Казахстанская ипотечная компания", которое позже трансформировалось в АО "Казахстанская жилищная компания". А жильцам, вкладчикам АО "Отбасы банк", которые покупали квартиры в ипотеку и теперь платят по 100-140 тысяч тенге ежемесячно, пришлось хлебнуть немало горя.
"Я в этом доме живу с октября 2020 года. Хотя его по бумагам сдали в эксплуатацию 29 ноября 2018 года, эту многоэтажку еще в 2019-2020 годах строили. Активное заселение началось с апреля по декабрь 2020 года. Я все бумаги нашел, – вспоминает Бахытбек Амренов. – Дом сдали в плохом состоянии из-за недобросовестного подрядчика, отсутствия авторского и технического надзора, недосмотра других уполномоченных органов. Уже с первого года эксплуатации в доме стали заметны недостатки в конструкции кровли, которая протекала и затапливала дом с девятого по первый этаж, девять раз в разных местах слетала обшивка. Лопались отопительные трубы, затапливая квартиры и подъезды".
Но это еще не все мытарства жильцов злополучного дома. Из-за плохой теплоизоляции в квартирах зимой образуются наледь, иней, температура едва достигает 10-12 градусов.
"Подрядчик во время стройки делал, что хотел, использовал некондиционные материалы, для утепления взял рассыпную вату вместо плит Izoterm 140. Вата из-за ветра двигается, напирает на обшивку. Когда дождь, снег идет, обшивка слетает. Сейчас между четвертым и пятым подъездом за счет крепких профилей – укрепляющих материалов и шурупов, - мы насадили обшивку. Но в любой момент может произойти обрушение", – перечислил Бахытбек Амренов.
За продажу некачественного товара нужно отвечать
Но спрашивать жильцам было не с кого. Фирма-подрядчик строительства, ТОО "Курчум Курылыс", обанкротилась в июле 2020 года. Жители дома не раз обращались в АО "Казахстанская жилищная компания", в различные уполномоченные и надзорные органы, но безрезультатно. Везде разводили руками – ну, что они теперь могут сделать?
"Мы получали от всех отписки, люди уже стали публично выражать свое недовольство, создавать общественный резонанс, обратились в СМИ и к блогерам. Наши женщины пообещали выйти на голодовку. Все дошло до акима ВКО. Что бы про него ни говорили, а я ему благодарен. Он вник в ситуацию, создал рабочий штаб, стали искать выходы", – рассказал Бахытбек Амренов.
Аким ВКО Даниал Ахметов заявил, что при строительстве дома использовали классическую схему "развода" при попустительстве авторского и технического надзоров.
В итоге жильцы обратились в Департамент по защите прав потребителей ВКО. Однако по закону, этот госорган может подавать в суд только в интересах неограниченного круга лиц, но известно, что в доме проживают 162 семьи.
Тогда глава департамента Қанат Женісбекұлы разработал свой алгоритм: он привлек в качестве истца Общество по защите прав потребителей ВКО "Аманат". И они совместно направили в Усть-Каменогорский городской суд исковое заявление в интересах собственников квартир дома на улице Момышулы в Усть-Каменогорске к ответчику – АО "КЖК". Сам департамент выступил третьим лицом. Таким образом, по отношению к продавцу квартир ненадлежащего качества применили законодательство о защите прав потребителей. И этот случай можно назвать уникальным в стране.
"Согласно законодательству, потребители имеют право на надлежащее качество товара, работы и услуги, – объяснил Қанат Женісбекұлы. – Потребитель, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков товара. Согласно подпункту 4 статьи 24 Закона РК "О защите прав потребителей" продавец (изготовитель, исполнитель) обязаны обеспечить надлежащее качество товара, работы и услуги".
В конце марта суд поддержал все доводы истцов и удовлетворил их исковые требования, обязав АО "КЖК" безвозмездно устранить недостатки при строительстве жилого дома, согласно заключению рабочего проекта по его капитальному ремонту. В дальнейшем жители дома и АО "КЖК" заключили медиативное соглашение. Ответчик взял на себя обязанность заплатить деньги за капитальный ремонт дома в размере больше 308 млн тенге. На днях деньги упали на счет жильцов.
Сейчас жители дома искренне радуются такому исходу, выражают благодарность Департаменту по защите прав потребителей и ОО "Аманат". Они рассказывают, что на днях провели собрание и выбрали местную фирму-подрядчика – ТОО "Курмет Групп", чтобы та провела им капитальный ремонт. Те пообещали его сделать за четыре месяца. Таким образом, защищены права потребителей.
Но все же жильцов беспокоит один вопрос. Почему никто так и не понес ответственности за некачественное строительство, отсутствие должного контроля за его ходом.
Ольга Ушакова