Больше ездишь – больше платишь

Больше ездишь – больше платишь

12:03 31 Март 2016 4749

Больше ездишь – больше платишь

Автор:

Александр Константинов

Перенос налога на транспортные средства на акцизы на бензин даст, по расчетам правительства, 45.2 млрд тенге дополнительных доходов в бюджет.

Министерство национальной экономики предлагает радикально поменять принцип налогообложения транспортных средств путем отмены действующего налога и переноса его на акцизы на бензин. В результате кардинально поменяется налоговая нагрузка для владельцев автомобилей, а также вырастут акцизы на бензин. На первый взгляд единственным бенефициаром кроме бюджета станут сами налоговики поскольку сбор налога предельно упростится.

Напомним, что в настоящий момент плательщиками налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления).  Не являются плательщиками: плательщики единого земельного налога в пределах нормативов потребности в транспортных средствах,  производители сельскохозяйственной продукции, включая крестьянские и фермерские хозяйства по специализированной сельскохозяйственной технике, перечень которой установлен Правительством,  государственные учреждения по всем транспортным средствам,  участники ВОВ, лица, награжденные орденами и медалями бывшего СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ и приравненные к ним лица, инвалиды, герои СССР и Социалистического Труда, лица, удостоенные званий "Халық қаһарманы", "Қазақстанның Еңбек Epi", награжденные орденом Славы трех степеней и орденом "Отан", многодетные матери, удостоенные звания "Мать-героиня", награжденные подвесками "Алтын алқа", "Күмiс алқа". по одному автотранспортному средству (по легковым автомобилям применяется при объеме двигателя до 4000 куб.см. и в случае регистрации до 31.12.2014г.), а также физические лица по грузовым автомобилям со сроком эксплуатации более семи лет, полученным в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования.

Налогом облагаются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан (за исключением карьерных автосамосвалов грузоподъемностью 40 тонн и выше и специализированных медицинских транспортных средств). Что касается ставок то они дифференцируются в зависимости от объема двигателя, грузоподъемности, количества посадочных мест, и устанавливаются в МРП.

Исчисление налога производится налогоплательщиками самостоятельно и по легковому автотранспорту налог увеличивается на 7 тенге за каждую единицу превышения определенных границ по объему двигателя (от 6363 тенге при объеме двигателя 1.6 л. До 424200 тенге при объеме двигателя свыше 4.7 л.)

Налог надо уплачивать для юридических лиц - до 5 июля текущего налогового периода (текущий платеж), 10 апреля налогового периода, следующего за отчетным (окончательный расчет). Адля физических лиц - 31 декабря текущего налогового периода.

Кроме налога на транспорт владельцы автомобилей платят еще регистрационный сбор, который взимается с физических и юридических лиц за государственную регистрацию, перерегистрацию транспортных средств, а также за выдачу дубликата документа, удостоверяющего государственную регистрацию.  Ставки сбора установлены в МРП в зависимости от вида транспортного средства. При этом за первичную регистрацию автотранспортных средств по сбору установлена прогрессивная шкала ставок в зависимости от срока эксплуатации транспортных средств (от 0,25 до 2500 МРП), а также плату за эмиссию в окружающую среду, которая уплачивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за фактический объем выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников ежеквартально по ставкам в МРП в зависимости от вида используемого топлива.

Как считают разработчики из МНЭ концепции проекта нового налогово-таможенного кодекса "действующий подход к налогообложению ориентирован прежде всего на объект, как на предмет роскоши (чем больше объем двигателя, соответственно, стоимость дороже, тем выше налог и не действуют льготы), и не учитывает экологической составляющей". Кроме того по мнению прежде всего налоговиков есть "сложность определения суммы налога, прежде всего для физических лиц, ввиду необходимости учета факторов, влияющих на размер налога – категория транспортных средств (легковые или грузовые, легковые или автобусы и т.д.), объем двигателя, грузоподъемность, количество посадочных мест, мощность двигателя в киловаттах, в лошадиных силах". Кроме того также разработчики отмечают   "сложность администрирования налога с физических лиц – отсутствие единого реестра транспортных средств (сведения содержатся в эталонных базах данных (БД) разных госорганов), дополнительные расходы государства на создание систем взаимодействия БД, миграция транспорта, отсутствие сведений о наличии права собственности на автотранспортные средства (отсутствует норма о регистрации права собственности на автотранспортные средства), неактуальность сведений БД".

А так же установление льгот, ориентированных на категории налогоплательщиков, а не на объект обложения. По их мнению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий не соответствует международной практике, в соответствии с которой политика обложения ориентируется только на объект и безразлична к статусу владельца объекта. Что касается соответствующей международной практики, то она чрезвычайно разнообразна. Например, поскольку автомобиль рассматривается как источник загрязнения окружающей среды в Германии действует ежегодный платеж за выбросы CO2 (Германия, Франция), во Франции ежегодный платеж от мощности двигателя и за СО2, а в США берется налог с реализации ГСМ. При этом ставки налога (платежа) в Израиле снижаются для экологически чистых авто.

Кроме того практически во всех странах ОЭСР автомобиль рассматривается как  собственность, при регистрации права на которое или при ее реализации уплачивается регистрационный (гербовый) сбор.

Видимо исходя  из понимания международной практики и легкости администрирования разработчики концепции  предлагают "в целях совершенствования налогообложения транспортных средств, введения принципа справедливого налогообложения, когда оплата будет производится пропорционально интенсивности использования автомобиля, стимулирования перехода на экологичные виды транспорта:  отменить налог на транспортные средства с переносом нагрузки в ставки акциза на ГСМ, однако при этом сохранить регистрационный сбор, плату за эмиссии в окружающую среду, СА так же сбор за проезд автотранспортных средств на территории РК". по их мнению, последствия отмены налога на транспортные средства с переносом налоговой нагрузки в акциз позволять достичь соответствия политике сохранения и защиты окружающей среды, а также установить, с их точки зрения,  справедливый подход налогообложения транспортных средств – насколько эксплуатируешь, настолько и платишь. При этом  они честно предупреждают, что для старых автомобилей с небольшим объемом двигателя нагрузка повысится, а для новых, с большим объемом двигателя – значительно снижается.  В качестве примера они приводят следующие расчеты.  

При увеличении акциза на 9 тенге с 1 литра, пробеге автомобиля 14,0 тыс. км в год: - по автомобилю с V -1,6 л. (расход топлива - 7л/100 км) налог составляет 6363 тенге, сумма акциза составит 8 820 тенге. Рост составит 39%.

По автомобилю с V -3,0 л. (расход топлива - 14л/100 км) налог составляет 19 089 тенге, сумма акциза составит 17 640 тенге. Снижение на 8%.

По автомобилю с V – 4,7 л. (расход- 25л/100 км), зарегистрирован до 31.12.14г., налог составляет 227 947 тенге, сумма акциза составит 31 500 тенге. Снижение в 7,2 раза.

По автомобилю с V – 4,7 л. (расход- 25л/100 км), зарегистрирован после 31.12.14г., налог составляет 424 200 тенге, сумма акциза составит 31 500 тенге. Снижение в 13,5 раз. При этом акциз на бензин, которая сейчас составляет 7 тенге на литр вырастет на 9 тенге (16,6 тн), а на дизтопливо, которая сейчас равна 0.4 тенге на литр составит 1.2 тенге на литр.

Это порядок, по мнению разработчиков, экономию ресурсов налогоплательщика и государства по исполнению налоговых обязательств, а также упрощение налогового администрирования, так как контроль налоговых органов сконцентрируется в местах реализации ГСМ (АЗС, базы нефтепродуктов).

Правда, авторы концепции так пока и не определились с вопросом обложения транспорта, работающего на видах топлива, по которым не предусмотрено взимание акциза - воздушные и морские суда, железнодорожный транспорт, транспорт, работающий на газе.

Александр Константинов

nagruzku_na_os_vremenno_ogranichili

verhovnyy_sud_sozdal_kollegiyu_po_investicionnym_sporam

tamozhnya_beret_dobro_nazad

prezident-prizval-hranit-dengi-v-nacvalyute

stabilizaciya_i_liberalizaciya

загрузка

×