Большое интервью с парфюмером: банкротство Dzintars и запуск новой компании

3819

Бывший глава косметической компании Dzintars Илья Герчиков запретит новым владельцам выпускать продукцию под знаменитым логотипом.

Большое интервью с парфюмером: банкротство Dzintars  и запуск новой компании

Вместе с тем предприниматель обещает в ближайшие два-три месяца возобновить производство косметики под новым брендом  Dzintars Beauty, который зарегистрировал за пару дней до банкротства. Вашему вниманию – эксклюзивное интервью с доктором экономических наук, бизнесменом, бывшим руководителем парфюмерно-косметической компании Dzintars.

Илья Залманович, прошлым летом, в 2019 году, журналисты Atameken Business, в том числе и я, были в Латвии. Мы снимали истории успеха латвийских бизнесменов, были и у Вас в гостях. И вот спустя год до нас дошли вести – Dzintars обанкротился. Как так вышло? Расскажите, что случилось?

Чтобы не очень долго и длинно – вообще-то, обанкротилась система. Дело в том, что такие предприятия и другие предприятия без системы кредитования существовать не могут.  После кризиса 2008 года Латвия прекратила кредитовать практически все предприятия, за исключением тех, кто дает или возвращает быстрые кредиты, т. е. строители и торговля.

Если вы посмотрите на цифры, вы увидите, что за  последние 10 лет "банкротировало" или исчезло из регистра более 100 тыс. предприятий Латвии. Так что мы – результат краха системы.

Вы представьте, что такое Dzintars – десятки-сотни наименований ингредиентов. Их нужно купить, накопить, собрать, потом произвести, потом отдать в торговлю, потом подождать день. И, если нет кредитования, такая работа существовать не может.

А вы пытались найти инвесторов, обращались за помощью к государству? Да и Евросоюз поддерживает бизнес, насколько мне известно. Какие шаги вы предпринимали?

Это правда. Евросоюз поддерживает свои предприятия в Германии. Замечательно это видно по автомобильной промышленности и другим видам промышленности. Поддерживает Францию и Англию, но не Латвию.  К бизнесу Латвии вообще относятся так: ну, живешь – живи, а умер – так умер! И мои ошибки существуют, и другие ошибки существуют, но они не главные.

По поводу ошибок… Ваши коллеги по цеху высказались на тему банкротства Dzintars. Они считают, что был неправильный менеджмент, а также была выбрана неправильная  бизнес-модель компании – Dzintars не знает молодое поколение, Dzintars не пробиться на западные рынки. Может быть, поэтому вам не удалось найти инвесторов? Что скажете на этот счет?

Это не коллеги, это коллега! Я в своей практике и на своем предприятии коллегам запрещал делать отзывы в адрес других. Но есть люди, которые не умеют себя сдержать. На самом деле именно этот человек получил от государства стопроцентную большую помощь. Ему дали более 5 млн. Это в то самое время, когда он практически платил мизерные налоги. А Dzintars платил раза в три больше. Так что объективности в этих заявлениях… это очень странно. Во-вторых, я хочу вам сказать, что тот, кто критикует, он не производит самостоятельную продукцию. Это контрактное производство.

Dzintars в сентябре выкупили. Новые владельцы из Эстонии обещают запуск производства в октябре. Однако вы заверяете, что все рецепты у Вас и Вы владеете интеллектуальной собственностью на рецепты и на товарный знак. Насколько мне известно, у Вас судебные споры сейчас. Пролейте свет на эту ситуацию!

Купив это предприятие, эстонский бизнесмен купил только вывеску, то есть слово Dzintars. Он не мог купить ни одну рецептуру,  ни одну технологию, так как они не продавалась. Она находится в моей собственности, она зарегистрирована, и поэтому вопросов у судов нет. Я – автор, и никто это не может оспорить. Речь идет о другом – они хотят оспорить товарный знак. И только это. Но, даже если каким-то образом они выиграют суд,  он или любой другой не может выпускать продукцию под названием Dzintars, так как я обладатель авторских прав этого лого. Я могу дать согласие, могу не дать согласие. Купил он упаковку.

В таком случае, если рецепты принадлежат Вам, какую продукцию будет производить Dzintars под руководством эстонских предпринимателей?

Он никакую продукцию под словом Dzintars производить не может. Это блеф. Он просто обманывает людей. Слово Dzintars – авторское понятие – оно принадлежит мне. Сама вывеска – надпись… кому будет принадлежать – Dzintars (компании) или мне? Вот поэтому идет суд. Он купил здание, сооружения, оборудование – и все.

Почему эстонский предприниматель просто  не пригласил Вас сотрудничать вместе?

Не хочу это обсуждать, это его личное дело. Я никогда не критикую другого человека.

За несколько дней до признания банкротства Вы зарегистрировали Dzintars Beauty. Я правильно понимаю, что под новым брендом вы планируете выпускать все тот же парфюм и косметику старого доброго Dzintars?

За несколько дней до банкротства никто не знал, что будет банкротство, потому что мы были под защитой суда. Но внезапно новый руководитель службы госдоходов изменил решение и подал на банкротство. Этого предвидеть никто не мог.

Конечно, формально он был прав, поскольку мы недоплачивали, мы не все налоги платили. Но им было все равно: есть знаменитая марка – нет знаменитой марки, нужно ли ее поддержать? И вот таков итог.

Очень много желающих было купить, но никто не знал, что существует авторское право. Они думали, что купят Dzintars  и будут знамениты, богаты и т. д.

Я, предвидя все эти ситуации,  зарегистрировал Dzintars Beauty. В июне регистрация подтверждена документально. Поэтому на этом основании я организую новое производство. Новое производство будет производить продукцию такого же высокого уровня и качества – это будет главная цель.

Со мной целая команда. Эта команда никуда не ушла. Она не предает свое интересы. Это главный капитал.

У нас молодые парфюмеры есть, и они будут работать со мной. У нас есть молодые косметологи, и они будут работать со мной. Ведь не только в зарплате дело, есть еще вдохновение, интерес, творчество. Вы спросили, почему именно мне принадлежат рецептуры? Так дело в том, что у меня больше 200 изобретений, столько в Латвии ни у кого нет.

Я единственный  в Латвии награжден  золотой медалью за интеллектуальное развитие ВИП – это международная организация при ОНН. Максимум 1000 человек в мире награждены такой медалью. Поэтому ничего удивительного  в этом нет. Это нормально.

А когда планируете запуск  новой компании? Какие сейчас трудности испытываете? Есть ли у Вас средства?

Назвать конкретные даты я не могу, но процесс идет. Мы подобрали ассортимент, мы подбираем заказы сырья и материалов, оборудования, подыскиваем помещения. Полагаю, что в течение нескольких месяцев мы по всем законам мы запустим то, что мы делали десятки лет хорошо.

Я правильно понимаю, что Вы не дадите  разрешения под вывеской Dzintars производить продукцию?

Да, скорее всего так.

Dzintars Beauty – это будет малый, средний или крупный бизнес? Сколько человек будут трудиться в Вашей компании и какой оборот будет у компании?

Трудно сказать. Некорректно будет с моей стороны называть уже обороты. Но я хочу вам сказать несколько слов о нашем направлении. Мы делали всю жизнь косметику эффективную, натуральную, не злоупотребляя ни супервитаминами, ни химией…на грани фармацевтики. 

Можно сказать, что вы делаете нишевый продукт? Какие рынки сбыта планируете? Озвучьте  бизнес-модель!

Здесь есть проблема. Под словом "ниша" стали выпускать особо дорогую продукцию. Стоит ли она того или не стоит – роли не играло. Главное, это цена – 300, 400 или 1000 евро. Масс-маркет мы делать не будем. Скорее всего, не будет и ниши нижнего края среднего класса, но забубенных цен мы не предполагаем. Мы хотим, чтобы это было доступно для широкой массы.

Роли не играет, в какой стране мы будем продавать. Где находится покупатель, который ценит и понимает, эту продукцию, а я думаю, что наше время пришло. Сегодня слово "натуральный" будет на пьедестале, потому что все уже понимают, что надо жить природой.

Вам в Сети пишут слова поддержки. Я нашла комментарий  из Казахстана. С Вашего позволения озвучу. Пользователь Гульнар Коканова пишет:

"Илья, салем из Нур Султана! Не отчаивайтесь, разработайте хороший маркетинг для казахов, причем без обязательства активизации, а я буду первым партнером".

Что скажете? Интересен Вам Казахстан как рынок сбыта?

Интересен. И более того,  в конце 2019 года мы проделали для Казахстана очень большую работу по натуральной продукции. Там были и зубная паста, и зубной биоэлексир,  и то, что нужно по особенностям кожи. Целый пакет документов ушел по программе "Здоровье народа", которую развивал еще бывший президент. Есть связи с некоторыми фирмами, с удовольствием мы работаем для людей.

Вы напрямую работаете с магазинами?

Нет, мы с магазинами не работаем. Мы работаем с сетью аптек. Мы не можем работать с  одним магазином. Мы не можем делать штучную продукцию. Мы мелкосерийное производство. С теми,  кто будет покупать оптовыми партиями, с ними будем с удовольствием работать.

В аптеках, наверняка, продают лечебную косметику, а  не парфюм. Если вы вобьете в поисковик "Дзинтарс Казахстан", вы увидите, что мелкие магазины в Казахстане перекупают декоративную косметику в России и продают в два раза дороже в нашей стране. Не выгодно ли прямые поставки организовать?

Хотелось бы, чтобы была оптовая торговля развита в Казахстане. Если будут появляться оптовики, которые будут обслуживать десятки-сотни магазинов, будет просто замечательно.

Пандемия похоронила не один бизнес по всему миру. Но в то же время бизнес, ориентированный на диджитал, только выиграл. Это и банки, предлагающие удобные онлайн-продукты, и интернет-магазины. Вы будете делать ставку на онлайн-продажи, не думали вообще отказаться от физических магазинов?

Физические магазины никогда не пропадут, и никаккая пандемия с этим не справится. Онлайн-торговлю будем развивать в обязательном порядке. Она было умирала, но благодаря пандемии она будет развиваться. Но прямые продажи косметики никуда не исчезнут, также вы не понюхаете онлайн-парфюм.

Какие ошибки Вы учли за время правления Dzintars? Озвучьте их! Чего не допустите при ведении новой компании?

Есть. Ошибок много. Первая ошибка – человеческие отношения. Я не мог поднять руку и сокращать людей. Для меня это целая проблема. Она свойственна всем людям моего возраста, которые привыкли к своему коллективу. И это была большая, конечно, проблема.

В сегодняшний реалиях  можно открывать  свой бизнес? Не страшно Вам?

Нет, абсолютно. И это не бизнес, это дело. Я много хожу сейчас. Очень много людей останавливают, все поддерживают и, главное, все очень хотят, чтобы мы продолжали.

Абстрагируясь от косметической фабрики. У вас, в Европе,  мелкому и среднему бизнесу стоит бояться гигантов? Ваше видение?

Начиная с конца 1980-х годов в косметику ворвалась передовая технология – пришли компьютеры, компьютерная рецептура, профессионалы отодвигались – от них избавлялись. Стало все одинаковое. И вообще, все стало стандартно одинаковое. Все теперь перешло на рельсы коммерции…

Бренды, о которых все говорят, стали терять свою значимость. Возникают небольшие фирмы, которые могут сделать качество. Их стало достаточно много, т. е. люди, которые  имеют профессиональный опыт, знания, совесть, они стали создавать свои фирмы небольшого размера и удивительного качества, продукты стали появляться третий или четвертый год. И они завоюют рынок.

Дайте совет начинающим бизнесменам?!

Я не готов давать советы. Дело в том, что это зависит от натуры каждого человека. Есть люди, которые работают ради денег, есть люди, которые работают ради творчества. Я фанат качества по натуре. Качество в жизни, качество поведения, качество продукта – это определяет все. Тогда вы кому-то нужны.

О Вашем чутком обонянии ходят легенды, а может быть, и не легенды вовсе. Вот одно из латвийских СМИ как-то опубликовало следующее. Цитата:

 "Между прочим, он сам исключительно по аромату духов может определить, натуральная блондинка прошла мимо него или крашенная. Илья Залманович уверяет, что брюнетка, даже если она выглядит, как белокурая Жози, никогда не выберет такие же духи, как блондинка".

 Правда ли у Вас есть суперспособность вычислять не натуральных блондинок. Правда ли, по Вашим наблюдениям, брюнетки и блондинки выбирают разные ароматы и, если да, то какие?

Вы знаете, это абсолютная правда. Это легко проверить  в жизни. Дело в том, что брюнеткам свойственны более мощные запахи, терпкие, восточные, пудровые. Они поневоле тянутся  к ним. Поэтому покрасится, не покрасится она… а блондинки больше любят цветочные запахи, больше такие нежные, тонкие. Это натура! Парфюмерия часто бывает индивидуальной, когда никто не навязывает. Но, когда вы хотите быть модной, вы будете выбирать не то, что ваша натура выбирает, а то, что делает реклама.

Илья Залманович, я желаю Вам удачи, успехов! Реализации всего задуманного!

Регина Ким​

Подписывайтесь на телеграм-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться