/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 440,47 Brent 36,55
Реализовать потенциал цифровых технологий

Реализовать потенциал цифровых технологий

Цифровая трансформация входит в число важнейших задач АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ).

18:15 06 Март 2020 7355

Реализовать потенциал цифровых технологий

Автор:

Компания планирует поэтапно внедрять цифровые технологии в производстве для повышения операционной эффективности. О результатах и перспективах цифровизации в АО «Эмбамунайгаз» (ЭМГ), одной из ключевых дочерних организаций КМГ, мы беседуем с заместителем председателя правления по производству компании Канатбеком КАСЫМГАЛИЕВЫМ.

– Канатбек Махмудович, цифровые технологии сегодня существенно меняют привычную производственную деятельность нефтяных компаний. Одной из таких технологий является концепция «интеллектуального месторождения» (ИМ). Расскажите, на какой стадии данный проект находится сегодня в ЭМГ?

– Проект ИМ в ЭМГ стартовал в 2016 году. Он вошел в государственную программу «Цифровой Казахстан». В пилотном режиме проект реализован на небольшом месторождении Уаз в НГДУ «Кайнармунайгаз».

Результатом этой работы стало формирование технологической цифровой модели, которая стала основой для тиражирования на других нефтяных месторождениях. Основным элементом технологической модели в ЭМГ является ситуационный центр в Атырау, который в перспективе должен стать основным аналитическим центром компании, где консолидируется вся цифровая информация с нефтяных месторождений. Другие элементы модели – интеллектуальные станции управления (ИСУ) на скважинах для оптимизации добычи, автоматизированный мониторинг отклонений замеров на скважинах от установленных техрежимов, мониторинг работы бригад текущего ремонта скважин (ТРС) и спецтехники, мониторинг обходов скважин производственным персоналом и так далее.

С целью тиражирования концепции ИМ «КазМунайГазом» совместно с ТОО «КМГ-Инжиниринг» проведена большая работа по подбору и ранжированию месторождений в зависимости от экономической рентабельности и технологической необходимости цифровизации. В результате была утверждена дорожная карта, согласно которой в 2017 году тиражирование выполнено на Прорвинской группе месторождений (Сагидолла Нуржанов, Западная Прорва, Досмухамбетова и Актобе НГДУ «Жылыоймунайгаз»). В 2018 году были охвачены месторождения Жанаталап (НГДУ «Жайыкмунайгаз») и Восточный Макат («НГДУ Доссормунайгаз»).

В прошлом году выполнен первый этап работ по тиражированию действующей системы на месторождении Восточный Молдабек (НГДУ «Кайнармунайгаз»). В настоящее время на указанном месторождении выполняется второй этап работ.

Внедрение концепции ИМ позволило улучшить производственные показатели по межремонтному периоду за счет оптимизации работы скважинного оборудования на 23%, по экономии электроэнергии – на 30% и обеспечить высокий уровень безопасности производства и охраны окружающей среды. Сохраняя приверженность достижению заявленных результатов и поставленных целей, ЭМГ планирует завершить работу по цифровизации рентабельных месторождений в 2023 году. В то же время в компании продолжается изучение новых цифровых решений, в том числе внедренных зарубежными нефтегазовыми компаниями с целью расширения проекта «Интеллектуальное месторождение» и реализации других проектов.

– Каким еще успешным опытом Эмбы в области цифровизации данных Вы можете поделиться?   

– В 2019 году в ЭМГ также реализован проект по автоматизации процессов транспортного обеспечения. Автотранспорт и спецтехника на месторождениях – один из основных активов для поддержания текущей добычи нефти, поскольку они используются для ремонта и текущего обслуживания скважин. Располагая обширным автопарком почти из 700 единиц автотранспорта и спецтехники, компания нуждалась в современном инструменте для эффективного и прозрачного управления данными ресурсами, снижения затрат на обслуживание транспорта, специального оборудования и ГСМ, повышения прозрачности процессов и минимизации влияния человеческого фактора.

Проект реализован посредством установки специального приложения на платформе одного из мировых производителей программного обеспечения, с помощью которого была автоматизирована цепочка процессов управления спецтехникой, от этапа запуска заявки мастером цеха на автотранспорт или спецтехнику до закрытия водителем путевого листа и заявки. По результатам проекта удалось автоматизировать процессы транспортного обеспечения, настроить прозрачный учет затрат с детализацией до первичных проводок, устранить дублирующие операции и снизить расход ГСМ до 25%, увеличить коэффициент использования транспорта и технической готовности. В настоящее время компания перешла на единую систему управления автотранспортным парком.

– Как отразилось внедрение цифровых технологий на деятельности компании?

– В целом трехлетний опыт цифровизации производства в «Эмбамунайгазе» показывает высокую экономическую эффективность от грамотных управленческих решений, принимаемых в том числе за счет получения достоверной картины по ключевым производственным процессам компании в результате автоматизации. Немаловажно, что к работникам пришло понимание, что цифровизация не влечет за собой сокращение персонала, а позволяет выявить «узкие места» в производственной цепочке, снижает производственные потери и удельную себестоимость добычи нефти, а также повышает безопасность труда.

Цифровизация – новый, старый тренд

Как пандемия изменит банковские технологии?

31 Июль 2020 08:39 1675

Цифровизация – новый, старый тренд

Самоизоляция и карантин ускорили многолетний переход клиентов банков от традиционных отделений к мобильным и интернет-приложениям. Из-за covid зависимость от наличных платежей существенно снизилась в большинстве стран, отмечается в опросе McKinsey. Судя по этому исследованию, многие потребители намерены и дальше пользоваться дистанционным банковским обслуживанием.

В Казахстане с марта по июнь, по данным Нацбанка, число пользователей онлайн-сервисов банков выросло на 8,9 млн человек и составило на начало июля 25,3 млн пользователей. «Если говорить о наиболее выраженных трендах, то главный из них – самоизоляция и социальная дистанцирование, а соответственно повышение спроса на цифровые услуги. Карантин способствовал перетоку большой части наших клиентов из офлайна в онлайн. С завершением карантина данная тенденция сохранится», – рассказали в Jýsan Bank.

В Банке ЦентрКредит также считают, в ближайшее время ключевым трендом в развитии банковского сектора станет продвижение удаленных каналов обслуживания, повышение скорости и качества предоставляемых услуг, что в свою очередь требует активного внедрения автоматизации процессов, цифровизации данных, гибкости и технологичности решений.

«Тотальная цифровизация охватила практически все участки работы банков, и именно она предоставляет возможность кардинально улучшить качество обслуживания, персонализировать продукты и услуги при существенном сокращении издержек», – отмечает председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло. Именно поэтому цифровизация, увеличение доли дистанционных каналов продаж и обслуживания клиентов, а также уменьшение доли операций с наличностью в пользу увеличения объемов безналичного оборота – вот главные тренды на ближайшее будущее в банковской сфере. «Банки, которые смогут быстрее перестроить свои продукты, услуги и сервисы, сориентировав их на новые потребности клиентов, выйдут из этого кризиса с меньшими потерями», – считает глава банка.

Осторожность к технологиям

Однако, как считает директор, руководитель группы консультирования в области ИТ, KPMG в Казахстане и Центральной Азии Константин Аушев «на рынке все же преобладало осторожное поведение, нежели ускорение работы над программами цифровизации, у банков – особенно. В плане предложения онлайн-услуг они и до карантина были в «передовиках», а с ожидаемым замедлением роста экономики, определенными шагами регулятора, сдерживающими рост доходности банковских услуг, банки стали еще аккуратнее, чем раньше, относиться к любым инвестиционным проектам». По его словам, клиенты стали больше пользоваться онлайн-каналами в силу недоступности отделений, а банки стали больше работать с клиентами в плане обучения пользования этими каналами и где-то слегка нарастили количество доступных в онлайне операций.

«Я думаю, что как раз с ослаблением карантинных мер и переходом к росту экономики у банков появится новый импульс к цифровизации», – отметил он. На пике карантина в мире аналитики прогнозировали, что бизнес ИТ-интеграторов и разработчиков покажет наибольшее падение в 2021 году, но уже в 2022 сможет выйти и обогнать докризисные показатели.

«Сейчас мы видим, что банки активно выходят с различными запросами и к нам, как к ИТ-консультантам, и к рынку ИТ-разработчиков. Решения принимаются долго, проекты зачастую ограничиваются небольшими и недорогими пилотами, но в целом можно проследить явный интерес к облачным технологиям (особенно, по обработке больших данных), роботизации процессов и искусственному интеллекту, поиску новых моделей партнерства с финтех-игроками и телеком-операторами и, конечно, к продвинутым решениям по информационной безопасности. В связи с этим, я думаю, что в течение года и сами ИТ-компании смогут нарастить свой портфель интересных предложений для банков», – считает Константин Аушев.

В будущем, по его мнению, фокус будет оставаться на создании удобных платежных механизмов. «Поэтому мы будем видеть больше интеграций на рынке между операторами платежных систем, полноценную работу механизмов удаленной идентификации, не требующих прихода в офис банка для, скажем, открытия счета, будет появляться больше встроенных средств оплаты (в различные ритейловые сервисы, маркетплейсы, мобильные приложения). Я думаю, что все-таки мы увидим принципиально по-новому функционирующие электронные или цифровые деньги, которые будут запускаться под руководством инфраструктурных участников рынка (бирж, МФЦА, Национального банка, различных министерств)», – подчеркнул он.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Цифровизация глазами бизнеса

Как предприниматели оценивают уровень технологического развития отраслей в Казахстане.

07 Май 2020 08:00 2399

Цифровизация глазами бизнеса

Технологическое развитие цифровых технологий, коммуникаций связи и информации в Казахстане, согласно независимому рейтингу «Деловой климат 2019» НПП «Атамекен», оценивается предпринимателями сравнительно высоко. Хуже обстоят дела в глазах бизнеса с технологичностью в машиностроении, сборочных производствах.

Общее технологическое развитие частного сектора оценивается ниже среднего. По четырехбалльной шкале показатель по внедрению инноваций и модернизации предприятий составил 2,5 балла.

Наиболее высокая цифровизация в региональном разрезе в 2019 году отмечается в Мангистауской и Акмолинской областях. Последние позиции занимают Костанайская, Павлодарская и Западно-Казахстанская области.

Если говорить о внедрении цифровых технологий в отраслевой разбивке, то лидирующими сферами стали: электроснабжение, водоснабжение и ТБО. Сельское хозяйство и торговля отстают, показали результаты опроса.

Как отмечается в исследовании, цифровые технологии больше всего применялись в коммуникациях, банках, сдачах отчетности и цифровизации систем безопасности.

Использование современных технологий в коммуникациях, банковской деятельности, при сдаче отчетности высоко оценивается в Нур-Султане, Акмолинской и Актюбинской областях, в сферах образования, электроснабжении и строительстве.

Чаще всего внедрялись инновации в системе безопасности. Особенно в этом преуспели в Западно-Казахстанской, Кызылординской и Атырауской областях, а также в таких отраслях, как: проживание и питание, обрабатывающая промышленность, здравоохранение.

Отметим, социологическое исследование «Деловой климат 2019» проводилось с сентября по ноябрь минувшего года. Участниками опроса стали 3091 представитель малого и среднего предпринимательства. По результатам данной работы выработаны рекомендации по улучшению ситуации в сфере технологического развития.

В частности, отмечается о необходимости принятия программы развития местных электросетей, трансформаторных подстанций и других коммуникаций, которые в данный момент не могут обеспечить потребности бизнеса и производства, при существующем профиците по республике в размере 10-15% из-за изношенности местных коммуникаций. Также рекомендуется обеспечить независимый аудит качества выполнения технологических, строительных работ при государственных закупках. Заявляется о необходимости создания программы, аналогичной дорожной карте бизнесае, в сфере развития технологических и научных частных предприятий. Помимо этого, государству нужно поддерживать специалистов в сфере технологий. Регионы и населенные пункты нуждаются в широкополосном Интернете.

Автоматизация налогового администрирования

Одним из наиболее автоматизированных госорганов по оказанию госуслуг в Казахстане, отмечают в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», является комитет государственных доходов министерства финансов РК. Комитет внедрил контроль прослеживаемости товаров, работ и услуг на базе ЭСФ. Также в КГД имеется централизованная база данных, что позволяет вести аналитический контроль центральным аппаратом. Однако в системе налогового администрирования есть несовершентства. Так, полагают в НПП, требует пересмотра система налогового контроля, которая бы не доставляла сложностей налогоплательщикам.  

В Казахстане для всех налогоплательщиков действует единственный электронный сервис «Кабинет налогоплательщика». Это не позволяет направлять адресную информацию, подавать в электронном виде запросы в налоговый орган для получения информации, необходимой для исполнения налогового обязательства.

Также в Казахстане поэтапно вводилось применение онлайн-ККМ, внедряется трехкомпонентная интегрированная система (онлайн-ККМ, складской учет и POS-терминал). В этой связи имеет смысл рассмотреть вопрос отмены требования по представлению налоговой отчетности налогоплательщикам, использующим ТИС.

Карина Алимова