"Большой процент бизнеса находится еще в каменном веке"

4639

Автоматизация бизнеса в ВКО составляет около 0,1%, что привело к неизбежным потерям в период ЧП, считает создатель ТОО Smart Innovations Рустам Салахутдинов.

"Большой процент бизнеса находится еще в каменном веке"

Почему многие предприниматели Восточного Казахстана оказались не готовы к введению режима ЧП в стране и дополнительных ограничительных мер в Семее и Усть-Каменогорске, как можно было избежать длинных очередей за пропусками и чем выгодна оцифровка бизнеса, inbusiness.kz рассказал создатель и владелец ТОО Smart Innovations по автоматизации бизнеса Рустам Салахутдинов.

"Что я вижу сейчас? Многие люди замерли в ожидании чего-то, в надежде, что все само собой рассосется. Кто-то кинулся что-то предпринимать в плане автоматизации бизнеса, выкладывая колоссальные деньги. И при этом они не просчитывают, что можно сделать это намного дешевле", – говорит Рустам Салахутдинов. 

К доставкам не готовы    

На семинарах в Палате предпринимателей ВКО в рамках проекта "Бизнес-советник" он уже два года говорит представителям начинающего и действующего бизнеса о том, как важно его оцифровывать, переводить в онлайн.  Рустам Салахутдинов объясняет, что предпринимателям необходимо вести четкий учет движения товаров, переходить в электронную коммерцию. Эти компоненты должны быть между собой соединены, причем чем меньше соединяющих элементов, тем лучше.

"Я все время повторяю: "Чем быстрее вы это сделаете, тем легче будете адаптироваться к изменениям рынка, легче выживать, – добавляет Рустам Салахутдинов. – И вот сейчас ко мне обращаются предприниматели из сферы торговли, общепита. Многие не подготовились к новым реалиям. А мы им еще до этого говорили, чтобы они из закрывшихся торговых центров хотя бы забрали свои товарные остатки, свезли их куда-то, хоть домой, хоть в гараж. Ведь если у вас закрыт торговый центр, то вы вряд ли туда попадете. Забрав же товарные остатки, можно было бы продолжать работу из дома и возить на доставку".

Вопрос – в технологиях

Сейчас в ВКО есть пять-шесть компаний, которые занимаются автоматизацией бизнеса. Многие ИП, ТОО и просто народные умельцы оказывают бизнесу помощь в создании интернет-магазинов. Еще несколько компаний занимаются системами лояльности. Но, по словам Рустама Салахутдинова, только его компания Smart Innovations предоставляет предпринимателям комплексные решения, оказывая более двух десятков услуг в сфере автоматизации, прежде всего розничного бизнеса, сферы торговли и общепита. Рустам Салахутдинов решил оказывать помощь бизнесу в автоматизации в 2017 году. Он пытался создать свое дело задолго до этого, еще в 19 лет. Занимался ремонтом и покраской автомобилей. По его словам, у него, как у предпринимателя, были взлеты и падения, он уходил в работу по найму, но такой вид деятельности его тяготил.

"Три года назад стал заниматься изучением рынков. Обратил внимание на то, что в топ-5 находятся именно те мировые компании, которые занимаются информационными технологиями. И я решил попробовать, – вспоминает Рустам Салахутдинов. – Стал анализировать ниши, что нужно людям, что нужно предпринимателям, что нужно миру и нашей стране в целом. И понял, что большая проблема есть у МСБ. Если у крупного бизнеса имеются финансовые и административные ресурсы, возможности вести учет по тому же движению товаров, купить программное обеспечение, то малый бизнес на грани выживания. Кроме элементарного учета товаров, что не каждый делает, надо работать с клиентом".

По словам Рустама Салахутдинова, он стал искать решения, которые были бы недорогими, функциональными, удобными и понятными, могли бы помочь предпринимателю выводить свой бизнес на новый уровень. Так, Рустам Салахутдинов стал учеником Школы молодых предпринимателей при Совете деловых женщин ПП ВКО. 

"Там я набирался опыта и знаний, стал углубляться, что лучше открыть – ИП, ТОО, анализировал риски, тот вид деятельности, которым планирую заниматься. Вот эти азы помогли в какой-то мере сориентироваться", – говорит он.

Так на свет появилось ТОО Smart Innovations. Потом Рустам Салахутдинов, по его словам, анализировал различные решения, которые нужно было опробовать в первую очередь, насколько они удобны. Некоторые проекты, в первую очередь, по автоматизации торговли, предлагал клиентам.

"Это автоматизированный учет движения товаров. Я стал устанавливать автоматизированные системы управления торговлей, программное обеспечение "Автоматизированный товарный учет", сканеры штрих-кода. Один из первых клиентов – это продуктовый магазин "Ассорти". Были и такие клиенты, которые потом ушли с автоматизации из-за текучки персонала", – привел он примеры. 

Рустам Салахутдинов говорит, что дважды подавал в ФРП "ДАМУ" на получение гранта, но так их не получил. Этот опыт он воспринимает позитивно, потому что уже после подготовил проект по комплексной автоматизации МСБ. Пока в связи с режимом ЧП выдачу грантов приостановили, но бизнесмен не теряет надежды. 

"Также я участвовал в программе "Деловые связи" НПП "Атамекен". Разрабатывал комплексный проект по автоматизации общественного питания, именно по школьным столовым. Даже несколько пилотных проектов поставил. Мой проект победил, и мы должны были ехать на стажировку в Германию.  Но опять же в связи с этими событиями поездку отложили", – поделился Рустам Салахутдинов.

Сейчас его компания работает по аутсорсингу с другими компаниями и физическими лицами. Конечно, говорит предприниматель, в силу специфики его предприятия очень сложно найти квалифицированные кадры. Более того, члены его команды теперь работают из дома. Их офис закрыт, опечатан, а арендодатель пока не решил вопрос с оплатой.

"Но направление работы мы не поменяли. Как занимались автоматизацией, переводом в онлайн, то же самое мы и продолжаем делать. Объясняем предпринимателям преимущества такого ведения бизнеса, – говорит Рустам Салахутдинов. – Мы можем им помочь. Кто-то, кто долго думал, спрашивает по ценам каждую неделю. На услуги автоматизации, программное обеспечение мы цены не меняли. Даже сделали такие льготные условия, чтобы проще было перейти. Но на оборудование мы зависим от изготовителей. Цены на него в последний месяц поднялись примерно на 15-20%. К примеру, недорогой сканер штрих-кода стоил 15 тыс. тенге, сейчас –  17 тыс., моноблок стоил 180 тыс., стал 220 тыс.".

По словам Рустама Салахутдинова, огромное число предпринимателей в ВКО еще не оценили преимущества автоматизации. К примеру, они осуществляют доставку с помощью телефона, Instagram, что не всегда надежно и грозит потерей клиентов. 

"Больший процент предпринимателей остались в каменном веке. Вот сколько канальных линий необходимо, чтобы обеспечить нужный объем доставки по телефону?  Многие еще не понимают, что каналы связи с потребителями – это самый важный момент, потому что если мы принимаем заказы по телефону, то за одну минуту физически не можем принять 10 заказов, или нужно 10 человек. Если у меня все автоматизировано, то за одну минуту мне может свалиться 50 заказов. Конечно, надо использовать и бесплатные инструменты. Но нередко бывает, что заказчик пишет в direct Instagram о том, что ему необходимо, а ему не отвечают. По телефону он тоже не дозвонился, вот и воспользовался услугами другой компании. Кроме того, ваш аккаунт в соцсетях могут удалить, заблокировать за нарушение правил, и вся база клиентов будет утеряна безвозвратно", – считает Рустам Салахутдинов.

Если процесс полностью автоматизировать, говорит предприниматель, то продавец товара всегда будет видеть, есть ли он в наличии. В помощь – различные маркетинговые инструменты, ограничения по зонам доставки, обозначение минимальной суммы заказа, бонусные программы, информация о своих клиентах.  Также возможно связать продуктовые магазины с поставщиками напрямую, экономить деньги на найме торговых представителей. Сейчас очень много возможностей, чтобы вести бизнес на "удаленке", на доставке, говорит Рустам Салахутдинов.

По его мнению, в век цифровых технологий можно было автоматизировать процессы контроля над работой предприятий и без пропусков, за которыми в Семее и Усть-Каменогорске была давка. Более того, своей цели власти так и не добились, потому что пропуска, лишенные системы защиты, легко подделать.

"Есть случаи, когда люди, не предоставляя документы о наличии ТОО или ИП, получали красные пропуска. Проблема в том, что процесс выдачи не оцифрован. Как понять, кому дали, не дали? Но этот процесс можно было просто и легко автоматизировать. Есть электронные базы предприятий, контактные данные по предприятиям, возможность коммуницировать тоже. Конечно, об этом надо было раньше думать. Для определения количества сотрудников стоило давно вводить электронные трудовые договоры. Но информацию по сотрудникам и так можно получить. Весь процесс можно было оцифровать, сделать в электронном варианте, без всякого ажиотажа", – считает Рустам Салахутдинов.

В то же время, говорит он, более 50% сотрудников на предприятиях МСБ работают нелегально. Не раз предприниматели жаловались, что их работники занимаются хищениями товара, а потом выяснялось, что они трудятся неофициально, а по документам этот товар нигде не проходит. Более того, по словам Рустама Салахутдинова, если бы в ВКО были полноценными автоматизация торговли, внедрение облачных систем учета, то не было бы необходимости в рейдах на рынки и магазины с целью мониторинга цен.

"До 2023 года многим предпринимателям дали возможность не платить налоги, - резюмирует Рустам Салахутдинов. – Советую вложить их в автоматизацию, развитие бизнеса, а не себе в карман. Автоматизация – это не дорого, дороже этого  – не сделать сегодня".

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться