/img/tv1.svg
RU KZ
Братские отношения Казахстана и Кыргызстана будут восстановлены

Братские отношения Казахстана и Кыргызстана будут восстановлены

Так считает президент РК Нурсултан Назарбаев.

15:44 01 Декабрь 2017 6125

Братские отношения Казахстана и Кыргызстана будут восстановлены

Автор:

Жанболат Мамышев

Фото: reuters.com

30 ноября в Минске по просьбе кыргызской стороны президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев провел встречу с президентом Кыргызской Республики Сооронбаем Жээнбековым. В ходе встречи президент Казахстана поздравил президента Кыргызстана с победой на последних президентских выборах.

«Необходимо восстановить родственные и братские отношения между двумя странами. Это в интересах наших народов», – цитирует Нурсултана Назарбаева пресс-служба Акорды.  

Президент Казахстана отметил, что в ближайшее время рабочие группы правительств двух стран проработают и подпишут дорожную карту. После завершения данной работы, согласно обращению кыргызской стороны, будут решены существующие вопросы на казахстанско-кыргызской границе.

«Мы будем осуществлять совместный контроль границы с участием казахстанской и кыргызской сторон, а также представителей ЕАЭС. Такую же процедуру целесообразно определить и для кыргызско-китайской границы», – сказал Нурсултан Назарбаев.

Кроме того, глава государства пригласил президента Кыргызской Республики в Казахстан с официальным визитом.

В свою очередь Сооранбай Жээнбеков поблагодарил Нурсултана Назарбаева за поздравление и приглашение посетить Казахстан с официальным визитом.

«Мы обсудили вопросы взаимодействия наших стран и пришли к единому мнению по ряду позиций. Я попросил, несмотря на существующие проблемы, открыть границу под мою персональную ответственность», – сказал президент Кыргызстана.

В завершение встречи Нурсултан Назарбаев подчеркнул добрососедский характер отношений двух стран, выразив пожелание решать все возникающие вопросы в конструктивном ключе.

Ситуация с прохождением людей и грузов на казахстанско-кыргызской границе ужесточилась после ряда скандальных заявлений предыдущего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева.

В частности, Алмазбек Атамбаев обвинил Казахстан в попытке повлиять на выборный процесс в руководимой им стране. Выступая в начале октября на церемонии вручения государственных наград, лидер соседнего государства заявил, что «нам хотят навязать своего кандидата казахские власти».

«Они любят Бакиева. Бакиевы до сих пор проводят в Казахстане праздники. ...Потому что мы подаем плохой пример для казахского народа. Правильно говорит Нурсултан Назарбаев, что даже ВВП Алматы в пять раз больше, чем ВВП всего Кыргызстана, что ВВП Казахстана больше экономики Кыргызстана в 20 раз. И средний валовой продукт Казахстана в доходах в 10 раз больше Кыргызстана. Почему тогда пенсии Казахстана больше всего в полтора раза, а не в десять, а тарифы выше в пять раз? (Минимальная пенсия в Кыргызской Республике – 1500 сомов (7500 тенге), минимальная пенсия в Республике Казахстан – 45711 тенге (около 9123 сомов); средняя пенсия в КР – 5150 сомов (около 25801 тенге), средняя пенсия в РК – 66051 тенге (13183 сома). Обменный курс: 1 сом = 5,03 тенге. Таким образом, в Казахстане минимальная пенсия в шесть раз превышает минимальную пенсию в Кыргызстане, средняя пенсия – в два с половиной раза. – Прим. ред.) Потому что разворовывают богатства Казахстана. И мы подаем плохой пример, Атамбаев – плохой пример справедливой власти. У меня не обогащались бы олигархи, подобные Утемуратову, к которому на поклон едут такие, как Бабанов и Сариев (Омурбек Бабанов и Темир Сариев – кандидаты в президенты КР. – Прим. ред.). Правильно Назарбаев на встрече с Бабановым говорил о молодом президенте. Но кому нужен молодой президент? Нам или Казахстану? Я поддерживаю слова Назарбаева о том, чтобы молодой президент к нам пришел. Если наши соседи не очухаются, не опомнятся, я буду говорить по-другому», – неожиданно распалился президент Кыргызстана.

В течение своего более чем двадцатиминутного выступления лидер КР неоднократно возвращался к «казахской проблематике», и было видно, что она его наряду с предстоящими выборами волнует сильнее всего. 

Также глава Кыргызстана пригрозил «разобраться» с кандидатами в президенты Омурбеком Бабановым и Темиром Сариевым до 1 декабря 2017 года, когда истекут его президентские полномочия.

Вместе с тем министерство иностранных дел Казахстана отреагировало на высказывания лидера КР.

«Министерство иностранных дел Республики Казахстан в связи с высказываниями президента Кыргызской Республики А. Атамбаева от 7 октября 2017 года в адрес руководства Республики Казахстан, распространенными в кыргызских СМИ, заявляет решительный протест и считает их недопустимыми в отношениях между двумя дружественными государствами. Выражаем уверенность, что безответственные, провокационные по своей сути и ложные утверждения в предвыборных целях президента Кыргызстана не смогут нанести ущерб многовековым узам дружбы и взаимной помощи между нашими странами. Казахстанская сторона остается приверженной курсу на развитие традиционно братских отношений с кыргызским народом», – говорилось в заявлении МИДа.

Это была вторая нота протеста между КР и РК за неполные полмесяца. 20 сентября стало известно, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял в Акорде кандидата в президенты Кыргызстана Омурбека Бабанова. Также 20 сентября временному поверенному в делах Казахстана в КР МИД вручил ноту протеста, после чего МИД РК заявил, что встречи у президента с представителями других стран проходят постоянно. Например, Нурсултан Назарбаев также встречался 14 августа и с другим кандидатом в президенты – Сооронбаем Жээнбековым.

На этом фоне казахстанская сторона усилила контроль на ряде контрольно-пропускных пунктов с 10 октября. В результате этого на КПП скопились сотни грузовиков, в том числе и со скоропортящейся продукцией. В Кыргызстане пошли заявления о понесенных различными игроками рынка убытках. Кыргызстан традиционно поставляет в Казахстан и транзитом через Казахстан в РФ ряд товаров, в том числе плодово-овощную, молочную и текстильную продукцию.

18 октября Астану во главе официальной делегации в составе порядка 30 человек посетил премьер-министр КР Сапар Исаков. Он провел переговоры с премьер-министром РК Бакытжаном Сагинтаевым. Сам визит главы кыргызского кабмина стал возможен по итогам телефонного разговора, состоявшегося по инициативе кыргызской стороны.

«Я, как премьер-министр Кыргызстана, настроен на конструктивную работу», – отметил Сапар Исаков.

Как сообщил по окончании переговоров Бакытжан Сагинтаев, состоялся «детальный» разговор по широкому спектру экономических вопросов. В частности, в узком и расширенном форматах были рассмотрены вопросы, касающиеся пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования с учетом соответствующих норм и правил Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации.

«Во-первых, мы обсудили проблемные вопросы двусторонних экономических отношений. Они касаются взаимодействия наших стран в сфере пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля. Также рассмотрены проблемные вопросы, касающиеся таможенного и налогового администрирования с учетом соответствующих норм и правил ЕАЭС», – сказал Бакытжан Сагинтаев.

Речь в том числе шла о том, что таможенные органы РК выявляют факты недостоверного декларирования кыргызскими импортерами товаров из Китая при транзите через территорию Казахстана в РФ.

«Из-за этого мы несем прямые убытки», – справедливо заметил Бакытжан Сагинтаев.

Ранее в министерстве финансов РК и подконтрольном ему комитете государственных доходов уже отмечали необходимость усиления контроля на границах за передвижением товаров. Так, министр финансов Бахыт Султанов сообщил журналистам, что с целью качественного оснащения нового периметра внешней границы Евразийского экономического союза и защиты экономических интересов всех стран ЕАЭС Казахстан уже ратифицировал соглашение об оказании соседям помощи в размере 41,2 миллиона долларов на укрепление внешнего контура – позднее Кыргызстан демонстративно отказался от этой помощи в общей сумме 100 миллионов долларов. В том числе помощь Бишкеку была оказана и Москвой. Председатель комитета государственных доходов министерства финансов РК Ардак Тенгебаев сообщил, что с 1 октября запущена в опытную эксплуатацию подсистема «Транзит» новой информационной платформы «Астана-1», которая позволяет представлять таможенные декларации в электронном виде, а также осуществлять эффективный таможенный контроль. При этом автоматизированная система управления рисками исключает человеческий фактор при принятии решений по мерам таможенного и административного реагирования и минимизирует коррупционные проявления.

Г-н Тенгебаев отметил, что в новой информационной системе оформлено 13599 транзитных деклараций, причем в большинстве случаев система управления рисками сработала по транзитным декларациям в Кыргызстан.

«В целом анализ объемов транзита товаров из Китайской Народной Республики в Кыргызстан через территорию Казахстана показал резкое увеличение объемов таких перевозок. Так, в 2015 году было перемещено товаров на 130 тысяч тонн, в 2016 году уже 216 тысяч тонн. За девять месяцев 2017 года объем товаров составил 160 тысяч тонн. При этом импорт китайских товаров в Республику Казахстан сократился практически пропорционально увеличению транзита китайских товаров в Кыргызскую Республику», – сказал он.

При этом отмечается занижение таможенной стоимости. Сопоставление индексов таможенной стоимости товаров, применяемых при таможенной очистке в Республике Казахстан и Кыргызской Республике, показало, что принимаемая таможенными органами Кыргызской Республики таможенная стоимость зачастую ниже той, которая принимается таможенными органами Республики Казахстан. В некоторых случаях отклонение составляет два и более раза от таможенной стоимости, заявляемой в Республике Казахстан. Все это, заявляли в КГД, связано с более жестким администрированием таможенной стоимости товаров в Республике Казахстан и недостаточным контролем за достоверностью декларирования и таможенной стоимостью товаров со стороны таможенных органов Кыргызской Республики. Также в рамках мониторинга за перемещаемыми товарами из КНР в Кыргызскую Республику выявляются факты не только занижения таможенной стоимости, но и ввоза товаров контрабандным путем, незаявления в товарно-транспортных накладных фактического веса и наименования товаров, замены наименований товаров и так далее.

На фоне этого только за несколько дней бюджет недополучил пять миллиардов тенге из-за серого ввоза товаров из Кыргызстана.

«Мы взяли данные из декларации и увидели, что часть товаропотока не находит отражения. По нашим подсчетам, стоимость незадекларированных товаров составила порядка 49 миллиардов тенге. Как вы понимаете, НДС недоплачен в бюджет Казахстана. Это уже наши чистые потери свыше пяти миллиардов тенге. В связи с этим в настоящее время органами госдоходов осуществляется контроль товаров из Кыргызской Республики», – сказал Ардак Тенгебаев.

В целом же страны ЕАЭС терпят порядка 300 миллионов долларов убытков из-за теневого оборота товаров на границах Кыргызстана.

В свою очередь министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек сообщил, что во время усиления контроля выявлены нарушения в сфере транспортных перевозок.

«За первые семь дней проверено 2721 транспортное средство, выявлено 193 нарушения. Хотел бы отметить, что более 60% этих нарушений принадлежат автотранспортным средствам из Кыргызстана. То есть каждое шестое-седьмое кыргызское автотранспортное средство идет с нарушениями через территорию Казахстана», – сказал г-н Касымбек.

По его словам, зачастую у перевозчиков отсутствуют товарно-транспортные накладные, машины едут с превышением весогабаритных параметров, также есть ряд других нарушений.

Кыргызская сторона, по словам Бакытжана Сагинтаева, согласилась с поставленными вопросами.

«Премьер-министр Сапар Исаков гарантировал конструктивный подход к решению проблем, связанных с выполнением Кыргызстаном своих обязательств, а также с соблюдением экономических интересов пространства Евразийского экономического союза», – сказал глава казахстанского правительства.

По итогам наших переговоров было принято решение о создании рабочей группы под председательством первых заместителей премьер-министров Казахстана и Кыргызстана. Рабочая группа в течение пяти рабочих дней должна была разработать совместную дорожную карту. После принятия дорожной карты стороны обязались обеспечить полное выполнение достигнутых договоренностей. Что касается реальных успехов для Кыргызстана, то стороны договорились обеспечить приоритетный порядок пересечения государственной границы между странами (особенно на Кордае) для: физических лиц с личным багажом; автотранспортных средств, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки; легкового автотранспорта; порожних грузовых автотранспортных средств. Таким образом, в отношении грузоперевозок усиленный контроль сохраняется. 

Вместе с тем соответствующая дорожная карта так и не было принята в работу.

Интересно, что 27 ноября новый президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков первым же указом наградил Алмазбека Атамбаева высшей степенью отличия «Кыргыз Республикасынын Баатыры» (Герой Кыргызской Республики) с вручением особого знака «Ак Шумкар» и выразил ему глубокую признательность за достижения на посту президента.

«За исключительные заслуги перед народом, выдающийся вклад в укрепление государственной независимости Кыргызстана, единства народа, мира и согласия в стране, создание прочного фундамента для устойчивого развития КР, а также проявленные политическую волю и мужество Атамбаеву Алмазбеку Шаршеновичу присвоена высшая степень отличия «Кыргыз Республикасынын Баатыры» с вручением особого знака «Ак Шумкар», – говорилось в сообщении пресс-службы главы Кыргызстана.

Таким образом, новый глава Кыргызстана выполнил ранее данное обещание. 24 ноября вступивший в должность президента Сооронбай Жээнбеков пообещал первым указом присвоить экс-главе Алмазбеку Атамбаеву звание Героя Кыргызской Республики.

В ходе инаугурации Сооронбай Жээнбеков выразил глубокую признательность уже экс-президенту Алмазбеку Атамбаеву за служение народу и предложил присвоить ему высший знак отличия – звание Героя Кыргызской Республики.

«Мой первый указ будет о Вашем награждении», – сказал Сооронбай Жээнбеков. После этих слов Алмазбек Атамбаев прослезился.

Жанболат Мамышев

Кыргызстан опроверг информацию о выходе из ЕАЭС из-за-разногласий с РК

Какие условия примет Кыргызстан.

24 Июнь 2020 10:24 4065

Кыргызстан не будет выходить из ЕАЭС из-за разногласий с Казахстаном. Об этом в эксклюзивном материале телеканала Atameken Business сообщил замминистра экономики соседней страны Эльдар Алишеров. Более того, он уточнил, что Кыргызстан готов принять ряд условий нашей стороны. Эксклюзивное интервью записала Молдир Абдуалиева.

Действительно, градус напряжения между двумя республиками в торговых вопросах пошел на спад. Во-первых, заместитель министра экономики Кыргызстана опроверг информацию о возможном выходе страны из состава ЕАЭС из-за разногласий с Казахстаном. Эльдар Алишеров сообщил, что заявления были неверно интерпретированы и подобные угрозы с их стороны не звучали. А две недели назад представители их экономического ведомства провели видеопереговоры с отечественным министерством торговли и комитетом госдоходов. В итоге рабочие группы договорились разработать механизмы для урегулирования сложившейся ситуации. Среди них – маркировка товаров, создание дорожной транзитной карты и построение цифрового транспортного коридора. Кроме того, Кыргызстан заявил о готовности внедрения навигационных пломб, то есть систем слежения за передвижением грузовых транспортов для решения проблемы лжетранзита. Не остался без внимания и вопрос неуплаты налогов.

Эльдар Алишеров – заместитель министра экономики Кыргызстана:

«Допустим, погранконтроль совместно работает с вашими налоговиками. Предоставляет информацию, что такая-то машина заехала в Казахстан, сказали, что едет в Россию, но в Российскую Федерацию не выехала. Все. По номерам машины ее поймали и оштрафовали. Вот так со лжетранзитом можно решить вопрос. По поводу того, что у вас налогоплательщики не хотят регистрироваться и платить налоги, – эта проблема и у нас есть. Это в любой стране, особенно на постсоветском пространстве. Мы сказали, давайте попробуем «пилот» «пломб». Хотя мы у себя ловим таких нерадивых налогоплательщиков, которые привозят товар и не регистрируют, чтобы не платить. Только мы это делаем не на границе, а другими инструментами – посредством счетов-фактур, фискальных чеков».

По мнению заместителя министра, ужесточение проверок на границе в отношении предпринимателей стран – участниц ЕАЭС нарушает принцип свободы передвижения товаров. Но, поскольку казахстанская сторона выступила инициатором разработки электронных систем и Кыргызстан ответил согласием, Алишеров уточнил, что теперь их сторона в ожидании ответа.

Эльдар Алишеров:

«Теперь ждем, они (казахстанская сторона)  сказали, с этой компанией поговорят, дадут нам ответ. Мы ждем. Мы готовы принять все условия в рамках перевозки грузов, но это не должно быть так, что только Кыргызстан это делает. Давайте «пилот» проведем в течение месяца-двух, как вам удобно. Вы устанавливаете, и мы смотрим, что происходит. И все видят. Всем странам ЕАЭС покажем эффективность этой работы».

Ранее государства обменялись взаимными упреками. Кыргызстан направил жалобу в ВТО, заявив об ужесточении мер пропуска грузового транспорта и досмотра товаров. Казахстан же ответил, что подобные мероприятия проводятся в отношении всех стран – участниц ЕАЭС. Но недостаточное администрирование с киргизской стороны приводит к потерям бюджета от неуплаты НДС и таможенных пошлин. Например, в 2019-м было зарегистрировано более 2,5 тысячи фактов ввоза товара фиктивным резидентам Казахстана, и при этом НДС киргизские предприниматели не оплатили. Сейчас казахстанские министерства торговли и финансов от комментариев воздерживаются. Полагаю, что наша сторона также рассматривает способы разрешения имеющихся проблем. Мы будем следить за развитием ситуации.

Меруерт Абдуалиева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Кыргызстан ждут очень большие проблемы»

Экономика КР умрет явно быстрее, чем страна успеет подготовиться.

12 Апрель 2020 11:31 12776

Об этом в эксклюзивном интервью inbusiness.kz рассказал политолог из Бишкека, директор ОФ «Трансграничная исследовательская сеть Центральной Евразии» Денис Бердаков.

В Кыргызстане на сегодня 298 подтвержденных фактов коронавируса, пять человек скончались. На территории Бишкека, Оша и Джалал-Абада, Ноокатского и Кара-Суйского районов Ошской области, Сузакского района Джалал-Абадской области введено чрезвычайное положение и комендантский час. Работа общественного транспорта и такси остановлена, разрешается передвигаться только на личном авто. Причем днем передвижения граждан по населенным пунктам ограничены, с 20:00 до 07:00 – полностью запрещены.

– Денис, какова обстановка в Кыргызстане на данный момент?

– Ситуация, как и во многих странах мира, действительно сложная. Коронавирус, кроме всего прочего, приводит к огромным социально-экономическим и политическим последствиям, и этот феномен оказал очень сильное влияние на жизнь всей республики. Ситуация новая и сложная, такой не было никогда. Элиты давно не встречались с таким системным вызовом. И, даже несмотря на то, что вирус не настолько страшен, как его малюют, ситуация с ним поставила некоторые государства на грань социальной и экономической катастрофы.

– А как оперативно ваши власти отреагировали на эпидемию?

– У нас было много времени [для принятия решений], мы уже видели пример Китая, Италии, Ирана. Полностью закрыть авиасообщение надо было недели за три-четыре, а не в третьей декаде марта. На мой взгляд, если бы мы закрылись 2-5 марта, то имели бы только единичные случаи заболевания. Но очень тяжело решиться на такие шаги: в тех регионах, где введено чрезвычайное положение, экономика почти полностью встала.

В Кыргызстане введен серьезнейший карантинный режим, ночью введен комендантский час, но уже понятно, что вирус вырвется (зараженные есть помимо тех, кто находится в обсервации), и все предпринимаемые меры – это просто отсрочка.

Но мы не понимаем, как долго это все будет продолжаться: сколько экономику и людей нужно будет держать на карантине? По разным оценкам, от полугода до полутора лет. То есть пока все не переболеют или не появится вакцина.

– Насколько сильно «оборонительные бои» с COVID-19 ослабят экономику страны?

– Бои действительно идут очень серьезные. Я не помню такого серьезного падения доходной части бюджета. При плане на 2020 год в 2,2-2,3 млрд долларов (в зависимости от курса), по оценкам президента, мы потеряем 400-450 млн долларов.

– Пятую часть, серьезно.

– Наш президент достаточно быстро смог найти ресурсы у крупных международных организаций и финансовых институтов:

  • МВФ выделил $120 млн;
  • Германия (GIZ) – $550 тыс.;
  • Исламский банк развития – $11 млн;
  • Всемирный банк – более $21 млн;
  • ЕБРР рассматривает выделение $100-150 млн;
  • Азиатский банк развития утвердил выделение $200 тысяч на приобретение оборудования и медикаментов, также АБР выделит дополнительные гранты и кредиты для укрепления системы здравоохранения.

Россия, США, Китай и Турция помогают тестами, масками, аппаратами ИВЛ.

– А Казахстан чем помог?

– Тем, что разрешил нам за деньги покупать свою муку. Но таковы нынешние реалии, и за это спасибо.

– Экономика страны – это в первую очередь ее бюджет. В мае прошлого года Вы говорили, что в 2018 году от киргизских трудовых мигрантов поступило 2,6 млрд долларов, а госбюджет КР составил около 2,1 млрд долларов. Кроме этих переводов, какие сектора пострадают в наибольшей степени?

– В Кыргызстане роль бюджета крайне низка по сравнению, например, с Россией, Казахстаном или Белоруссией. Наш бюджет – это не бюджет развития, это содержание чиновников, зарплаты государственных служащих: врачей, учителей, полиции, военных и немного строительство дорог… У нас слабо финансируемые слабые государственные институты: зарплата в министерствах от 100 до 200 долларов.

Бюджетникам мы зарплату и пенсии выплатим. Но гораздо серьезнее ситуация в самой экономике, она была экспортно ориентированной и завязана на внешний мир. Последние годы она состояла из четырех потоков, и по этим системным потокам нанесен очень серьезный удар.

Первый. Довольно мощный кластер швейного производства, в котором занято 200-300 тыс. человек. Из Турции и Китая поступали ткань и фурнитура, в Бишкеке все отшивалось и продавалось в Россию, Казахстан и даже некоторые страны Восточной Европы.

Хоть и с проблемами, но он развивался и давал огромную низовую занятость: люди платили простейший патент по 4-5 тыс. сомов на каждую швею и шили столько, сколько могли продать. В этом секторе проблемы начались раньше введения режима ЧП, еще с февраля: Россия и некоторые другие страны прекратили заказывать продукцию. А еще раньше – с января – Китай закрыл границу и начался дефицит тканей. Сейчас вся отрасль уже больше месяца стоит. В России, например, спрос на одежду и обувь упал на 90%. Так что после окончания карантина нам понадобятся месяцы, чтобы загрузить швейную отрасль.

Второе, на чем жил Кыргызстан, – это переводы трудовых мигрантов. У нас, кроме России, были трудовые мигранты в Турции, Южной Корее и немного в США. По итогам февраля мы видим падение переводов на 20-30%, а в апреле они упадут на 40-45%.

А каждый мигрант содержит здесь двух-трех человек. Это огромная ударная волна, которая начинает идти оттуда. Более того, у нашего государства нет денег, чтобы эвакуировать их из стран пребывания, а у самих людей уже не будет денег на подорожавшие билеты. Это настолько сложный системный вызов, что не понятно, что с ним делать.

Третий. Реэкспорт товаров из Китая, который шел почти на все СНГ. Теперь это все рухнуло. Мы не получаем НДС, наши предприниматели не работают на крупнейших рынках «Дордой» и «Карасу» – они закрыты.

На одном «Дордое» работали десятки тысяч людей, тысяча водителей фур, тысячи грузчиков и тачечников, которые жили от получки до получки, зачастую ежедневной. Это третий мощнейший удар по экономике, причем как по официальному, так и неофициальному денежному потоку, который шел в страну.

– Давайте «не отходя от кассы» поговорим о закрытой границе между Казахстаном и Кыргызстаном. Как сейчас с легальной торговлей и не меньшим объемом контрабанды?

– Да, граница закрыта. Контрабанда же шла с ведома и киргизской, и казахской погранслужб, которые так или иначе в этом участвовали. По крайней мере, знали или догадывались об этом. Сейчас даже было бы хорошо, чтобы хоть какая-то контрабанда шла, потому что в Кыргызстане по многим позициям очень нужны продукты, но их нет. Все просто боятся появления дополнительных очагов вируса на своей территории. Торговля встала и с Казахстаном, и с Узбекистаном, и с Таджикистаном, и с Китаем. Как и большинство стран мира, мы оказались в полной изоляции, и непонятно, когда это все закончится: будут возникать новые вспышки заболевания, районы будут закрывать и т. д. Хорошо, что есть железная дорога и открытые ж/д перевозки до Бишкека из Казахстана, и спрос на эти перевозки растет.

Четвертый поток. Таксисты, водители маршруток, мелкий и средний бизнес: магазины, кафе и рестораны очень сильно пострадали.

– Бишкек славился самым большим количеством кафе на душу населения.

– Это огромная по занятости сфера, которая потребляла массу продуктов питания и организовывала много рабочих мест, в первую очередь для студентов.

В одном только Бишкеке зарегистрировано 16 тыс. таксистов, в основном это люди многодетные и небогатые, арендующие машины и бусики. Им тяжело будет протянуть без заработка даже две-три недели, и без работы они встанут на грань голода. Серьезнейший удар по экономике и низовой занятости.

– Вы как-то говорили, что Кыргызстан – это, по сути, торговая республика венецианского типа, где слабые государственные институты, но в целом люди жили на уровне «нам хватало». А теперь не хватает очень широкому слою населения?

– Сейчас с этим очень сложно, и что делать с экономикой – вопрос тоже сложный. Если бы мы победили коронавирус простым введением ЧС до 15 апреля, было бы хорошо. Но количество зараженных растет, и всем понятно, что нужно продлевать еще на месяц, а то и на два. Как говорят в ВОЗ, все эти карантины только для того, чтобы смазать волну и дать время государствам подготовиться: закупить оборудование, аппараты ИВО, подготовить медиков…

– А может быть, просто не видеть невидимый вирус?

– В этом плане интересен опыт Таджикистана, который банально на все закрыл глаза с пониманием, что у него молодое, сильное население, и оно перенесет коронавирус. То есть, на их взгляд, отсутствие ограничений и режима ЧС спасет больше жизней, чем попытки играть в самоизоляцию и сильную страну с успешным здравоохранением. У нас сейчас побочных явлений от введения ЧС очень много: больные онкологией не могут из регионов попасть в больницу в Бишкеке, беременные не могут попасть на прием и т. д.

Но для нас уже понятно, что экономика умрет явно быстрее, чем мы успеем подготовиться необходимым образом. И нас ждут если не голодные бунты, то большие проблемы: уже сейчас, по подсчетам правительства, 210-230 тысяч семей нуждаются в регулярной помощи государства. Это те люди, которым надо раз в неделю выдавать большой продуктовый набор. Сейчас кабинет оказывает помощь 35 тысячам. При продолжении нынешней ситуации еще на три-четыре недели таких семей уже будет 500-600 тысяч.

– А страна обладает такими государственными материальными резервами?

– Нет. Бюджет, который с помощью доноров будет еле-еле сведен, придется тратить на питание своих граждан. Отчаяния нет, но и нет таких запасов, как в России и у Казахстана, у которого, на мой взгляд, были очень хорошие меры по поддержке малого бизнеса (освобождение от налогов) и адресная помощь в 42 500 тенге. У нас таких мер, к сожалению, нет. Если ситуация продлится еще полтора-два месяца, то мелкий бизнес просто вымрет.

Олег И. Гусев