/img/tv1.svg
RU KZ
«Большой процент бизнеса находится еще в каменном веке»

«Большой процент бизнеса находится еще в каменном веке»

Автоматизация бизнеса в ВКО составляет около 0,1%, что привело к неизбежным потерям в период ЧП, считает создатель ТОО Smart Innovations Рустам Салахутдинов.

10:38 11 Апрель 2020 3688

«Большой процент бизнеса находится еще в каменном веке»

Автор:

Ольга Ушакова

Почему многие предприниматели Восточного Казахстана оказались не готовы к введению режима ЧП в стране и дополнительных ограничительных мер в Семее и Усть-Каменогорске, как можно было избежать длинных очередей за пропусками и чем выгодна оцифровка бизнеса, inbusiness.kz рассказал создатель и владелец ТОО Smart Innovations по автоматизации бизнеса Рустам Салахутдинов.

«Что я вижу сейчас? Многие люди замерли в ожидании чего-то, в надежде, что все само собой рассосется. Кто-то кинулся что-то предпринимать в плане автоматизации бизнеса, выкладывая колоссальные деньги. И при этом они не просчитывают, что можно сделать это намного дешевле», – говорит Рустам Салахутдинов. 

К доставкам не готовы    

На семинарах в Палате предпринимателей ВКО в рамках проекта «Бизнес-советник» он уже два года говорит представителям начинающего и действующего бизнеса о том, как важно его оцифровывать, переводить в онлайн.  Рустам Салахутдинов объясняет, что предпринимателям необходимо вести четкий учет движения товаров, переходить в электронную коммерцию. Эти компоненты должны быть между собой соединены, причем чем меньше соединяющих элементов, тем лучше.

«Я все время повторяю: «Чем быстрее вы это сделаете, тем легче будете адаптироваться к изменениям рынка, легче выживать, – добавляет Рустам Салахутдинов. – И вот сейчас ко мне обращаются предприниматели из сферы торговли, общепита. Многие не подготовились к новым реалиям. А мы им еще до этого говорили, чтобы они из закрывшихся торговых центров хотя бы забрали свои товарные остатки, свезли их куда-то, хоть домой, хоть в гараж. Ведь если у вас закрыт торговый центр, то вы вряд ли туда попадете. Забрав же товарные остатки, можно было бы продолжать работу из дома и возить на доставку».

Вопрос – в технологиях

Сейчас в ВКО есть пять-шесть компаний, которые занимаются автоматизацией бизнеса. Многие ИП, ТОО и просто народные умельцы оказывают бизнесу помощь в создании интернет-магазинов. Еще несколько компаний занимаются системами лояльности. Но, по словам Рустама Салахутдинова, только его компания Smart Innovations предоставляет предпринимателям комплексные решения, оказывая более двух десятков услуг в сфере автоматизации, прежде всего розничного бизнеса, сферы торговли и общепита. Рустам Салахутдинов решил оказывать помощь бизнесу в автоматизации в 2017 году. Он пытался создать свое дело задолго до этого, еще в 19 лет. Занимался ремонтом и покраской автомобилей. По его словам, у него, как у предпринимателя, были взлеты и падения, он уходил в работу по найму, но такой вид деятельности его тяготил.

«Три года назад стал заниматься изучением рынков. Обратил внимание на то, что в топ-5 находятся именно те мировые компании, которые занимаются информационными технологиями. И я решил попробовать, – вспоминает Рустам Салахутдинов. – Стал анализировать ниши, что нужно людям, что нужно предпринимателям, что нужно миру и нашей стране в целом. И понял, что большая проблема есть у МСБ. Если у крупного бизнеса имеются финансовые и административные ресурсы, возможности вести учет по тому же движению товаров, купить программное обеспечение, то малый бизнес на грани выживания. Кроме элементарного учета товаров, что не каждый делает, надо работать с клиентом».

По словам Рустама Салахутдинова, он стал искать решения, которые были бы недорогими, функциональными, удобными и понятными, могли бы помочь предпринимателю выводить свой бизнес на новый уровень. Так, Рустам Салахутдинов стал учеником Школы молодых предпринимателей при Совете деловых женщин ПП ВКО. 

«Там я набирался опыта и знаний, стал углубляться, что лучше открыть – ИП, ТОО, анализировал риски, тот вид деятельности, которым планирую заниматься. Вот эти азы помогли в какой-то мере сориентироваться», – говорит он.

Так на свет появилось ТОО Smart Innovations. Потом Рустам Салахутдинов, по его словам, анализировал различные решения, которые нужно было опробовать в первую очередь, насколько они удобны. Некоторые проекты, в первую очередь, по автоматизации торговли, предлагал клиентам.

«Это автоматизированный учет движения товаров. Я стал устанавливать автоматизированные системы управления торговлей, программное обеспечение «Автоматизированный товарный учет», сканеры штрих-кода. Один из первых клиентов – это продуктовый магазин «Ассорти». Были и такие клиенты, которые потом ушли с автоматизации из-за текучки персонала», – привел он примеры. 

Рустам Салахутдинов говорит, что дважды подавал в ФРП «ДАМУ» на получение гранта, но так их не получил. Этот опыт он воспринимает позитивно, потому что уже после подготовил проект по комплексной автоматизации МСБ. Пока в связи с режимом ЧП выдачу грантов приостановили, но бизнесмен не теряет надежды. 

«Также я участвовал в программе «Деловые связи» НПП «Атамекен». Разрабатывал комплексный проект по автоматизации общественного питания, именно по школьным столовым. Даже несколько пилотных проектов поставил. Мой проект победил, и мы должны были ехать на стажировку в Германию.  Но опять же в связи с этими событиями поездку отложили», – поделился Рустам Салахутдинов.

Сейчас его компания работает по аутсорсингу с другими компаниями и физическими лицами. Конечно, говорит предприниматель, в силу специфики его предприятия очень сложно найти квалифицированные кадры. Более того, члены его команды теперь работают из дома. Их офис закрыт, опечатан, а арендодатель пока не решил вопрос с оплатой.

«Но направление работы мы не поменяли. Как занимались автоматизацией, переводом в онлайн, то же самое мы и продолжаем делать. Объясняем предпринимателям преимущества такого ведения бизнеса, – говорит Рустам Салахутдинов. – Мы можем им помочь. Кто-то, кто долго думал, спрашивает по ценам каждую неделю. На услуги автоматизации, программное обеспечение мы цены не меняли. Даже сделали такие льготные условия, чтобы проще было перейти. Но на оборудование мы зависим от изготовителей. Цены на него в последний месяц поднялись примерно на 15-20%. К примеру, недорогой сканер штрих-кода стоил 15 тыс. тенге, сейчас –  17 тыс., моноблок стоил 180 тыс., стал 220 тыс.».

По словам Рустама Салахутдинова, огромное число предпринимателей в ВКО еще не оценили преимущества автоматизации. К примеру, они осуществляют доставку с помощью телефона, Instagram, что не всегда надежно и грозит потерей клиентов. 

«Больший процент предпринимателей остались в каменном веке. Вот сколько канальных линий необходимо, чтобы обеспечить нужный объем доставки по телефону?  Многие еще не понимают, что каналы связи с потребителями – это самый важный момент, потому что если мы принимаем заказы по телефону, то за одну минуту физически не можем принять 10 заказов, или нужно 10 человек. Если у меня все автоматизировано, то за одну минуту мне может свалиться 50 заказов. Конечно, надо использовать и бесплатные инструменты. Но нередко бывает, что заказчик пишет в direct Instagram о том, что ему необходимо, а ему не отвечают. По телефону он тоже не дозвонился, вот и воспользовался услугами другой компании. Кроме того, ваш аккаунт в соцсетях могут удалить, заблокировать за нарушение правил, и вся база клиентов будет утеряна безвозвратно», – считает Рустам Салахутдинов.

Если процесс полностью автоматизировать, говорит предприниматель, то продавец товара всегда будет видеть, есть ли он в наличии. В помощь – различные маркетинговые инструменты, ограничения по зонам доставки, обозначение минимальной суммы заказа, бонусные программы, информация о своих клиентах.  Также возможно связать продуктовые магазины с поставщиками напрямую, экономить деньги на найме торговых представителей. Сейчас очень много возможностей, чтобы вести бизнес на «удаленке», на доставке, говорит Рустам Салахутдинов.

По его мнению, в век цифровых технологий можно было автоматизировать процессы контроля над работой предприятий и без пропусков, за которыми в Семее и Усть-Каменогорске была давка. Более того, своей цели власти так и не добились, потому что пропуска, лишенные системы защиты, легко подделать.

«Есть случаи, когда люди, не предоставляя документы о наличии ТОО или ИП, получали красные пропуска. Проблема в том, что процесс выдачи не оцифрован. Как понять, кому дали, не дали? Но этот процесс можно было просто и легко автоматизировать. Есть электронные базы предприятий, контактные данные по предприятиям, возможность коммуницировать тоже. Конечно, об этом надо было раньше думать. Для определения количества сотрудников стоило давно вводить электронные трудовые договоры. Но информацию по сотрудникам и так можно получить. Весь процесс можно было оцифровать, сделать в электронном варианте, без всякого ажиотажа», – считает Рустам Салахутдинов.

В то же время, говорит он, более 50% сотрудников на предприятиях МСБ работают нелегально. Не раз предприниматели жаловались, что их работники занимаются хищениями товара, а потом выяснялось, что они трудятся неофициально, а по документам этот товар нигде не проходит. Более того, по словам Рустама Салахутдинова, если бы в ВКО были полноценными автоматизация торговли, внедрение облачных систем учета, то не было бы необходимости в рейдах на рынки и магазины с целью мониторинга цен.

«До 2023 года многим предпринимателям дали возможность не платить налоги, - резюмирует Рустам Салахутдинов. – Советую вложить их в автоматизацию, развитие бизнеса, а не себе в карман. Автоматизация – это не дорого, дороже этого  – не сделать сегодня».

Ольга Ушакова

Акимат ВКО объяснил нюансы закупок б/у припаромников

Чиновники утверждают, что коммерческое предложение владельца понтонов для причаливания паромов было для них самым оптимальным и по стоимости, и по срокам.  

23 Сентябрь 2020 10:15 2659

Перед началом закупок, говорят в областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог, ими был проведен анализ стоимости изготовления и монтажа аналогичных припаромников. К тому же выяснилось, что их аналогов в Казахстане практически нет, а новые понтоны оказались «дорогим удовольствием».

«До финансирования мы запрашивали ценовые. В соответствии с коммерческим предложением ТОО «Семейский судостроительно-судоремонтный завод» стоимость изготовления, монтажа и доставки одного понтона составит 1,302 млрд тенге. Срок изготовления только одного понтона – шесть-семь месяцев (изготовления трех понтонов придется ждать минимум полтора года. – Авт). Но на это нужно время, а период без навигации у нас короткий. Паромы максимум три месяца стоят. Январь, февраль и конец марта», – сообщает руководитель отдела пассажирского транспорта управления Айжан Рахимбаева.

В итоге остановились на предложении ТОО «Кокжал», собственника припаромников, по которому стоимость одного несамоходного судна составляет 25 млн тенге и понтон «не потребует времени на изготовление и монтажные работы», так как находится на переправе «Кызыл Ту». Общая сумма, выделенная на приобретение б/у припаромников, – 75 млн тенге.

В областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог отмечают, что меры по приобретению припаромников были приняты для бесперебойной работы паромов и во избежание социальной напряженности среди населения Курчумского района, пользующегося услугами паромной переправы. Также для исключения выплаты арендной платы владельцу за использование припаромников.  Ежемесячно аренда только одного понтона обходилась бюджету в 1 млн тенге.

«Приплыли» в госсобственность

Ранее, в апреле нынешнего года, в коммунальную собственность возвращены паромы.

До 2013 года они находились в частных руках. С 2013 до 2018 года были на балансе управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО. В марте 2018 года в соответствии с планом приватизации предприятие со 100%-ным участием государства, ТОО «Қалқымалы өткел», оно же собственник дизель-электроходов «Иртыш» и «Курчум», было передано в доверительное управление с правом последующего выкупа ТОО «Құйған Айлағы».

«Это (ТОО «Құйған Айлағы») тоже предприятие господина Ержана Скакова. ТОО «Қалқымалы өткел» было передано ему в доверительное управление на конкурсной основе. Всего было три участника. Он предложил самую большую стоимость, 717 млн тенге, при оценочной стоимости 363 млн тенге. Мы передали ему в доверительное управление, были определены условия договора: оплатить первоначальный взнос 54,4 млн тенге, обеспечивать бесперебойную перевозку транспортных средств, пассажиров и грузов теплоходами-паромами, следить за техническим состоянием паромов, отдавать часть денег в бюджет. В течение трех лет они должны были полностью возместить расходы и забрать паромы в собственность при соблюдении всех условий. Но условия они не соблюли, и, соответственно, паромы мы забрали в госсобственность. Решением специализированного межрайонного экономического суда по ВКО от 06.01.2020 г. договор доверительного управления ТОО «Қалқымалы өткел» между ГУ «Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности» и доверительным управляющим ТОО «Құйған Айлағы» расторгнут», – сказала Айжан Рахимбаева.

Припаромники же, по ее словам, впервые за долгие годы перешли в государственную собственность.

По следам госзакупок

Напомним, inbusiness.kz писал о том, что в области купили три несамоходных судна для причаливания паромов у нынешнего владельца за цену, многократно превышающую его стоимость. Как выяснилось, в ноябре 2018 года тогдашний владелец припаромников Ержан Скаков продал припаромники по цене 1,5 млн тенге за штуку КХ «Кокжал», а когда и по какой цене они ему достались, остается неизвестным.

Конкурс по лоту «Приобретение трех припаромников для переправы «Кызыл Ту» управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог проводился несколько раз. Почему-то приглашенный поставщик, собственник припаромников, КХ «Кокжал», как следует из протокола итогов конкурса, отказался от участия в конкурсе. Затем на конкурс по доверенности владельца, КХ «Кокжал», заходит другой поставщик – ИП «Аманбаева Н. О.», который и продает понтоны. Этот факт нам показался очень интересным. 

Жанар Асылханова, ВКО

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Предприниматели настаивают в суде на том, что «Востоквзрывпром» является протеже властей ВКО

В Усть-Каменогорском городском суде решается вопрос о назначении психолого-лингвистической экспертизы по высказываниям бизнеса о ТОО «Востоквзрывпром»

19 Сентябрь 2020 08:13 3751

В Усть-Каменогорском городском суде завершили беседы с участниками процесса по иску «Востоквзрывпрома» к ответчикам – директору ТОО «ДСУ-14» Александру Федосову и директору ТОО «ГРК «Топаз» Булату Багадаеву о защите деловой репутации. Поводом для подачи заявлений в суд стали высказывания предпринимателей на брифинге 1 июня 2020 года  о том, что, по их мнению, ТОО «Востоквзрывпром» необоснованно выигрывает большую часть конкурсов в Восточном Казахстане. При этом зачастую не имеет нужных специалистов и техники, а при проведении госзакупок по спецпорядку это предприятие стало победителем 70% конкурсов по реконструкции и ремонту дорог в Усть-Каменогорске.

Также июньские выступления касались того, что ТОО «Востоквзрывпром» при выполнении работ выдает за свои пробуренные еще в советское время скважины, нередко у них принимают работы по липовым актам, а все вопросы решаются по звонку. «Востоквзрывпром» просит суд признать такие сведения не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию предприятия, обязать ответчиков опровергнуть их публично, на последующей пресс-конференции.

Помимо предпринимателей, в процессе участвуют представители госорганов, СМИ.

С участниками процесса провели уже четыре беседы, на которых решались организационные вопросы, а на последней рассматривали ходатайство, поданное представителем ТОО «Востоквзрывпром» Ириной Дубровской о назначении психолого-филологической экспертизы по высказываниям предпринимателей.

Психолог «Востоквзрывпрому» не помощник

Но ответчики категорически не согласны с ее назначением и уверены, что таким образом истец почему-то хочет затянуть судебный процесс. По их мнению, ни один филолог и психолог не сможет установить, соответствуют ли действительности сведения, которые озвучили на брифинге перед СМИ и госорганами бизнесмены. Более того, предприниматели готовы представить суду дополнительные данные, которые, по их мнению, доказывают их правоту, что «Востоквзрывзпрому» оказывают покровительство чиновники.

«Тогда уже без всякой филолого-лингвистической экспертизы будет ясно, влияют они или нет, – говорит Розита Багадаева. – Если они не соответствуют действительности, то тогда можно назначать экспертизу. А если соответствуют, то о какой экспертизе вообще может идти речь? Какой филолог или лингвист может говорить, влияет ли это на их деловую репутацию? Факты у нас имеются, и мы их суду предоставим. И надо сначала исследовать все факты. Об экспертизе на данный момент даже речи быть не может! Должна быть юридическая оценка, но я полагаю, что эти вопросы давным-давно решены, это специально было заявлено стороной, которая желает растянуть процесс».

«Какой я вам шоумен?»

Позицию адвоката полностью поддержал один из ответчиков, Александр Федосов. Он полностью настаивает на своих доводах, представленных на июньском брифинге.

«Если они просят пресс-конференцию, то будет им пресс-конференция, – заявил он суду. – А в экспертизе нет необходимости. Но мы не боимся никакой экспертизы, потому что докажем свою правоту языком фактов и цифр».

Александр Федосов также заявил о том, что он предъявил директору ТОО «Востоквзрывпром» Дмитрию Сомову встречный иск, потому что тот после июньского брифинга публично назвал его шоуменом, а сам брифинг – шоу.

«Какой я вам шоумен?» – возмутился он на суде.

Представители третьего лица – ТОО «ГРК «Топаз» – также настаивают на том, что в отношении истца не были допущены клевета, оскорбления, негативная оценка как личности, не было высказываний, носящих оскорбительный характер. Все слова предпринимателей, по их словам, подтверждаются фактами и никак не повлияли на деловую репутацию истца, они продолжают работать, как и раньше.

По словам Александра Федосова, на июньском брифинге было высказано много спорных позиций, ряд обвинений «очень жестких в отношении коррупционных действий или хотя бы как минимум беззаконных действий отдельных чиновников». Впоследствии, по его данным, часть информации уже подтвердили органы государственного внутреннего аудита.

«В 2016 году комиссия под председательством акима Ахметова (акима ВКО. – Прим. авт.) и секретаря комиссии Баярбекова отклонила «Востоквзрывпром» от участия в конкурсе на Васильевскую переправу, – привел Александр Федосов примеры. – А в 2017 году, приняв к сведению те же самые документы, исправленные печати, фальсифицировав работы в Павлодаре, о чем запросы делали журналисты, его (ТОО «Востоквзрывпром». – Прим. авт.) допустили к миллиардным конкурсам. Это как понимать? Это все доказательно! А с мая по июнь проведено 15 конкурсов, 11 отдано «Востоквзрывпрому» и ТОО «ДСУ-11». Это как можно, имея ранг чиновников, довольно высокий, взять и это все оспорить? Из этих 11 конкурсов четыре конкурса признаны госаудитом незаконными из-за того, что незаконно отстранены участники».

Теперь 2 октября служители Фемиды проведут предварительное слушание дела по иску ТОО «Востоквзрывпром» к Александру Федосову, Булату Багадаеву. Но ранее, 24 сентября, пройдет заседание коллегии по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда по апелляционной жалобе ТОО «Востоквзрывпром» на решение СМЭС по ВКО, по которому это предприятие признано недобросовестным участником госзакупок.

Ольга Ушакова

Подпишитесь на наш канал Telegram!