/img/tv.svg
RU KZ
Hang Seng 28 025,19 FTSE 100 7 610,70 KASE 2 345,57 РТС 1 634,32 DOW J 29 335,30 Медь 6 160,84
Погода:
-7Нур-Султан
-5Алматы
Hang Seng 28 025,19 FTSE 100 7 610,70
KASE 2 345,57 РТС 1 634,32
DOW J 29 335,30 Медь 6 160,84
Больше половины жалоб на итоги госзакупок в ВКО обоснованы

Больше половины жалоб на итоги госзакупок в ВКО обоснованы

На сумму более 23,3 млрд тенге установил нарушений только по результатам открытых конкурсов Департамент внутреннего государственного аудита в 2019 году.

26 Ноябрь 2019 12:16 1686

Больше половины жалоб на итоги госзакупок в ВКО обоснованы

В Восточном Казахстане за текущий год значительно уменьшилось в сравнении с 2018 годом число жалоб на итоги государственных закупок в Департамент внутреннего государственного аудита по ВКО. Но зато стала выше доля тех жалоб, которые нашли свое подтверждение в ходе их проверок этим ведомством. Как информировал inbusiness.kz руководитель ДВГА по ВКО Серик Мамаев, к середине ноября 2019 года в департамент поступило 842 жалобы. Из них уже рассмотрели в установленные сроки 827 жалоб, 15 жалоб пока находятся в производстве, потому что не вышел срок рассмотрения. Из рассмотренных обращений в 474 случаях подтвердились доводы заявителей. По 278 жалобам они не нашли своего подтверждения.

«В десяти случаях мы предоставили разъяснения заявителям, 24 обращения перенаправлены в вышестоящий орган для предоставления разъяснений по применению норм законодательства, в отношении 37 обращений прекращено производство на основании встречных заявлений, и четыре жалобы признаны анонимными», – сообщил г-н Мамаев.

По его данным, за аналогичный период 2018 года в департамент поступило 1401 обращение, а из этого количества подтвердились доводы по 602 обращениям и ровно столько же жалоб не нашли своего подтверждения. ДВГА по ВКО предоставил 15 заявителям свои разъяснения, по 128 прекращено производство на основании встречных заявлений, 51 перенаправлена в другие органы, и три жалобы не были рассмотрены по причине анонимности.

Самая мутная сфера – строительство

По информации Серика Мамаева, более трети суммы, выделенной на госзакупки в 2019 году, приходится на открытые конкурсы. На 12 ноября в Восточном Казахстане проведено свыше 375,3 тыс. процедур на выделенную для закупки сумму в свыше 310 млрд тенге. Из них способом открытого конкурса прошли 5583 процедуры на сумму в почти 138 млрд тенге. По итогам проведенных процедур общий объем закупок составил более 302,2 млрд тенге, а по итогам проведенных открытых конкурсов – более 129,5 млрд тенге. Результаты проведенных процедур закупок показали, что условная экономия средств бюджета составила почти 7,9 млрд тенге. Это в общем 2,5% от суммы проведенных закупок.

Из общего числа всех конкурсов, проведенных в 2019 году, камеральным контролем ДВГА по ВКО было охвачено 444 из них по четвертому направлению (это те конкурсы, где сумма превышает 50 млн тенге и по ним есть жалобы). Общая сумма таких конкурсов составила 32,5 млрд тенге.

Департамент установил нарушения по подведению итогов 292 открытых конкурсов на сумму 23,3 млрд тенге. Из них в 169 конкурсах, которые касались закупок строительных работ и работ по текущему ремонту, выявлено нарушений на сумму почти 21,5 млрд тенге. Доля нарушений в этой сфере к общему объему, по данным Серика Мамаева, составляет больше 58%.

По конкурсам, проводимым единым организатором ВКО – Управлением государственных закупок и коммунальной собственности ВКО, нарушения установлены по 28 конкурсам на сумму 8,9 млрд тенге, остальные нарушения приходятся на долю единых организаторов районов и городов, отделов строительств районов и городов.

На втором месте по частоте допущенных нарушений при проведении открытых конкурсов – учреждения образования – школы и колледжи. Здесь выявлено нарушений по подведению итогов в 73 случаях на сумму больше 548 млн тенге. В основном это конкурсы, связанные с приобретением интерактивного оборудования, компьютерной техники, учебных кабинетов.

К слову, по закупкам способом запроса ценовых предложений из охваченных камеральным контролем 1875 процедур на сумму 8,49 млрд тенге нарушения выявлены по 246 процедурам на сумму 985,8 млн тенге. Это 0,8% от общего объема закупок.

Скидка, да не та

В Департаменте внутреннего государственного аудита по ВКО сообщили, что наиболее частые нарушения при проведении процедур госзакупок касаются расчетов значений условных скидок по опыту работы при строительстве. 

«При расчете опыта работы по строительству учитываются выполненные ранее работы, аналогичные и схожие предмету закупки, с учетом функционального назначения, отраслевой принадлежности и технической сложности объекта, – объяснил Серик Мамаев. – Но в отдельных случаях по документам, представленным потенциальными поставщиками, не представляется возможным определение аналогичности и схожести. В этой связи появляется необходимость в установлении дополнительных характеристик работ, уровня сложности, функционального назначения».

По его данным, нарушения имеют место также в сфере закупок инжиниринговых услуг. Практика показывает, что в погоне за объемами поставщики не обращают внимания на качество оказания услуги, которое отходит на второй план после желания победы любой ценой в конкурсе государственных закупок. Эти тенденции ДВГА по ВКО выявил при проведении проверок исполнения договоров. 

«Конкурсы закупок инжиниринговых услуг согласно критериям зачастую не подпадают под камеральный контроль по третьему (это конкурс стоимостью в 5 млн тенге, по которому поступили жалобы) и четвертому направлениям. Но, если по этим конкурсам поступили жалобы, мы проводим камеральный контроль, – отметил Серик Мамаев. – Кроме того, из-за подачи жалоб уже после подведения итогов наш департамент проводит аудит. Все это приводит к затягиванию процесса закупок. Появляется угроза неосвоения средств и проведения работ без сопровождения инжиниринговых услуг».  

Еще одна характерная деталь, по словам г-на Мамаева, заключается в том, что в последнее время наблюдаются факты предоставления участниками конкурсов недостоверных сведений по квалификационным требованиям, которые подтвердились по результатам перепроверок.

«Имеют место случаи необоснованного прямого заключения заказчиками договоров способом из одного источника. Для применения способа заказчики идут на дробление объемов однородных работ, услуг и товаров, невзирая на административную ответственность, предусмотренную законодательством», – добавил он.

По итогам проверок ДВГА по ВКО направил объектам контроля обязательные для исполнения предписание, уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. Также с начала 2019 года департамент подал 15 исков. Девять из них – на признание недействительными договоров о государственных закупках, заключенных с нарушением законодательства. Из них на сегодняшний день находятся в производстве судов три иска. По четырем искам требования департамента удовлетворены в полном объеме, еще по двум отказано в удовлетворении.

В 16 случаях объекты контроля обжаловали действия самого ДВГА по ВКО. Иски поданы на признание недействительными уведомлений и предписаний, внесенных по итогам камерального контроля и аудитов соответствия. Три иска из этого числа находятся в производстве судов, два оставлены без рассмотрения, а по остальным 11 искам отказано в удовлетворении требований истцов.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Во всех госзакупках будут отслеживать долю местного содержания

Это касается в том числе и оборонзаказа.

17 Январь 2020 13:51 2029

Во всех госзакупках будут отслеживать долю местного содержания

Фото: Мария Матвиенко

Об этом на пресс-конференции СЦК сообщил председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов.

По его словам, сейчас местное содержание отслеживает и «Самрук-Казына».

«На совещании с Романом Скляром (заместитель премьер-министра) мы поставили задачу отслеживать также оборонзаказ, недропользователей, такие крупные предприятия, как «АрселорМиттал» и другие. То есть мы хотим охватить 14-15 трлн тенге, все сферы закупок, чтобы там отслеживали долю отечественного товаропроизводителя», – сказал Аблай Мырзахметов.

Закупки недропользователей представляют собой огромный рынок, который оценивается примерно в более чем 5 трлн тенге. Недавно ТШО вывесил свой план закупок, и этот факт глава НПП считает значимым, поскольку происходит он впервые. Сейчас его изучают эксперты НПП.

Глава нацпалаты также объяснил многократный рост местного содержания в госзакупках регионов: только за полгода у поставщиков с сертификатом CT-KZ в несколько раз выросли заказы. Так, к примеру, в пищевой промышленности – в 40 раз! Аналогичная ситуация и по стройиндустрии, мебельной промышленности.

Одна из причин такого роста – работа с акиматами.

«Раньше был бардак в акиматах. (...) У них не было задачи отслеживать отечественных производителей. Они говорили: «Мы же в ВТО, ЕАЭС, зачем нам отслеживать?» Заслуга правительства во главе с Аскаром Маминым в том, что жестко взяли это на контроль, спуску не давали. Все сразу навели порядок. Многие получили выговоры», – говорит Аблай Мырзахметов.

По его словам, важно уделить внимание и продвижению экспорта. Большие перспективы нам может открыть Китай.

«Мы будем продвигать экспорт. Нам крайне важно пробить китайский рынок по пищевой продукции. Он может дать двукратный рост нашему сельскому хозяйству. Мы можем поставлять им продукцию на 17 млрд тенге из того, что он импортирует из других стран. Даже если из этих 17 млрд взять 3-4 млрд, а это вполне реально, тоже хорошо», – говорит он.

Высказался он и по поводу политики протекционизма и необходимости принятия зеркальных мер.

«Миндальничать» с теми, кто нарушает договоренности, не стоит, уверен глава НПП, иначе можно потерять то, что уже наработано.

В целом картина по казахстанскому импорту не самая радужная. По статистике, почти 90% товаров легкой промышленности страна завозит из-за рубежа, тогда как загруженность предприятий составляет всего 55%. В 2018 году доля импорта по мясу птицы составила 50%, сахара – 53%, молока и сливок сгущенных – 67% и т. д.

В настоящее время при НПП создан совет по импортозамещению, который призван помочь бизнесу выработать действенные предложения правительству. Его возглавил опытный производственник – председатель наблюдательного совета группы компаний Alageum Electric Сайдулла Кожабаев.

Айгуль Тулекбаева

Акимат обязан заплатить

Суд встал на сторону предпринимателя, отремонтировавшего ко Дню города Костаная входную арку в центральный сквер.

05 Декабрь 2019 12:53 3645

Акимат обязан заплатить

Фото: Татьяна Шестакова

Окончательное решение в споре между ТОО «Сервис КСТ» и отделом ЖКХ Костаная вынесла апелляционная коллегия Костанайского областного суда, куда акимат пришел с требованием отменить решение суда первой инстанции. С этого момента решение Костанайского специализированного межрайонного экономического суда вступило в законную силу, и акимат Костаная должен выплатить подрядчику 80 млн тенге, согласно договору госзакупок.

Ошибочка вышла

Договор на декоративное оформление входной группы Центрального сквера Костаная отдел ЖКХ города заключил 22 апреля текущего года. Победителем тендера стало ТОО «Сервис КСТ». Как рассказал представитель предприятия Малик Бутабаев, их торопили с выполнением работ, потому что близился День города, который традиционно отмечают в середине августа. Однако уже 30 апреля подрядчик получил письмо с требованием остановить работы. К этому времени, по информации, озвученной ТОО, они уже затратили 19,5 млн тенге.

В Палате предпринимателей пояснили, что имела место ошибка в технической документации. Госзакупки были проведены способом из одного источника в соответствии с п. 3 ст. 39 Закона РК «О государственных закупках». То есть акимат планировал закупить услуги, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых услуг. Но заказчик указал в документах единицу измерения «работы», а значит, проводить закупки из одного источника не имел права. Позднее в суде выяснили, что заказчик просто не нашел на портале госзакупок подходящего наименования для данного проекта. Юристы утверждают, что отдел ЖКХ имел право обратиться к администратору веб-портала с ходатайством о корректировке данных, но не сделал этого.

В результате собственной ошибки акимат предложил подрядчику расторгнуть договор добровольно, однако отказался оплатить уже вложенные в реализацию проекта 19,5 млн тенге. ТОО «Сервис КСТ» отказалось единолично нести такие затраты и продолжило работу в рамках договора. Объект был сдан в срок. Однако технического надзора на площадке не вели. Не приняли в акимате ни одного акта о выполненном объеме работ. Уже в суде стало ясно, что у отдела ЖКХ нет никаких документов, которые бы зафиксировали недовольство властей качеством выполненных работ.

«Всего ТОО «Сервис КСТ» по договору закупок выполнило работ на общую сумму 80 млн тенге, но заказчик работы не принял и не оплатил. Это, по нашему мнению, нарушает ст. 663 Гражданского кодекса. Согласно ей, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче работ, выполненных по договору, обязан немедленно приступить к приемке их результатов», – пояснили эксперты Палаты предпринимателей по Костанайской области.

Суд принял решение в пользу предпринимателя, и теперь акимат будет обязан выплатить указанную в договоре сумму. Однако этот вопрос вынесли на суд Совета по защите прав потребителей, который прошел накануне заседания апелляционной коллегии. Анализ, проведенный специалистами Палаты предпринимателей, показал, что ранее аналогичный договор отдел ЖКХ заключал на обновление входной группы в парке Победы Костаная. И там никаких вопросов по оплате выполненных работ не возникло.

«По нашему мнению, есть признаки воспрепятствования деятельности субъекту предпринимательства. Необходимо мнение: имеются ли признаки неправомерного предпочтения юридическим лицам, так как в случае с ТОО «Сервис КСТ» отдел ЖКХ обращается в суд с иском о расторжении договора, в другом случае принимает и оплачивает выполненные работы», – резюмировали эксперты палаты предпринимателей.

Заместитель руководителя департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по Костанайской области Асхат Искендиров отметил, что ситуация действительно требует изучения и правовой оценки. Более того, анализ Палаты предпринимателей показывает, что жалобы в сфере госзакупок входят в тройку наиболее многочисленных в общей массе обращений, поступающих от предприятий Костанайской области. Ежегодно за помощью в «Атамекен» с этими вопросами обращается до 30 человек.

Основная масса обращений, по данным Палаты предпринимателей по Костанайской области, поступает по искам о признании подрядчиков недобросовестными поставщиками, по отказу в приемке товара, подписанию актов выполненных работ, отказам заказчиков по предоставлению доступа к помещениям для проведения строительных работ, установки оборудования.

В 2019 году суды рассмотрели 1101 дело о признании предпринимателей недобросовестными участниками госзакупок. Акиматы выиграли в 471 случае, в пользу предпринимателей было вынесено 428 решений. По 202 делам госорганам отказано в признании недобросовестным поставщиком, но предпринимателей обязали оплатить неустойку. Такие судебные решения свидетельствуют о том, что существенного вреда заказчик не получил.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: