/img/tv1.svg
RU KZ
Реализовать потенциал цифровых технологий

Реализовать потенциал цифровых технологий

Цифровая трансформация входит в число важнейших задач АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ).

18:15 06 Март 2020 9451

Реализовать потенциал цифровых технологий

Автор:

Компания планирует поэтапно внедрять цифровые технологии в производстве для повышения операционной эффективности. О результатах и перспективах цифровизации в АО «Эмбамунайгаз» (ЭМГ), одной из ключевых дочерних организаций КМГ, мы беседуем с заместителем председателя правления по производству компании Канатбеком КАСЫМГАЛИЕВЫМ.

– Канатбек Махмудович, цифровые технологии сегодня существенно меняют привычную производственную деятельность нефтяных компаний. Одной из таких технологий является концепция «интеллектуального месторождения» (ИМ). Расскажите, на какой стадии данный проект находится сегодня в ЭМГ?

– Проект ИМ в ЭМГ стартовал в 2016 году. Он вошел в государственную программу «Цифровой Казахстан». В пилотном режиме проект реализован на небольшом месторождении Уаз в НГДУ «Кайнармунайгаз».

Результатом этой работы стало формирование технологической цифровой модели, которая стала основой для тиражирования на других нефтяных месторождениях. Основным элементом технологической модели в ЭМГ является ситуационный центр в Атырау, который в перспективе должен стать основным аналитическим центром компании, где консолидируется вся цифровая информация с нефтяных месторождений. Другие элементы модели – интеллектуальные станции управления (ИСУ) на скважинах для оптимизации добычи, автоматизированный мониторинг отклонений замеров на скважинах от установленных техрежимов, мониторинг работы бригад текущего ремонта скважин (ТРС) и спецтехники, мониторинг обходов скважин производственным персоналом и так далее.

С целью тиражирования концепции ИМ «КазМунайГазом» совместно с ТОО «КМГ-Инжиниринг» проведена большая работа по подбору и ранжированию месторождений в зависимости от экономической рентабельности и технологической необходимости цифровизации. В результате была утверждена дорожная карта, согласно которой в 2017 году тиражирование выполнено на Прорвинской группе месторождений (Сагидолла Нуржанов, Западная Прорва, Досмухамбетова и Актобе НГДУ «Жылыоймунайгаз»). В 2018 году были охвачены месторождения Жанаталап (НГДУ «Жайыкмунайгаз») и Восточный Макат («НГДУ Доссормунайгаз»).

В прошлом году выполнен первый этап работ по тиражированию действующей системы на месторождении Восточный Молдабек (НГДУ «Кайнармунайгаз»). В настоящее время на указанном месторождении выполняется второй этап работ.

Внедрение концепции ИМ позволило улучшить производственные показатели по межремонтному периоду за счет оптимизации работы скважинного оборудования на 23%, по экономии электроэнергии – на 30% и обеспечить высокий уровень безопасности производства и охраны окружающей среды. Сохраняя приверженность достижению заявленных результатов и поставленных целей, ЭМГ планирует завершить работу по цифровизации рентабельных месторождений в 2023 году. В то же время в компании продолжается изучение новых цифровых решений, в том числе внедренных зарубежными нефтегазовыми компаниями с целью расширения проекта «Интеллектуальное месторождение» и реализации других проектов.

– Каким еще успешным опытом Эмбы в области цифровизации данных Вы можете поделиться?   

– В 2019 году в ЭМГ также реализован проект по автоматизации процессов транспортного обеспечения. Автотранспорт и спецтехника на месторождениях – один из основных активов для поддержания текущей добычи нефти, поскольку они используются для ремонта и текущего обслуживания скважин. Располагая обширным автопарком почти из 700 единиц автотранспорта и спецтехники, компания нуждалась в современном инструменте для эффективного и прозрачного управления данными ресурсами, снижения затрат на обслуживание транспорта, специального оборудования и ГСМ, повышения прозрачности процессов и минимизации влияния человеческого фактора.

Проект реализован посредством установки специального приложения на платформе одного из мировых производителей программного обеспечения, с помощью которого была автоматизирована цепочка процессов управления спецтехникой, от этапа запуска заявки мастером цеха на автотранспорт или спецтехнику до закрытия водителем путевого листа и заявки. По результатам проекта удалось автоматизировать процессы транспортного обеспечения, настроить прозрачный учет затрат с детализацией до первичных проводок, устранить дублирующие операции и снизить расход ГСМ до 25%, увеличить коэффициент использования транспорта и технической готовности. В настоящее время компания перешла на единую систему управления автотранспортным парком.

– Как отразилось внедрение цифровых технологий на деятельности компании?

– В целом трехлетний опыт цифровизации производства в «Эмбамунайгазе» показывает высокую экономическую эффективность от грамотных управленческих решений, принимаемых в том числе за счет получения достоверной картины по ключевым производственным процессам компании в результате автоматизации. Немаловажно, что к работникам пришло понимание, что цифровизация не влечет за собой сокращение персонала, а позволяет выявить «узкие места» в производственной цепочке, снижает производственные потери и удельную себестоимость добычи нефти, а также повышает безопасность труда.

НПП «Атамекен»: для новых IT-продуктов в сфере здравоохранения будет создана площадка

Вопросы реализации мероприятий дорожной карты электронного здравоохранения обсудили на площадке НПП «Атамекен».

14 Август 2020 16:06 4254

Открывая совещание, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила, что дорожная карта позволила сделать работу по развитию электронного здравоохранения более системной.

«С 2017 года НПП «Атамекен» поднимает вопрос цифровизации процессов в медицинской сфере. Внедрение электронного паспорта здоровья должно было позволить отслеживать все записи пациента – посещения врача, его анализы, снимки и т. д. Интеграция баз данных медорганизаций должна была сделать прозрачной всю систему прохождения финансов в сфере здравоохранения. Результаты цифровизации мы уже видим – внедрена электронная очередь, медорганизации в основном ведут карты пациентов в электронном виде, есть достаточно широкий функционал медицинских IT-систем. Пациенты получили доступ к своим записям и увидели приписки – это тоже плюс цифровизации. Двойной контроль, о котором мы всегда говорили. Но этого, конечно, недостаточно. Основная проблема – отсутствие интеграции информационных систем не решена, и это все еще создает неудобства как медработникам, так и пациентам,» – отметила Юлия Якупбаева

Дорожная карта, подписанная минздравом и НПП «Атамекен» в начале июня т. г., разработана в тесном сотрудничестве с медицинским и IT-сообществом. Она состоит из пяти разделов:

  • архитектура платформы;
  • обмен и защита персональных данных;
  • улучшение бизнес-процессов и изменения в НПА;
  • взаимодействие с Фондом обязательного медицинского страхования;
  • взаимодействие с аптечными сетями и другими организациями.

И содержит 44 мероприятия.

Директор департамента цифровизации здравоохранения МЗ РК Бейбут Есенбаев рассказал о проводимой минздравом работе в рамках дорожной карты по решению проблемных вопросов электронного здравоохранения.

«Мы сформировали пакет материалов по каждому пункту. Разработка проекта архитектуры уже закончена и направлена в комиссию по цифровизации. Разработка единого классификатора медицинских услуг в работе, и мы просим бизнес оказать нам содействие в его разработке. Разработка и утверждение единого классификатора лекарственных средств реализована в виде проекта приказа. Однако разработка классификатора медизделий затруднена, и мы просим помощи экспертов. Пакет документов достаточно большой, нам важно, чтобы рынок ознакомился и дал обратную связь», – отметил Бейбут Есенбаев.

Председатель наблюдательного совета ТОО «ЦИТ «ДАМУ» Наталья Киль заострила внимание на несовершенстве нормативной базы. По словам спикера, пока нет четкого описания бизнес-процессов, из-за этого страдают как НПА, так и практическая реализация.

«Разработчикам в укор ставят временные затраты на заполнение данных, которые необходимо вводить медикам. Но это не наша вина, а нормы приказа. В итоге врачу не остается времени на работу с пациентом. И какой бы метод ввода данных мы ни предложили, первое, что нужно сделать, – описать стандартные бизнес-процессы для медорганизаций. Должна быть очерчена минимальная номенклатура данных, которые необходимы для минздрава, а лишние поля и сведения необходимо убрать», – сказала Наталья Киль.

Спикер добавила, что, например, при направлении на ПЦР-тест медики заполняли форму из 30 полей.

В процессе обсуждения участники пришли к выводу, что необходимы отдельные подгруппы для обсуждения вопросов:

  • интеграции МИС;
  • мониторинга информбезопасности;
  • подготовки описания бизнес-процессов;
  • хранения тяжелых файлов;
  • телемедицины;
  • оптимизации форм отчетности;
  • оценки качества оказанных медуслуг;
  • по санитарному паспорту и эпиднадзору;
  • по вопросам ФСМС и т. д.

Также, учитывая большой поток предложений по развитию IT-продуктов в сфере здравоохранения, поддержано предложение по созданию отдельной площадки с участием широкого круга экспертов, «Атамекена», минздрава и МЦРИАП.

Так, по словам руководителя ТОО «Учет и управление» Виталия Ермоленко, представлявшего решение по созданию сервиса «Электронный рецепт»:

«Мы предлагаем оттолкнуться от существующих наработок на базе РЦРЗ. Работа практически завершена на площадке «МедЭлемента», затраты на это составят ноль тенге. Кроме того, мы предлагаем, помимо оцифровки лекарственных средств, провести оцифровку инструкций и предоставить свободный доступ как медорганизациям, так и аптекам, гражданам. Готовы рассмотреть варианты оцифровки медизделий», – сказал спикер.

Свои предложения относительно внедрения информационной системы PACS (хранение «тяжелых» файлов) озвучил директор ТОО «ЛАБМЕДСЕРВИС Еникеев Рустам Рамисович.

Резюмируя итоги совещания, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила:

«Если мы реализуем хотя бы 60% мероприятий дорожной карты, то нас ждет реальное продвижение в вопросах цифровизации медицинской отрасли. Для проработки ключевых задач необходимо создать проектный офис. Причем подгруппы по направлениям, которые были обозначены, должны возглавить практики из рынка. Также важно создать площадку для обсуждения конкретных IT-продуктов в сфере здравоохранения. Участников и предложений много, и, если минздрав откроет API, рынок будет развиваться стремительно».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Цифровизация – новый, старый тренд

Как пандемия изменит банковские технологии?

31 Июль 2020 08:39 6753

Самоизоляция и карантин ускорили многолетний переход клиентов банков от традиционных отделений к мобильным и интернет-приложениям. Из-за covid зависимость от наличных платежей существенно снизилась в большинстве стран, отмечается в опросе McKinsey. Судя по этому исследованию, многие потребители намерены и дальше пользоваться дистанционным банковским обслуживанием.

В Казахстане с марта по июнь, по данным Нацбанка, число пользователей онлайн-сервисов банков выросло на 8,9 млн человек и составило на начало июля 25,3 млн пользователей. «Если говорить о наиболее выраженных трендах, то главный из них – самоизоляция и социальная дистанцирование, а соответственно повышение спроса на цифровые услуги. Карантин способствовал перетоку большой части наших клиентов из офлайна в онлайн. С завершением карантина данная тенденция сохранится», – рассказали в Jýsan Bank.

В Банке ЦентрКредит также считают, в ближайшее время ключевым трендом в развитии банковского сектора станет продвижение удаленных каналов обслуживания, повышение скорости и качества предоставляемых услуг, что в свою очередь требует активного внедрения автоматизации процессов, цифровизации данных, гибкости и технологичности решений.

«Тотальная цифровизация охватила практически все участки работы банков, и именно она предоставляет возможность кардинально улучшить качество обслуживания, персонализировать продукты и услуги при существенном сокращении издержек», – отмечает председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло. Именно поэтому цифровизация, увеличение доли дистанционных каналов продаж и обслуживания клиентов, а также уменьшение доли операций с наличностью в пользу увеличения объемов безналичного оборота – вот главные тренды на ближайшее будущее в банковской сфере. «Банки, которые смогут быстрее перестроить свои продукты, услуги и сервисы, сориентировав их на новые потребности клиентов, выйдут из этого кризиса с меньшими потерями», – считает глава банка.

Осторожность к технологиям

Однако, как считает директор, руководитель группы консультирования в области ИТ, KPMG в Казахстане и Центральной Азии Константин Аушев «на рынке все же преобладало осторожное поведение, нежели ускорение работы над программами цифровизации, у банков – особенно. В плане предложения онлайн-услуг они и до карантина были в «передовиках», а с ожидаемым замедлением роста экономики, определенными шагами регулятора, сдерживающими рост доходности банковских услуг, банки стали еще аккуратнее, чем раньше, относиться к любым инвестиционным проектам». По его словам, клиенты стали больше пользоваться онлайн-каналами в силу недоступности отделений, а банки стали больше работать с клиентами в плане обучения пользования этими каналами и где-то слегка нарастили количество доступных в онлайне операций.

«Я думаю, что как раз с ослаблением карантинных мер и переходом к росту экономики у банков появится новый импульс к цифровизации», – отметил он. На пике карантина в мире аналитики прогнозировали, что бизнес ИТ-интеграторов и разработчиков покажет наибольшее падение в 2021 году, но уже в 2022 сможет выйти и обогнать докризисные показатели.

«Сейчас мы видим, что банки активно выходят с различными запросами и к нам, как к ИТ-консультантам, и к рынку ИТ-разработчиков. Решения принимаются долго, проекты зачастую ограничиваются небольшими и недорогими пилотами, но в целом можно проследить явный интерес к облачным технологиям (особенно, по обработке больших данных), роботизации процессов и искусственному интеллекту, поиску новых моделей партнерства с финтех-игроками и телеком-операторами и, конечно, к продвинутым решениям по информационной безопасности. В связи с этим, я думаю, что в течение года и сами ИТ-компании смогут нарастить свой портфель интересных предложений для банков», – считает Константин Аушев.

В будущем, по его мнению, фокус будет оставаться на создании удобных платежных механизмов. «Поэтому мы будем видеть больше интеграций на рынке между операторами платежных систем, полноценную работу механизмов удаленной идентификации, не требующих прихода в офис банка для, скажем, открытия счета, будет появляться больше встроенных средств оплаты (в различные ритейловые сервисы, маркетплейсы, мобильные приложения). Я думаю, что все-таки мы увидим принципиально по-новому функционирующие электронные или цифровые деньги, которые будут запускаться под руководством инфраструктурных участников рынка (бирж, МФЦА, Национального банка, различных министерств)», – подчеркнул он.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!