Бороться надо не с инфляцией, а с ее причинами

Алина Альбекова Алина Альбекова
10711

Концентрация Нацбанка только на инфляции без учета ее влияния на другие показатели может привести к крайне негативным последствиям.

Бороться надо не с инфляцией, а с ее причинами

Концентрация Нацбанка только на инфляции без учета ее влияния на другие показатели может привести к крайне негативным последствиям.

Финрегулятор практически полностью игнорирует аспекты промышленного и в целом экономического роста, считает управляющий директор – директор департамента экономики Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" Нурлан Сакуов.

- Попытки центрального банка бороться с ростом цен монетарными способами, понимая, что цены во многом растут не из-за роста денежной массы, а из-за высокой доли импорта в потребительских продуктах, сводятся к непродуктивным действиям, – говорит представитель НПП.

По мнению Нурлана Сакуова, инфляция в Казахстане не монетарная, а импортируемая. Она вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен. То есть значительный объем ввоза товаров из-за рубежа, а точнее недостаточный внутренний производственный сектор и относительно волатильный обменный курс, как раз обуславливают импортируемую инфляцию в Казахстане. К примеру, в 2014 году доля импорта в общем объеме ресурсов РК составила: по одежде и обуви – 97,6%, по основным фармацевтическим продуктам – 92%, по автотранспортным средствам – 91%, по мясу птицы и пищевым субпродуктам – 54%, по переработанным и консервированным овощам – 81%, по сухому молоку – 90%.

Главной причиной инфляции директор департамента экономики НПП называет обменный курс:

- Это подтверждают исследования сотрудников Нацбанка, которые показывают, что ни денежная масса, ни денежная база не являются значимыми факторами инфляции в Казахстане. Согласно эконометрическим оценкам, среди данных факторов только обменный курс тенге является значимой причиной инфляции. По сути, изменение обменного курса практически сразу отражается в росте цен и на инфляции.

Собеседник abctv.kz отмечает, что политика инфляционного таргетирования, которую придерживается Национальный банк Казахстана, направлена на удержание уровня годовой инфляции в заданном коридоре. Нацбанк в рамках режима инфляционного таргетирования поставил задачу к 2020 году снизить уровень годовой инфляции до 3-4%. Одним из условий внедрения инфляционного таргетирования является переход на свободно плавающий обменный курс тенге. То есть данный режим монетарной политики определяет обменный курс в качестве целевого ориентира по обеспечению стабильной инфляции, говорит Нурлан Сакуов.

Однако в результате перехода на инфляционное таргетирование было подорвано доверие к тенге и регулятору, снизился уровень кредитования экономики, констатирует эксперт. Так, на 1 сентября 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года объемы выданных кредитов экономике снизились на 6%, что оказывает сдерживающее воздействие на рост ВВП в текущем году.

Идею и практику инфляционного таргетирования, по словам Нурлана Сакуова, еще в 2008 году раскритиковал нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц. Он говорил, что повышение процентной ставки, как это делает Нацбанк Казахстана, нельзя считать универсальным механизмом по борьбе с инфляцией, не задаваясь вопросом о ее первопричинах. Например, в развивающихся странах инфляция во многом объясняется ростом мировых цен на нефть, а также на продукты питания, которые занимают значительную долю в расходах населения. По словам Стиглица, в таких странах инфляция в основном импортируемая, и повышение процентных ставок центральным банком не сможет повлиять на мировые цены зерна или топлива. Нобелевский лауреат также отмечал: "Остается надеяться, что большинству стран хватит ума не вводить инфляционное таргетирование. Мое сочувствие несчастным гражданам тех государств, которые все же его вводят".

Аналогичной идеи, по словам представителя НПП, придерживаются главный экономист Международного валютного фонда Оливер Бланшар и профессор Гарвардского университета Джеффри Франкель. Последний видит решение в переходе от таргетирования инфляции к таргетированию темпа роста номинального ВВП. То есть должна произойти переориентация денежно-кредитной политики – цель по обеспечению стабильности цен должна сменить иная цель, направленная на стимулирование экономического роста и занятости.

- Стремясь к понижению инфляции, Нацбанк заявляет, что стабильность цен необходима для улучшения инвестиционного климата. В реальности же, кроме того, что завышенная ставка Нацбанка сама влияет на рост инфляции, она ограничивает и инвестиции, поскольку при столь дорогих заемных деньгах в экономике, они не могут быть эффективны. Улучшение условий кредитования и развитие долгосрочного кредитования могли бы подстегнуть бизнес к реализации долгосрочных проектов и модернизации, к строительству новых мощностей. А без источников долгосрочного кредита на приемлемых условиях роста инвестиций ждать не стоит, – подчеркивает Нурлан Сакуов.

По его мнению, снижение процентных ставок позволит облегчить и долговую нагрузку населения, а снижение размеров процентных платежей даст возможность гражданам увеличить сбережения. Это станет ресурсом для инвестиций, увеличит объемы продаж товаров и услуг.

- Вес денежного агрегата M2 в ВВП страны составил 24 процента, в то время как в РФ он составляет 45 процентов, а в КНР – 195 процентов. Это означает, что у Казахстана существуют еще монетарные резервы для стимулирования роста. Поэтому меры финансовой поддержки, оказываемые в рамках таргетирования роста ВВП, должны быть направлены на конкретные инвестиционные проекты под определенную программу, чтобы деньги работали на экономику и обеспечивали мультипликативный эффект, – заключил директор департамента экономики НПП Нурлан Сакуов. 

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться